Сравнительный анализ современных моделей образования

Охарактеризованные модели образования обладают как достоинствами, так и недостатками, которые их объединяют. Так, традиционная и рационалистическая модели не ставят в центр личность обучающегося как субъекта образовательного процесса. В них учащийся (студент) является объектом педагогического воздействия, предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы, главным образом, на возможности среднего ученика, используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью обучающихся, для них характерно монологизированное преподавание, переоценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса.

Та и другая модели образования направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу в готовом виде содержания или способов обучения. Поэтому, на наш взгляд, рационалистическую модель можно считать разновидностью традиционной модели образования и целесообразно особо выделить традиционную формирующую модель образования.

Поскольку различные разновидности гуманистической модели образования признают приоритет развития над обучением и имеет личностно-ориентированный характер, в качестве интегрированной модели можно выделить гуманистическую, личностно-ориентированную модель образования.

Эти положения соответствуют мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, которые считают, что «в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании: формирующей (традиционной) и личностно-ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения» [4,с. 216].

                                                                                                                                        Таблица 1

Сравнение традиционного и личностно-ориентированного обучения

Классификационные признаки Традиционное обучение Личностно-ориентированное обучение

Ученик

Позиция учащегося в учебно-воспитательном процессе Объект педагогического воздействия Потребитель готового знания Учится не для себя, а для учителя Стимулом является отметка Главная действующая фигура, субъект образовательного процесса, носитель субъектного опыта Учащийся (тот, кто учит самого себя) Мотивация основывается на удовлетворении познавательных, коммуникативных и статусных потребностях

Цели

Кем формулируются? Формулирует и объявляет учитель Учащиеся участвуют в определении целей урока, сами определяют для себя общие и локальные цели обучения и отдельных этапов учебного занятия
Какова иерархия целей? Предметные знания, умения, общеучебные умения Цель учителя: создание условий для проявления познавательной активности обучаемых, развития индивидуальности
Через что определяются цели? Через изучаемое содержание и деятельность учителя Через качества интеллекта как личностные новообразования Через условия и развивающие ситуации, которые создаются на уроке

Содержание образования

Инвариантно или вариативно? Инвариантно, соответствует государственной программе Дифференцировано и индивидуализировано, согласовано с познавательными потребностями обучаемых
Что подлежит усвоению и освоению? Сам предмет, то есть номенклатура знаний и умений, которые предусмотрены учебной программой Знания являются средством для становления и развития личного опыта учащихся:творческой деятельности, ценностного отношения, саморазвития, самопрезентации, целеполагания, планирования деятельности, принятия решений, решения проблем, принятия ответственности на основе выбора в ситуациях неопределенности, взаимодействия с другими людьми, понимания, самооценки, рефлексии собственной деятельности и др. При этом усваиваются и сами предметные знания

Учитель

Позиция в образовательном процессе Передатчик готового знания, главное действующее лицо на уроке Организатор последовательного ряда образовательных ситуаций развивающего типа Партнер в совместной деятельности обучения-учения

Дидактические процессы

Ведущие и обслуживающие деятельности на учебном занятии Ведущие: преподавание, обучение Подчиненная: собственно познавательная Ведущие: учение, самостоятельный поиск Обслуживающая: управление деятельностью учащихся и снабжение последней учебно-методическими ресурсами
Преобладающие методы организации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся Преобладание объяснительно-иллюстративного метода в рамках стандартной структуры урока Используется вся совокупность методов. Урок выступает как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности: оценка ситуации — целеполагание – планирование — организация своей работы — снабжение ее недостающими познавательными ресурсами – рефлексия

Организационные формы

Используемые формы проведения занятий Комбинированный урок Разнообразные формы проведения учебных занятий
Формы взаимодействия учителя и обучаемых Монолог Диалог, полилог

[5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: