Классификация брендов

В мировой практике брендинга су­ществует множество подходов к классификации брендов на основе разных критериев – территориального, сферы деятельности фирмы, принадлежности капитала фирмы, особенности корпоративной струк­туры управления и других признаков (табл. 1).

 

 

Таблица!.1.

Классификация брендов

Критерий классификации Вид бренда Пример
1 2 3

По предметной направленности

Товарный L'Oreal, Nestle, J7
Сервисный Avis, UPS, SAS, FordCredit
Социальный (личностный) Пирс Броснан, Мадонна, Алла Пугачева
Бренд организации UEFA, ЮНЕСКО, МГИМО
Событийный Formula 1, Kremlin Cup, Olympic Games
Географический Канны, Венеция, Золотые пески

По территориальному охвату

Глобальный Virgin, «Coca-Cola», Benetton
Национальный Wimm-Bill-Dann, «Балтика»
  Региональный Taco Bell
Локальный «Перекресток»

По сфере применения

Потребительский Tide, Pepsi, Danone
Промышленный Caterpillar, Tetra-Pack
Высокотехнологичный Microsoft, Intel

По принадлежности

Производителя Ford Motor Company, Sony
Дистрибьюторский FordAvto, FordKunzevo
Частный MaxMara, Marks&Spenser, St. Michael, «Перекресток»

По иерархии в структуре портфеля

Корпоративный GM, Unilever, P&G
Зонтичный Chevrolet, Carnation, Buick, Ford
Товарный суббренд Ford Focus, Chevrolet Lumina
Индивидуальный Lexus, Neo

Составлено по [8, С.22-23]

 

 

Существуют и другие классификации брендов, степень различия которых обусловливается целью классифицирования и особенностями рыночной среды. Так, различают бренды в зависимости от их стратегического назначения, выполняемой роли в корпоративном портфеле и др.

1.1.2.Преимущества брендов

Современная практика корпоратив­ного управления рассматривает бренды как объекты стратегического инвестирования. Однако в отличие от традиционных видов инвести­ций в производственные мощности, оборудование и технологии ин­вестиции в бренд обычно не дают краткосрочных результатов, рас­считаны на долгий период и сопряжены с высокой степенью риска. По статистике, подавляющее большинство брендов (более 90%) ухо­дят с рынка в первые 2-3 года своего существования[8].

Вместе с тем практика ведущих компаний мира показывает, что грамотно управляемые бренды обеспечивают фирмам неоспоримые конкурентные преимущества на рынке.

1. Бренд идентифицирует фирму и ее товары на рынке. Мгновенная идентификация и отличительность фирмы и товаров от конкурентов обеспечиваются узнаваемостью фирменной символики и атрибутов бренда. В среднем покупатель проводит в магазине около 40 минут, выбирая товары из 60 категорий, каждая из которых пред­ставлена десятками наименований. Если бы он знакомился с каждым брендом в течение одной секунды, то провел бы в магазине 5-6 ча­сов. Однако четкая и ясная позиция бренда, выражаемая через ком­муникации и внешнюю атрибутику, позволяет потребителям разли­чать товары со схожими функциональными характеристиками и мгно­венно идентифицировать их среди аналогов.

2. Бренд унифицирует коммуникации и создает единый целост­ный образ товара. Он ориентирует потребителей, склонных отда­вать предпочтение сильным брендам с устойчивым имиджем и репу­тацией в потоке товаров, услуг и информации. Так, приобретая Mercedes, потребитель становится обладателем превосходного каче­ства, престижа, символа превосходства. Покупатели кроссовок Nike изначально ориентированы на профессиональный спорт и высокие достижения, а покупатели автомобилей марки Volvo оплачивают свою уверенность в безопасности на дороге.

3. Бренд позволяет создавать ценовую премию и обеспечивает дополнительную прибыль. В обмен на доверие, вековые традиции качества и гарантии производителей потребители готовы покупать товары по завышенным ценам. По статистике, более половины поку­пателей в своем выборе руководствуются именем бренда, 72% утвер­ждают, что готовы заплатить за свой любимый бренд на 20% больше стоимости конкурирующих аналогов. Каждый четвертый потреби­тель, отдавая предпочтение любимому бренду, не обращает внима­ния на цену[8].

4. Бренд обеспечивает хороший сбыт и стимулирует повторные покупки. В частности, по расчетам специалистов Ford Motor Company, потребитель, сохраняющий приверженность к марке после приобре­тения автомобиля в последующие годы, в целом оставляет в компа­нии более 120 тыс. долл.

5. Бренд формирует потребительскую лояльность. Практика показывает, что 20% лояльных потребителей обеспечивают 80% стабильной прибыли компании. Кроме того, поддержание лояльности гораздо вы­годнее экономически, чем привлечение новых потребителей. Специа­листы компании BMW подсчитали, что привлечение каждого нового потребителя ежегодно обходится в среднем в 800 долл. на каждый авто­мобиль, в то время как удержание уже имеющегося только в 200 долл. Другие исследования свидетельствуют, что увеличение лояльности к бренду на 5% обеспечивает 100%-ный рост прибыли.

6.  Бренды быстрее восстанавливают положение после кризисов. Наличие группы лояльных потребителей создает запас прочности и устойчивость к изменениям рыночной ситуации. Кроме того, потре­бители, как правило, более снисходительны к возможным ошибкам и просчетам компаний – владельцам сильных брендов, чем к действиям других предпринимателей.

7. Бренд сплачивает команду и защищает производителя в про­цессе работы с партнерами. Эффективный брендинг мотивирует работников, развивает чувство уверенности и гордости за «общее дело». Партнеры охотно работают с известными брендами и готовы идти на рыночные риски.

8. Бренды обеспечивают высокие дивиденды и увеличивают ры­ночную капитализацию компании, являясь инвестицией в развитие компании и ее капитала[8].

9. Бренд облегчает выход на новые товарные и географические рынки. Бренды являются маркетинговыми платцдармами для выпус­ка новых продуктов и начала смежных видов деятельности. Силь­ный устойчивый имидж бренда позволяет успешно использовать его для выпуска нового или модифицированного товара в другой товар­ной категории, обеспечивая высокую осведомленность, восприятие качества и доверие потребителей. Так, под брендом Gillette успешно началось продвижение мужской косметической линии. Под брендом Camel продвигается линия одежды для активного отдыха.

10. Бренд развивает новые категории товаров и отрасли произ­водства. Успешные бренды своими силами создают новые товарные категории. Так, до появления газированного напитка «Coca-Cola» в 1886 г. рынка прохладительных напитков практически не существо­вало[8].

Цикл планирования бренда

Маркетинговое продвижение – это второй большой этап в процессе создания бренда. Как правило, к нему Вы приступаете, имея на руках готовый бренд, хорошо понимая его идею, образ, целевого потребителя и рыночное позиционирование. Первая часть работы по созданию бренда уже завершена: в «дитя» вложен огромный потенциал, который поможет обойти конкурентов на следующем этапе маркетингового сражения – этапе продвижения бренда в умах целевой аудитории. И от того насколько верной, эффективной и точной окажется стратегия продвижения, будет зависеть успех бренда на рынке. В этом поможет цикл планирования бренда[16].

Цикл планирования бренда является основой при создании стратегии рыночного продвижения (управления) бренда и отвечает на следующие вопросы:

1. Где находится бренд в настоящее время?

2. Почему он находится именно здесь?

3. Где бы Вы хотели видеть Ваш бренд?

4. Как мы можем туда попасть?

5. Двигается ли бренд в выбранном направлении?

Вне зависимости от того, на каком этапе маркетингового продвижения находится бренд, проведение анализа по вышеописанной схеме является очень полезным упражнением. И чем более детальным и полным будет проведенный анализ, тем более быстрыми шагами можно будет двигаться к намеченной цели[16].

Цикл планирования помогает ставить стратегические задачи развития бренда. Так, 3 и 4 вопросы цикла планирования определяют маркетинговые цели и описывают практические пути их достижения.

Как правило, под циклом планирования понимается период в один год. За меньший период времени отношение потребителей к бренду может измениться незначительно (что, соответственно, существенно не повлияет на продажи бренда). Больший интервал времени ослабляет контроль над брендом. То есть, негативные тенденции в развитии бренда могут быть замечены только после серьезных потерь рыночной доли бренда. Тем не менее, в некоторых случаях полезно провести ряд дополнительных исследований (с интервалом менее чем 1 год), помогающих оценить эффективность проведенной кампании[16].

Активное применение данной технологии, адаптированной к реалиям российского рынка, позволяет специалистам нашего агентства решать большие задачи бренда малыми средствами. Во-первых, это тонкая настройка рекламного сообщения на потребителя продукта, что приводит к существенной экономии рекламных бюджетов. Во-вторых, это превентивное управление брендом, когда легче предотвратить появление проблемы, чем пытаться исправить ее последствия. В-третьих, данная технология ведет к креативному процессу медиапланирования и позволяет задействовать набор медианосителей, позволяющий наиболее эффективно решать маркетинговые задачи бренда (торговый промоушен, реклама «из уст в уста», PR и многое другое).

Семь шагов построения сильного бренда.

1. Разработка позиционирования бренда.

Маркетинговые исследования по определению рыночного сегмента.

Разработка маркетингового позиционирования – это фундаментальный процесс в создании бренда. Как правило, однажды разработанная концепция стратегического позиционирования имеет достаточно больший период жизни. С другой стороны, жизнь не стоит на месте: меняется наш целевой потребитель, а вместе с ним меняется и сам рынок. Поэтому, при неизменности основы позиционирования бренда, нам постоянно необходимо привносить новые тактические штрихи в образ бренда. Отсюда следуют два направления задач позиционирования – непосредственно разработка стратегического позиционирования бренда (случаи создания нового бренда на рынке) и тактическая корректировка позиционирования (случаи, в которых перепозиционирование бренда не является целесообразным). Методы решения этих задач, на практике почти одинаковы и варьируются лишь объемом исследований, которые необходимо задействовать в каждом случае[16].

- Основные виды маркетингового сегментирования

Из самого понятия сегментации ясно, что потребители (текущие и потенциальные) или сам рынок продуктов могут быть условно разделены на некие группы, обладающие сходными признаками.

Одна из схем описывающих этот сложный процесс может выглядеть следующим образом:

· Среди наиболее распространенных видов сегментирования различают также следующие подходы описания потребителей;

· Сегментирование по социо-демографическим признакам (пол, возраст, доход, образование, социальный статус, наличие детей и т.д.);

· Сегментирование по покупательскому поведению потребителей;

· Сегментирование по психологическим установкам и жизненным ценностям;

Такие подходы позволяют четко настраиваться на целевого потребителя, а значит существенно экономить расходы на продвижение марки[16].

- Карты восприятия бренда

Мало правильно выбрать рыночный сегмент. Необходимо, чтобы образ нашего бренда соответствовал основным социо-демографическим и психографическим признакам сегмента.

Но прежде чем приступать к разработке рекламной кампании, неплохо бы понимать, что же хотим достичь, и по каким критериям будут оцениваться результаты проведенной кампании. И в этом поможет второй шаг[16].

2. Составление маркетингового плана.

Маркетинговый план – это простой, измеряемый и очерченный в конкретных временных рамках стратегический план развития бренда.

Цена вопроса. Поставить цель быть лидером на рынке – недостаточно.

3. Постановка рекламной задачи кампании

Правильно сформулированная задача рекламной кампании – это 50% успеха рыночного продвижения бренда.

- Знание бренда как основной показатель эффективности рекламной кампании

Уровень осведомленности о марке (знание бренда), один из ключевых маркетинговых показателей бренда, служит хорошим показателем эффективности рекламной кампании. Знание бренда – это универсальный показатель, который имеет непосредственную связь как с маркетинговыми показателями (например, база текущих потребителей), так и с предполагаемыми медиа бюджетами[16].

С другой стороны, необходимо помнить, что для постановки четких задач, по знанию бренда, необходимы предварительные маркетинговые исследования, а так же результаты некоторых трекинговых исследований рекламных кампаний.

- Различные показатели знания

На разных этапах существования бренда, а так же для решения различных маркетинговых задач, могут понадобиться разные показатели знания бренда.

4. Выбор медиа носителей и постановка медиа задач.

На данном этапе разработки продвижения бренда нам необходимо транслировать рекламные задачи по продвижению бренда в медиа задачи (задачи по охвату, частоте контактов, и т.д.), а так же выбрать основные и вспомогательные медиа инструменты.

- Определение медиа предпочтений

При решении данной задачи, отталкиваться нужно, опять-таки, от детального знания своего целевого потребителя: когда он встает, как едет на работу, что смотрит, слушает, читает, где проводит свое свободное время и чем интересуется.

- Основные показатели выбора медиа инструментов:

Нацеленность медиа инструмента. В зависимости от образа жизни, пола, возраста, дохода и т.д. разные люди читают, смотрят и слушают разные журналы, программы и радио каналы, передвигаются разным транспортом, по разному проводят досуг.

Соответствие передаваемого сообщения рекламному носителю

Эффективность.

Варианты кампаний для больших и малых брендов

5. Разработка медиа стратегии продвижения бренда.

После того, как мы окончательно определились с медиа инструментами, самое время подумать об их наиболее эффективном использовании. А значит, нам нужно определиться со стратегией продвижения бренда. Эффективность решения рекламных задач. Примеры стратегий продвижения.

Сезонность в продвижении бренда;

Интегрированность коммуникаций. Фактор соответствия контакта месту и времени принятия решения;

6. Контроль над рекламной кампанией и оценка ее эффективности

- Тестирование рекламных концепций и роликов

- Тестирование самого бренда

Под тестированием бренда в данном случае, мы говорим именно о тестировании имиджевых показателях бренда.

7. Возвращение к циклу планирования

Исследованием мы начали, исследованием и закончили. Круг замкнулся. Финальное тестирование бренда, призванное ответить на вопрос насколько эффективно была спланирована кампания по продвижению бренда, одновременно служит и стартовой точкой для понимания нового положения бренда в категории и отвечает на первые три вопроса цикла планирования бренда[16].

Заключение

Построение бренда как личности позволяет добиться четкой обратной связи от покупателей, попадающих в целевую группу, на которую направлен бренд. Следующей составляющей брэндинга является реклама, продвижение и паблисити: значительность, стиль, творческий подход и использование медиа. При составлении бренда учитывается все, относящееся к товару и рассматривается через призму конкурентных предложений.

Бренд является инвестицией в будущее. Фирма, набирая обороты, завоевывает все новых и новых потребителей. Чем удачней настоящее фирмы и ее дел, тем значительно дороже в денежном эквиваленте оценивается торговая марка. Бренд сам определяет границы, в которых он существует, и способен развивать целые отрасли производства и категории товаров.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 456 с.

2. Багиев Г.Л. Маркетинг. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 736 с.

3. Гэбэй Дж. Маркетинг: новые возможности. - Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 368 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: