Логика как наука и ее значение в системе образования.
Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Значение логики: ее задача - научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и правильнее познавать окружающий мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
|
|
Формирование и основные этапы развития логики. Современная л. и основные сферы ее практ. применения.
I) Возникновение л. связано с именем Аристотеля (4 в. до н. э.). Арестотель формирует 3 основ. формально лог-их законов:1) з-н Тождества.2) з-н Не противоречия. 3) з-н Исключенного третьего.
II) В ср.века в теор. лог. не было существ-х изменений, но при этом принципы формальной логики использовались как ср-во аргументации и приемы искусства.
III) В конце 16 в Френцис Беком: теор. индуктивной лог, индуктивная и дедуктивная лог-ки объединяются в ед обл знаний, и становятся обязательными эл-ом в сис-ме образ-я.
IV) 17 –18 в- развитие математических знаний и ср-ва математики (Г. Лейбниц), используются для анализа чел-го мышления. Появляется математическая или символическая логика, котор. в начале 20 в становится основой для появления кибернетики. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский.
V) В начале 19 в Гегель разрабатывает сис диалектической логики. Формальная л. – философская наука о формах и законах правильного мышления.
Под современной л. имеется ввиду формальная л. - наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их лог-м формам.
Современная логика состоит из трех частей: логическая антропология (предпосылки, обусловленные человеческим фактором), логическая онтология (знание о мире), чистая логика (определение лог-го следования между высказываниями).
Сферы применения: наука, техника, информационные технологии.
|
|
Познание – основные уровни и формы. Понятие логической формы мышления.
Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более точному и полному. 2 уровня: 1. Чувственный.
Ощущение – отражение отдельных св-в предметов или явлений матер-го мира, воздействующего на органы чувств.
Восприятие – целостное отражение внешнего матер-го предмета, воздействующего на органы чувств. Представление – чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимается, но ктр ранее воспринимался (творческое и воспроизводящее).
2. Рациональный.
Понятие – форма мышл. в ктр отражаются существенные признаки класса однородных предметов.
Суждение – форма мышл. в ктр что либо утверждается или отрицается о предметах, их св-вах.
Умозаключение – форма мышл. непосредственно из одного или нескольких суждений, называющимися посылками.
Мышление отражает действительность в определенных логических формах: 1) предметно-действенное - отражает действительность в обобщенных образах, абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное; 2) наглядно-образное - процесс опосредствованного отражения действительности. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике; 3) словесно-логическое - связано с языком, мысль может возникнуть и существовать только на базе языкового материала.
Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Основные функции языка.
Мышление - это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.
Язык – средство повседневного общения людей. Язык является знаково – информационной сис-мой, продуктом духовной деятельности чел-ка.
Виды языков: Естественный – исторически сложившийся в обществе, сначала в звуковую, а в затем в граф. инфо-ую знаковую сис. Св-во языка – замкнутость.
Искусственный – вспомогательная знаковая сис возникшая на основе естественного языка для более точной и экономной передачи инф. (языки математики, символической лог, физики, информатики, эсперанто? и тд)
Функции языка: передавать и получать накопленные знания, практические умения, жизненный опыт, осуществляет процесс обучения и воспитания.
Язык логики. Основные понятия.
Язык л. – - специально создаваемый современной л. для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Я. л. является языком формализованным.
Структура языка л.
I) Имя - слово как словосочетание, обозначающий к.л. предмет, а также св-ва и отношения действительности. Имена бывают единичные и общие. Имя имеет 2 хар-ки: Денотат – значение имени. Концепт – смысл имени или способ, при помощи ктр мы назыв какой либо предмет.
II) Предикторы – выражения, отряжающие св –ва языка. В зависимости от того к какому числу имен относятся, бывают либо одноместные, либо многом.
III) Функциональные знаки
Алфавит формальной логики
1.Единые имена, логическая константа
2.Общие имена логические переменные
3.Предикторы.
IV) Предложения – высказывания, утверждающие или отрицающие существование предмета их св-в и отношений.
V) Кванторы – логич. операция, дающая количеств-ю хар-ку области предметов, к которой относится выражение, получаемое в результате её применения
VI) Лог союзы: конъюнкция (соед. «и»); дизъюнкция(«или») строгая и слабая; импликация (следование) «если», «то».
VII) Отрицание «не» (инверсия)