П. Сорокин: социальная и культурная динамика

 

3.1. Понятие культуры.

 

Питирим Александрович Сорокин – это один из величайших мыслителей 20 века, который написал книгу «Социальная и культурная динамика». В своей книге автор излагает совершенно новую теорию культурно-исторического процесса, которая очень сильно отличалась от уже существующих концепций. Сорокин не отрицал многообразия культур, но в отличии от других философов, он пытался найти сходство не только в исторических судьбах культур, но и в их содержании.

Куль­тура — явление особого рода, значительно более сложное и со­вершенное, чем живой организм. Кроме того, она, по его мне­нию, не детерминируется экономикой напрямую.

Согласно П.А. Сорокину, культура выступает как система значений — ценностей. С их помощью общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь институтов. Культура определя­ет энергию и направленность человеческих усилий. Только пони­мание процесса развития цивилизаций позволит правильно оценить ход социального и культурного развития человечества и направить его в должную сторону. Он полагал, что холистическая теория в понимании представителей морфологической школы неприменима к культурам, потому что они не являются замкнутыми комплексами.

По мнению автора, в культуре существуют два аспекта: внутренний, который заключается в духовном развитии и внешний, воплощение которого берут материальные вещи и процессы.

Сорокин для разграничения культур берет несколько критериев, которые являются представлениями о природе реальности, человеческих потребностях и способе их удовлетворения. В своей книге автор пишет какой же может быть природа реальности:

· сверхчувственная реальность, то есть в основе окружающего мира лежит божественное начало

· чувственная реальность, где нет ничего сверхъестественного

Таким образом, у автора вырисовывается две различных культуры:

· идеационная культура

· сенсетивная культура

Сорокин отмечает в книге, что в «чистом виде» ни одна из этих культур не сможет себя проявить себя в обществе, не смотря на то что они существуют. Автор объясняет это тем, что в одно время в обществе может господствовать одна культура, в другое время – другая. В результате таких размышлений Сорокин добавляет к двум, уже существующих культурам, еще одну, которая заключает в себе обе культуры, и называет ее идеалистической.

 


3.2. Идеационная культура.

 

В основу идеационной культуры Сорокин ставит божественное начало, то есть сверхъестественное. Эта культура по сути своей религиозна. К ней относят культуру брахманской Индии, буддистскую, древнегреческую, западноевропейскую, средневековую, культуру древней Руси. Главная истина - истина веры, которую моно постичь путём мистического опыта и откровения. Внешний опыт, то есть с помощью органов чувств, является недостоверным. Наука в такой культуре существует, но она подчинена религии и вере. Она занимается исследованием проблем, связанные с христианским вероучением, но никак не явлениями. К естествоиспытателям относились с презрением.

Искусство в такой культуре было также связанно с религией, пыались изобразить вечное, духовные ценности. Считалось, что художники, писатели это всего лишь инструмент в руках Бога. Шедевр рождается по воле Божьей, а не от воли самого художника. Литература же основывалась на библейских идеях, темах. С помощью них авторы пытались донести какой-либо смысл, например нравоучение или определенную мораль.

На шедеврах изображались не сами объект, а идея создания объектов, то есть каждая вещь несет в себе религиозный характер, поэтому в такой культуре обычно рисовались апостолы, праведники, святые.

В архитектуре тоже просматривается религиозность, поскольку на жилые постройки особо не затрачивались усилия, в отличии от церквей и храмов, где усиленно продумывался символизм зданий и все прочей атрибутики к ним.

В музыки тоже все было религиозно, главным был не сам звук и мелодия, а то, что скрывается за звуком, какой смысл божественный он несет.

Этические принципы и правовая система были связанны между собой тем, что от человека требовалось послушание, безупречного исполнения своих обязанностей перед Богом и обществом, если же что-либо из этого нарушалось, то неизбежно следовала кара. К преступлениям относились не только действия причинявшие вред людям, но и которые подрывали веру в божественное начало, сверхъестественное.

 


3.3 Сенсетивная культура

 

Такая культура основывалась на чувственном изучении мира. Такая культура ориентировала людей на достижение благополучия в этом мире, а не в ином. Вера в нечто иное не презиралось сильно, но считалась предрассудком. Мировоззренческие позиции этой культуры выражали себя в философии материализма, позитивизма, скептицизма.

Истиной считалось только то, что можно было познать на собственном опыте при помощи органов чувств, а так же то, что можно было доказать логически. Наука в этой культуре являлась самым надежным источником познания истины.

В отличие от искусства в идеационной культуре, в сенсетивной культуре художники рисовали то, что могли видеть собственными глазами и рисовали так, что бы показать каким является объект на самом деле. Писатели писали только то, что могло бы принести какую-либо пользу обществу, то есть либо развеселить, либо узнать какую-либо новую истину.

Музыкальные произведения тоже звучали, чтобы радовать слушателя, такая музыка требовала мастерства, техники.

Музыканты, писатели, художники в этой культуре не являются инструментами в руках Бога, а наоборот, они сами по себе, с определенным талантом.

Архитектура в этой культуре намного отличалась от идеационной. Здания строились с расчетом на то, что должны были не только радовать глаз, но давать максимум комфорта и удобств, так же они должны были быть практичными.

Ценности в сенсетивной культуре являются удовлетворение, польза и счастье. Нормы морали соблюдались не из-за страха перед Богом, а для достижения наивысшего счастья. Под счастье понималось: комфорт, материально благополучие, максимум чувственных радостей.

Правовая система создавалась людьми, законы рассматривались чисто условные, изменчивые. В отличие от идеационной культуры, где нарушители сурово наказывались, в сенсетивной культуре право ожесточалось лишь во время революций, воин, а в спокойные времена было достаточно мягким.

Сенсетивная культура отличалась, что за реальность принималось только то, что человек мог почувствовать или увидеть. Потребности и стремления людей носили материальный и физический характер. Способ удовлетворения потребностей - эксплуатация внешней среды.


3.4. Идеалистическая культура.

 

Идеалистическая культура – это культура смешанного типа, в ней есть черты и идеационной и сенсетивной культуры. Она является промежуточной между двумя основными и в ходе истории она проявляется как переходная от одной культуры к другой.

Мировоззрение этой культуры сводится к тому, что существует сверхъестественное, но и реальная действительность тоже очень важна. Под этим автор хочет сказать, что в материальном мире все изменчиво и непостоянно, а божественное начало неизменно и вечно.

Для постижения истины в основном использовался разум, но то, что показывал чувственный опыт не отвергалось, а также признавалось за истину. В сфере науки главная роль отдавалась логики, большое внимание отдавалось гуманитарным вопросам.

Общие системы знаний, формируемые в этой культуре, воплощались обычно в форму философских учений.

В сфере искусства признавалось как духовная часть, так и материализм, Оно насыщалось как церковным, так и светским содержанием. Персонажами произведений становились благородные, героические личности. Негативные явления жизни показывались лишь ради того, чтобы в контрасте с ними ярче высветить позитивные идеалы.

В искусстве идеалистической культуре автор не ждет одобрений или критики в свой адрес, он пытается завязать со слушателем диалог, что бы понять что стоит для слушателя его произведение.

Этические ценности в этой культуре сочетает идеационные и сенсетивные ценности. Она требует от человека служение Богу, но так же это должно вести еще и к земному счастью. Главные принципы являлись неизменными и вечными. Вторичные же принципы являлись непостоянными и изменчивыми.

В правовой системе также происходит смешение правовых систем главных культур. Главные законы исходят от Бога, но они должны быть записаны в виде мирских законов, юридических кодексах.

В идеалистической культуре происходит смешение двух центральных культур, и в чем-то одна уступает другой и наоборот. Таким образом, устанавливается баланс. Человеку, живущему в такой культуре, свойственно стремление удовлетворить свои духовные потребности, но также он не станет отказывать от земных удовольствий, если тока они не являются запрещенными. Способ удовлетворение своих потребностей заключается в определенной эксплуатации внешней среды и также в совершенствовании внутреннего духовного мира личности.


3.5. Кризис культуры.

 

Сорокин утверждает в своей книге, что каждой культуре свойственно умирать, то есть, что каждая культура имеет свой определенный срок существования.

Причины гибели и смены культур зависят от самих культур, а не от внешних воздействий. С точки зрения автора, каждая система ограничена и имеет свои пределы развития. Как только все запас энергии иссякнут, иссякнет и возможность развития этой культуры, в результате чего происходит кризис, который заканчивается тем, что разложившиеся культура доминирует место другой, несущей более новые возможности.

В книге «Социальная и культурная динамика» Сорокин четко показывает, что кризис культуры проявляется во всем: в мировоззрении, в системе истин, в формах искусства, в ценностях, в этике и правовой системе. Изначально по Сорокину кризис дает о себе знать в формах искусства, то есть в дезинтеграции, хаотичности, эклектичности, примитивизации и иррационализации различных видов искусства. Кризис наблюдается и в системах истины, в том числе и в науке, которая достигла такого высокого уровня развития, что многие ее концептуальные, методологические и гносеологические трудности усматриваются в кризисе традиционных концепций.

На смену "философии мысли" пришла "философия жизни". Она-то и оказалась основным руслом культур философских идей в кризисную эпоху, она и послужила их  метафизической подпочвой, в то же время сама избирая для себя преимущественно формы культур философии. В переломные времена на передний  край, естественно, выдвигаются темы культурно-исторического  существования. В лучшем случае философия  как  познание сущностей и объективной реальности с ее допускаемым знанием становится неопределенной теорией, посвященной оправданию или порицанию той или иной системы чувственных ценностей. Она выступает в качестве всего лишь обобщения, основанного на заключениях утилитарных наук, или формальным и пустым исследованиям  "логического синтаксиса языка"  с  его псевдоматематической и псевдосимволической логикой. Такого  рода философия "оказывается  второстепенной  чувственной утилитарной наукой, состоящей из эмпиризма, критицизма, агностицизма, скептицизма, инструментализма и  операционализма, отмеченных  теми же утилитарными и прагматическими чертами".

Таким образом, происходит борьба между умирающей и зарождающейся новой культу­рой идет повсюду, в каждом человеке, в каждом коллективе и обществе в целом. Меняется представление о характере подлин­ной реальности и подлинной ценности. Не только в религии и философии, но и в науке утверждается представление, что под­линная реальность обладает не только эмпирическим, сенсуалис­тическим аспектом, но и несенсуалистическим, рациональным и сверхрациональным аспектами.

Всем этим автор в своей книге хочет сказать, что вместе с культурой не исчезнет общество, которое жило в ней, просто после гибели одной культуры за ней придет более новая.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: