Объект налогообложения – доходы минус расходы налоговый период

Объект налогообложения – доходы

1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов за отчетный (налоговый период).

2. Определяется первоначальная сумма налога = налоговая база  * 6%.

3. Определяется сумма уплаченных взносов на ОПС.

3.1. Если первоначальная сумма налога * 50% > суммы уплаченных взносов на ОПС, тогда сумма вычета = сумма взносов.

3.2. Если первоначальная сумма налога * 50% < суммы уплаченных взносов на ОПС, тогда сумма вычета = первоначальная сумма налога *50%.

4. Определяется сумма пособий по временной нетрудоспособности = общая сумма выплаченных пособий – сумма, возмещаемая ФСС РФ.

5. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога – сумма вычета - сумма пособий по временной нетрудоспособности – сумма налога за предыдущий период.

Объект налогообложения – доходы минус расходы отчетный период

1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов - сумма учитываемых расходов за отчетный период.

1.1. Если налоговая база > 0, первоначальная сумма налога = налоговая база * 15%.

1.2. Если налоговая база < 0, налог не уплачивается.

2. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

3. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога - сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

3.1. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет > 0: платим.

3.2. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет < 0: не платим.

Объект налогообложения – доходы минус расходы налоговый период

1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов - сумма учитываемых расходов за налоговый период.

2. Определяется сумма минимального налога = доходы х 1%.

2.1. Если налоговая база< 0, уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога. (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

2.2. Если налоговая база > 0, тогда:

3. Определяется первоначальная сумма налога = налоговая база * 15%.

3.1. Если сумма минимального налога > первоначальной суммы налога, уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога. (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

3.2. Если сумма минимального налога < первоначальной суммы налога, тогда сумма налога = первоначальная сумма налога.

4. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

5. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога - сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

5.1. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет > 0: платим.

5.2. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет < 0: не платим.

3.4 УСН на основе патента

 

Помимо обычной упрощенной системы налогообложения существует еще и УСН на основе патента. Она обладает рядом особенностей. Условия перехода на УСН на основе патента очень сильно сужают круг налогоплательщиков, которые могут ею пользоваться. В результате, эта система налогообложения не очень популярна.

На патентную УСН могут перейти только индивидуальные предприниматели, если:

· предприниматель не имеет наемных работников (даже по гражданско-правовым договорам, например, по договору подряда, оказанию услуг и т.д.)

· предприниматель осуществляет один из видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.

Перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых лицо может применять УСН на основе патента, очень широк - сейчас 69 наименований. В него входят, например, ветеринарные услуги, ритуальные услуги, ремонт часов, копировальные работы, услуги платных туалетов и много чего еще.

Для того, чтобы индивидуальный предприниматель мог перейти на УСН на основе патента, в субъекте РФ должен быть еще принят закон, в котором указывается конкретный перечень видов предпринимательской деятельности (в пределах ст. 346.25.1 НК РФ).

Однако принятие такого акта субъектом РФ еще не означает, что предприниматель, занимающийся соответствующим видом деятельности, обязан переходить на УСН на основе патента. В этом состоит отличие патентного УСН от ЕНВД. Налогоплательщик вправе применять и обычную «упрощенку», тогда как ЕНВД - вещь строго обязательная.

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2009 года отменены законы о патентной УСН в следующих регионах:

· Иркутская область

· Калининградская область (с 01.02.2009)

· Камчатский край

· Краснодарский край

· Магаданская область

· Орловская область

· Саратовская область

Переход на УСН на основе патента происходит следующим образом: Индивидуальный предприниматель подает заявление в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе (не позднее, чем за месяц до начала применения такой формы УСН).

Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.

Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан.

Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации.

В случае если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта РФ, этот индивидуальный предприниматель обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 настоящего Кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок (квартал, полугодие, девять месяцев) стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный пунктом 2 ст.346.25.1, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный пунктом 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленной статьей 346.29 настоящего Кодекса в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.

При нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе привлечения в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) или осуществления на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент.

В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

С 1 января 2009 года предприниматели, работающие по патенту, получают право заниматься сразу несколькими видами деятельности, нанимать работников и иметь среднесписочную их численность за год до 5 человек (п.1, 2 и 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ).

 Установлен порядок перехода на общий режим налогообложения в случае превышения в налоговом периоде максимально допустимого размера доходов и (или) численности наемных работников (п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ).

 Минимальный срок, на который выдается патент, сокращен до одного месяца, и налоговым периодом считается срок, на который выдан патент (абз. 3 п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). В настоящее время этот период составляет квартал.

 Отменена обязанность индивидуальных предпринимателей на патенте вести учет расходов, учитываются только доходы (п. 12 ст. 346.25.1 НК в новой редакции).

 

3.5 Сравнение УСН с объектом налогообложения доходы, и объектом налогообложения доходы минус расходы

 

В качестве примера рассмотрим налоговую нагрузку типовой российской фирмы, занимающейся оптовой продажей, сдачей свободных площадей в аренду и оказывающей транспортные услуги. В полной мере эту фирму можно отнести к разряду средних по объемам выручки и малую по численности работников.

Базовые условия приведены в Таблице 2. Я не стану расписывать технологию расчета налогов по классической системе налогообложения, а сразу приведу их результаты в Таблице 3.

                                                                                                     Таблица 2

№ п/п Показатели за год Сумма (тыс. руб)
1. Общий валовой доход организации 16962
2. Остаточная стоимость здания 12000
3. Выручка за аренду части здания (2400 кв.м) 6912
4. Выручка от реализации строительными материалами, в т.ч. НДС 8700
5. Закупочная стоимость реализованных материалов (с  НДС) 6500
6. Коммунальные расходы по содержанию здания (с  НДС) 1500
7. Выручка от оказания услуг общественного питания на общей площади здания в 270 кв.м., в т.ч. зал обслуживания посетителей – 90 кв.м.   1200
8. Общий фонд оплаты труда. В штатном расписании фирмы: директор, бухгалтер, кладовщик, 3 менеджера по продажам, 3 грузчика и 3 водителя   720
9. Заработная плата каждого работника 5
10. На балансе организации числятся и эксплуатируются 3 автомобиля ГАЗ с мощностью двигателя по 150 л.с. (один автомобиль используется исключительно для административных целей, один для перевозки строительных материалов и один – для оказания транспортных услуг)     210

 

          


                                                                                         Таблица 3

Наименование налога Сумма (руб)
1. НДС 1180145
2. ЕСН 121079
3. Начисления в Пенсионный фонд 35605
4. Отчисления на социальное страхование от несчастных случаев 1440
5. Налог на имущество организации 251442
6. Транспортный налог 3150
7. Налог на прибыль 1371495
8. ЕНВД 62819
ИТОГО 3027175
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА 18%

Предположим теперь, что деятельность рассматриваемого предприятия переведена на 6 – процентную «упрощенку». Какова же величина налоговой нагрузки в этом варианте? Эти данные представлены в Таблице 4.

                                                                                                   Таблица 4

Наименование налога Сумма (руб.)
1. Единый налог при УСНО 871525
2. ЕНВД 62819
3. Начисления в Пенсионный фонд (при ЕНВД) 35605
4. Начисления в Пенсионный фонд (при УСН) 65195
5. Отчисления на социальное страхование от несчастных случаев 1440
6. Транспортный налог 3150
ИТОГО 1039734

Относительная налоговая нагрузка организации при применении упрощенной системы налогообложения в размере 6% составит: 6,13%(1039734 руб./16962000 руб.*100%), то есть 6 рублей 13 копеек на каждые 100 рублей валового дохода.

А теперь предположу, что организация при выборе системы налогообложения в качестве объекта налогообложения выбрала 15 – процентный режим УСН, то есть «доходы минус расходы». Результаты представлю в Таблице 5.


                                                                                                  Таблица 5

Наименование Сумма (руб.)
1. Заработная плата 465676
2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование 65195
3. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев 1440
4. Коммунальные платежи 1166226
5. Оплата стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без НДС) 5508475
6. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченного в составе цены за товар и коммунальные услуги 1201446
ИТОГО 8408458

Налогооблагаемая база составит: 7203542 руб. (8700000 руб. + 6912000 руб. – 8408458 руб.). Сама сумма налога составит – 1080531 тыс.руб. (7203542 руб.*15%). Сумма всех налогов представлена в Таблице 6.

                                                                                                  Таблица 6

Наименование налога Сумма (руб.)
1. Единый налог при 15 – процентной УСН 1080531
2. Начисления в Пенсионный фонд (при ЕНВД) 35605
3. Начисления в Пенсионный фонд (при УСН) 65195
4. Отчисления на социальное страхование от несчастных случаев 1440
5. Транспортный налог 3150
6. ЕНВД 62819
ИТОГО 1248740

Относительная налоговая нагрузка организации при применении 15 - процентной «упрощенки» составит: 7,36% (1248740 руб./ 16962000 руб.*100%), или 7 рублей 36 копеек на каждые 100 рублей валового дохода.

Сравним налоговые нагрузки по всем рассматриваемым моделям налогообложения. При применении классической системы налогообложения + ЕНВД относительная налоговая нагрузка составит 17,85%. Соответственно, при применении УСН (15%) + ЕНВД, она составит 7,36 %, а при УСН (%) + ЕНВД всего 6,13%.

Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения почти в 3 раза снижает налоговую нагрузку организации. Причем, следует отметить, что 15 и 6 % - процентная УСН по своей налоговой «тяжести» приблизительно равны. Сделаю выводы:

1) используя демократические свободы общества, любая хозяйственная структура имеет возможность «законно» снизить втрое свою налоговую нагрузку. Для этого ей достаточно формально «разделиться» на несколько малых предприятий, благо современные правила регистрации обществ с ограниченной ответственностью позволяют это осуществить за 5 дней.

Получается, что государство своими действиями буквально подталкивает бизнес к дроблению. И естественно, все крупные промышленные концерны используют эту возможность.

Итак, мы зафиксировали, что под «ширмой» малых предприятий спрятались средние по объемам и численности предприятия торговли, производства. Кому это выгодно? Безусловно, это в интересах собственника предприятия, ведь неоплаченные (в три раза) налоги находятся в его собственности.

Может, кому-нибудь еще это выгодно, например, наемному работнику? Оказывается, нет, ведь даже оплата по больничным листам и прочие социальные выплаты ограничены. Фактически налицо конфликт интересов работника и собственника.

2) социальный вывод: специальный налоговый режим предназначался главным образом для семейных (в прямом смысле этого слова) фирм. Именно в них оставшиеся после уплаты налога финансовые средства фирма вправе направить не только на развитие «своего дела», но и на социальные нужды: строительство жилья, организацию отдыха.

Проанализирую далее иные положительные аспекты применения УСН.

1. Уплата единого налога при УСН предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право не платить НДС и единый социальный налог (ЕСН). При этом индивидуальным предпринимателям следует иметь в виду и то преимущество, что освобождение от ЕСН касается не только выплат с собственных доходов, но и с сумм выплат работникам по трудовым договорам. Отрадно, что организации и индивидуальные предприниматели не платят налог на имущество, а это весьма существенные суммы.

2. Применение УСН значительно упрощает налоговый учет доходов и расходов налогоплательщиков и учет отдельных видов имущества.

3. Главное преимущество УСН – небольшая ставка налога. Остановимся на тех, кто платит 15% от доходов за вычетом расходов. Их налогооблагаемая база практически не отличается от показателя прибыли, а налоговая ставка значительно ниже. При этом организации, применяющие общий режим налогообложения, списывают расходы на приобретение основных средств постепенно, через амортизационные отчисления, а применяющие УСН – с момента ввода их в эксплуатацию (равными частями в течение налогового периода). Если же момент приобретения и момент ввода в эксплуатацию основных средств совпадают, то налогоплательщик вправе вычесть их полную стоимость из налогооблагаемой базы, с момента приобретения основных средств равномерно распределяя в течение налогового периода. Государство, таким образом, стимулирует активизацию инвестиционного процесса, крайне выгодного малому бизнесу, поскольку налогоплательщики, которые приобретают или ремонтируют основные средства большой стоимости, чаще всего, будут уплачивать минимальный налог в первые годы применения УСН, по ставке 1% от доходов (минимальный) согласно п.6 ст.346.18 НК РФ.

Казалось бы, опираясь на вышеприведенные доводы, можно сделать вывод, что переход на УСН выгоден всем налогоплательщикам. Однако даже в бочке меда может оказаться ложка дегтя. В данном случае речь идет об освобождении от НДС.

Этот налог организаций, перешедших на УСН, не платят. Но, как ни парадоксально, именно это положительное обстоятельство зачастую является аргументом против выбора данной системы налогообложения. У организаций, перешедших на УСН, существует реальная возможность потери части клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих НДС. Причина – в разрыве цепочки НДС. Если ваш покупатель работает с «НДС», то ему не выгодно будет работать с вами. Ведь если у иных поставщиков цена близкая к вашей, но предъявлен «входной НДС», значит, есть возможность сразу же эту сумму предъявить к зачету из бюджета. Главным образом, это относится к ситуации покупателя – посредника, либо переработчика.

Получается, что законодатель специально предусмотрел ограничение в интенсивном развитии «упрощенцев» (и не только лимитом в 20 млн. руб.). Они ограничены зоной сбыта своего продукта. Фактически для них предназначен сегмент экономики, в котором покупатели также освобождены от НДС (по двум основаниям – УСН или по ст.145 НК РФ) или когда закупленные товары реализуются напрямую населению и налогообложение производится по системе ЕНВД.

Именно в этих случаях «без НДСность» налогоплательщика не имеет принципиального значения – лишь бы товар был качественный и недорогой. Но, однако, слова словами, давайте докажем наше утверждение на языке цифр. Пример расчетов, приведенный в таблице 7, предусматривает условие работы с НДС, а в таблице 8 расчет уже без НДС (в связи с переходом на «упрощенку»).

                                                                                                   Таблица 7

№ п/п Показатели Поставщик ИП (с НДС) Покупатель
1 Входящая цена (себестоимость) руб. 120 180 240
2 Входящий НДС 18,31 27,46 36,61
3 Входящая себестоимость 101,69 152,54 203,39
4 Добавленная стоимость, руб. 50 50 50
5 Исходящая стоимость 151,69 202,54 253,39
6 Ставка НДС, % 18 18 18
7 Исходящий НДС 27,30 36,45 45,61
8 Исходящая цена 178,99 238,89 299
9 НДС к уплате 8,99 8,99 9

                                                                                                     

                                                                                                     Таблица 8

№ п/п Показатели Поставщик ИП (с НДС) Покупатель
1 Входящая цена (себестоимость) руб. 120 180 240
2 Входящий НДС 18,31 27,46  
3 Входящая себестоимость 101,69 152,54 240
4 Добавленная стоимость, руб. 50 50 50
5 Исходящая стоимость 151,69 202,54 290
6 Ставка НДС, % 18   18
7 Исходящий НДС 27,30   52,2
8 Исходящая цена 178,99 202,54 342,2
9 НДС к уплате 8,99   52,2

 

По итоговым строкам обеих таблиц заметно существенная разница в сумме НДС к уплате: 52,2 руб. и 9 руб. Кстати, отметим, что этот недостаток проявляется для оптового покупателя, а не рассматриваемого в нашем примере налогоплательщика.

Недостатки УСН.

Первый недостаток состоит в необходимости доплаты сумм единого налога и соответствующей суммы пени при реализации объектов основных средств. Иными словами, налогоплательщики со значительными стоимостями основных средств в первые годы применения упрощенной системы, скорее всего, будут уплачивать лишь минимальный налог по ставке 1% от доходов. Однако воспользовавшись столь существенной льготой и недоплачивая в бюджет значительные суммы налога, налогоплательщик обременяет себя серьезными налоговыми обязательствами. По объектам основных средств, приобретенным в период применения упрощенной системы налогообложения (а их полная стоимость сразу включается в состав расходов), в случае реализации (передачи) таких основных средств до истечения трех лет с момента истечения налоговая база за весь период эксплуатации основного средства подлежит пересчету с учетом положений гл.25 НК РФ с уплатой пени. В отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет соответственно – до истечения 10 лет с момента их приобретения.

Следующий недостаток заключается в необходимости включения в налоговую базу авансов, полученных от покупателей и заказчиков. В соответствии со ст.346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу (кассовый метод).

С другой стороны является ли вообще авансовый платеж доходом, ведь в последующем он может быть признан как ошибочно зачисленная сумма. Но закон суров – поступили средства: заплати налог!

Существуют и негативные последствия в случае потери права или отказа от применения упрощенной системы. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения вправе обратно перейти на общий режим налогообложения лишь с начала нового календарного года.

Но переход на общий режим возможен и в принудительном порядке, т.к. помимо ограничений по переходу на упрощенную систему гл.26.2 НК РФ установлены ограничения по ее применению. Такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Однако самые большие неприятности будут подстерегать налогоплательщика, если они отклонятся в период применения упрощенной системы от иных условий перечисленных в ст.346.12 НК РФ. Например, займутся, производством подакцизных товаров, или штат их сотрудников превысит 100 человек. Минфин России полагает, что в этом случае налогоплательщик в принципе не в праве применять упрощенную систему налогообложения и обязан уплатить все суммы налогов (с начислением пеней и штрафов), подлежащих уплате в соответствии с общим режимом налогообложения с начала налогового периода. Т.е. с начала календарного года. Очевидно, что принудительный перевод на общую систему «задним числом» с начала года для многих налогоплательщиков будет просто разорительным. То же самое ожидает и тех налогоплательщиков, при проверке которых налоговый орган выяснит, что они не соблюдали ограничения ст.346.12 НК РФ еще при переходе на упрощенную систему.

В большинстве случаев льготы по НДС, предоставленные в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.346.16 НК РФ, делает переход на УСН привлекательным для тех предпринимателей, которые по условиям деятельности реализуют свою продукцию в основном организациям также перешедшим на УСН, или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на ЕНВД.

 

4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД)

ЕНВД (единый налог на вмененный доход) устанавливается законами муниципальных образований (городов, городских округов, муниципальных районов). ЕНВД применяется только на определенные законом виды услуг:

· бытовые услуги;

· услуги общественного питания, осуществляемые через пункты организации общественного питания площадью зала обслуживания не превышающей 150 квадратных метров по каждому объекту;

· услуги общественного питания, осуществляемых через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей;

· услуги ремонта, технического обслуживания и мойки автотранспортных средств;

· услуги хранения автотранспортных средств на платных стоянках;

· автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств;

· ветеринарные услуги;

· торговля в розницу, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не превышающей 150 кв. метров по каждому объекту торговли;

· торговля в розницу, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, а также объекты нестационарной торговой сети;

· распространение и (или) размещение наружной рекламы;

· распространения и (или) размещения рекламы на общественном транспорте (автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах), легковых и грузовых автомобилях, прицепах всех видов, речных судах;

· услуги по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;

· услуги по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

ЕНВД действует наряду с общей системой налогообложения. Регламентируется главой 26.3 Налогового кодекса РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)".

 

В настоящее время единый налог не применяется в отношении подлежащих переводу на ЕНВД видов предпринимательской деятельности, которые осуществляются в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. ЕНВД не применяется, если в названных видах деятельности заняты налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших на основании статьи 83 НК РФ. Кроме того, ЕНВД не распространяется на розничную торговлю и общественное питание, если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН.

Государство продолжило политику ограничения применения ЕНВД. Статья 346.26 НК РФ дополнена пунктом 2.2, в соответствии с которым не могут быть переведены на уплату ЕНВД:

· организации, в которых доля участия других организаций более 25%. Это ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.92 № 3085-1, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие деятельность в соответствии с указанным законом;

· организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек. При этом данная норма в отношении организаций потребительской кооперации и указанных хозяйственных обществ применяется с 1 января 2010 года;

·  индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на уплату ЕНВД;

·  учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания. В настоящее время запрет на перевод указанных учреждений на уплату ЕНВД содержится в определении данного вида предпринимательской деятельности (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В новой редакции приведенной нормы предусмотрено, что поименованные учреждения не переводятся на уплату ЕНВД, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса их функционирования и эти услуги оказываются непосредственно самими учреждениями;

· организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, перечисленные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

 

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.

Организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщиками являются:

· Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

· Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:

- по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем настоящего пункта);

- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса.

   

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

· Организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. Снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии его с учета.

Форма заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога и форма заявления организации или индивидуального предпринимателя о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога в связи с прекращением предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

· На розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, являются управляющие рынком компании.

 

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

НБЕНВД = БД * К1 * К2, где

БД (базовая доходность) – это условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности.

К1 – коэффициент дефлятор, учитывающий изменение цен на товары, установленные предприятием за месяц до начала налогового периода.

К2 – коэффициент дефлятор, учитывающий совокупность факторов ведения предпринимательской деятельности, таких как ассортимент, сезонность, режим работы, особенность места ведения работы и т.д.

С 2009 года коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на календарный год, будет рассчитываться как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Отменена норма (абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ), которая в настоящее время предоставляет право налогоплательщикам самостоятельно корректировать в целях учета фактического периода осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2.

Статья 346.29 НК РФ дополнена пунктом 11, устанавливающим порядок округления показателей, используемых при исчислении единого налога. Значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой. Значения физических показателей указываются в целых единицах. Все значения стоимостных показателей декларации приводятся в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).

В настоящее время в пункте 2 статьи 346.32 НК РФ предусмотрено, что сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается данный налог. С 2009 года из этой нормы исключено слово «своим». Это позволит более четко определить, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму ЕНВД на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных при выплате вознаграждений работникам, как состоящим в штате (в том числе работающим по совместительству), так и тем, кто в штате не состоит (выполняет работы по гражданско-правовым договорам).

ЕНВД = ВД * Ставка (15%), где

ВД (вмененный доход) – это потенциально возможный доход налогоплательщика.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Для налогоплательщиков, утративших право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД, установлен порядок возврата на данный налоговый режим, если они осуществляют виды предпринимательской деятельности, переведенные на уплату этого налога, и устранили несоответствия установленным требованиям. Они обязаны перейти на уплату ЕНВД с начала следующего налогового периода по этому налогу, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором были устранены несоответствия установленным требованиям.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

 

Заключение

 

Основной задачей этой курсовой работы было рассмотрение специальных налоговых режимов. Я раскрыла понятие и виды специальных налоговых режимов. Также в полном объёме указала порядок исчисления и уплаты налога в упрощённой системе налогообложения, в системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

Система федеральных налогов Российской Федерации создает основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) (ст.13), эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст.12). Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Государство осуществляет обязательные сборы с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями граждан и юридических лиц и государства по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Налоги – совокупность финансовых отношений, они связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения его функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Налоги это объективная необходимость, они обусловлены развитием общества. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.

Принудительные затраты включают - налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.

Для того, чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

Данная работа расширила мои знания в области специальных налоговых режимов.

 

II Часть – Практическая

 

Исходные данные                                                                      Таблица №1

 

Хозяйственные операции, руб.

Вариант 21

январь февраль март Итого:
1 2 3 4 5
1) Реализовано продукции (без НДС) 1478005 1790210 987460 4255675
2) Выдана продукция работникам предприятия в счет натуральной оплаты труда   10470   8470   12470   31410
3) Материалы оприходованы (с НДС) 114787 112353 181454 408594
4) Услуги оплачены 11300 19999 14070 45369
5) Начислена оплата труда 70040 70040 80000 220080
6) Приобретены нематериальные активы (с НДС) - - 12000 12000
7) Приобретены товары в розничной торговле подотчетными лицами 6300 452 5314 12066
8) Приобретены основные средства (срок полезного использования 10 лет) (без НДС) - 44160 - 44160
9) Введены в эксплуатацию основные средства - 22080 22080 44160
10) Начислена арендная плата арендодателям (с НДС) 16500 15500 15500 47500
11) Начислена арендная плата арендатору (без НДС) - - - -
12)Представительские расходы (с НДС) - - 10250 10250
13) Оплата повышения квалификации 5000 5000 5000 15000
14) Расходы на рекламу (с НДС) 7842 7845 7840 23527
15) Оплачены штрафы, пени, неустойки        
- за несвоевременную поставку товара - - - -
- за некачественное выполнение работы - - - -
- за ненадлежащее выполнение договоров, связанных с оплатой реализованной продукции   9800   -   -   9800
16) Израсходовано на НИОКТР 37500 - - 37500
17) Получены дивиденды по государственным акциям и облигациям, принадлежащим предприятию   2900   -   -   2900

 

1)Расчет НДС                                                                                 Таблица№2

 

Хозяйственные операции Объект налого-обложения   Ставка, %   Сумма НДС
I НДС в НБ (исходящий) 1.1 Реализована продукц.   4255675   18   766021,5
1.2 Выдана продукция работникам предприятия в счет натуральной оплаты труда   31410   18   5653,8

Итого НДС Исходящий:

771675,3
II НДС вычеты (входящий) 2.1 Материалы оприходованы   408594   18/118   62327,9
2.2 Услуги оплачены 45369 18 8166,42
2.3 Приобретены НМА 12000 18/118 1830,5
2.4 Введены в эксплуатацию ОС 44160 18 7948,8
2.5 Начислена арендная плата арендодателям 47500 18/118 7245,76
2.6 Представительские расходы 10059,6 18/118 1534,5
2.7 Расходы на рекламу 23527 18/118 3588,86
2.8 Расходы на НИОКТР 37500 18 6750

Итого НДС Входящий:

99392,7

НДС в бюджет = 771675,3 – 99392,7  = 672282,6

Представительские расходы: беру 4 % от фонда оплаты труда.

220080+31410=251490*0,04=10059,6. Эта сумма меньше чем 10250, значит беру сумму 10059,6.

Расходы на рекламу: беру 1% от реализованной продукции.

4255675*0,01=42556,75. Эта сумма больше чем 23527, значит беру сумму 23527

2) Расчет ЕСН

                                                                                                  Таблица № 3

Хозяйственные операции Январь Февраль Март Сумма
Фонд оплаты труда выраженный в денежном выражении   70040   70040   80000   220080
Выдана продукция работникам в счет натуральной оплаты труда   10470   8470   12470   31410
Итого в фонд оплаты труда в денежном и натуральном выражении   80510   78510   92470   251490
Начислены компенсации включаемые в налоговую базу: - доплата за работу в выходные и праздничные дни - оплата стоимости проездных документов           4000   2800
Налогооблагаемая база

258290

ЕСН всего, руб.

258290*0,26 = 67155,4

 

Распределяю сумму ЕСН по фондам:

1) Федеральный бюджет (20%) – 51658

2) ФСС РФ (2,9%) – 7490,41

3) Федеральный ФОМС (1,1%) – 2841,2

4) Территориальный ФОМС (2%) – 5165,8

 

3) Расчет водного налога,  м3

                                                                                                   Таблица 4

  Январь Февраль Март Сумма
Объем забора воды из поверхностных источников   0,5   0,24   0,43   1,17
Налоговая ставка в рублях за 1 куб.м. воды, забранной из поверхностных водных объектов

 

246

Итого водный налог за забор воды из поверхностных источников   123   59,04   105,78   287,82
Объем забора воды из подземных источников 0,18 0,99 0,38 1,55
Налоговая ставка в рублях за 1 куб.м. воды, забранной из подземных водных объектов

 

306

Итого водный налог за забор воды из подземных источников   55,08   302,94   116,28   474,3
Всего водный налог к уплате 178,08 361,98 222,06 762,12

 

4) Расчет налога на имущество

                                                                                                       Таблица 5

Счета бухгалтерского учета Остатки по счетам на 1.01 отч. года, руб. Остатки по счетам на 1.02 отч. года, руб. Остатки по счетам на 1.03 отч. года, руб. Остатки по счетам на 1.04 отч. года, руб.
1 2 3 4 5
  01 “Основные (20л) средства (ОС)” 02 “Амортизация ОС”     120000   -   120000   500   120000   1000   120000   1500
01 “Основные (12л) средства (ОС)” 02 “Амортизация ОС”     13650 -   13650 95   13650 190   13650 285
01 “Основные (10л) средства (ОС)” 02 “Амортизация ОС”     - -   - -   44160 -   44160 368
Остаточная стоимость:   133650     133055     176525   175657
Среднегодовая стоимость

154721,75*0,022=3403,9

Аванс за 1-й квартал

3403,9*1/4 = 850,9

Остатки внеоборотных активов:

Счет 01 (20 лет) – 120000; (12 лет) – 13650

Счет 04 – 5310

Счет 05 – 4300

 

 

5) Расчет налога на прибыль

 

Показатели Сумма, руб.
1. Доходы от реализации 1.1 реализовано продукции   4255675  
2. Расходы от реализации: 2.1 Материальные расходы 2.2 Расходы на оплату труда 2.3 Амортизация - Амортизация ОС - Амортизация НМА 2.4 Прочие расходы: - ЕСН - Водный налог - Имущественный налог - Представительские расходы - Реклама - Услуги - НИОКТР - Повышение квалификации - Приобретены ТМЦ в розничной торговле ИТОГО:   294326,2 251490   3938 442,5   132490,8 762120 850,9 8525,1 19938,14 37182,58 2648,3 15000 12066 1526018,5
3. Прибыль от реализации (п.1 – п.2) 2729656,5
4. Внереализационные доходы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow