Основные черты полисной организации общества

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ

 

                                                                                  Кафедра Всеобщей истории

 

 «Образование городов и

Законодательство в Греции эпохи Архаики»

 

Специальность 031202 «Перевод и переводоведение»

Курсовая работа студентки 3-го курса отделения второго высшего образования

очно-заочной формы обучения

 

  Преподаватель д.и.н., проф. _______________    

 

Москва 2010



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.. 3

Основная часть.. 4

Основные черты полисной организации общества. 5

Типы полисов. 6

Развитие законодательства. 9

Тирания. 10

Заключение.. 11

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 12


… Город должен представлять собой среди всего

окружающего пространства центральный пункт,

из которого было бы возможно выслать

помощь во все стороны.

Аристотель


Введение

Цель настоящей работы – кратко рассмотреть политико-правовую и социально-экономическую ситуацию в Древней Греции в период Архаики (VIII-VI века до н.э.), в том числе обратить внимание на специфику формирования греческих городов-государств и зарождение законодательной базы.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить общие черты, присущие различным типам греческих полисов,

2. рассмотреть тенденции преобразования обычного устного права в писаный закон.

 

Рассматриваемые нами события происходили в Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.), явившийся началом нового важного этапа в истории Древней Греции. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт. Одной из знаковых фигур периода поздней Архаики является Аристотель[1], работы которого в сфере политики и государственности предоставляют нам бесценную историческую информацию. 

                                                                      

Стремительный рост греческой культуры в этот период был непосредственно связан с проходившей в это время Великой колонизацией, позволившей греческому миру выйти из состояния изоляции, в котором он оказался после крушения микенской культуры[2]. Колонизация открывала широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, что способствовало высвобождению личности из-под контроля рода и ускоряло переход всего общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

Таким образом, основным результатом Великой колонизации был переход греческого общества со стадии примитивного натурального хозяйства на более высокую стадию товарно-денежного хозяйства, для которой требовался универсальный эквивалент торговых сделок. С появлением денег появляется и долговое рабство, заключавшее в себе опасность для молодых и еще не окрепших греческих государств. Оно истощало внутренние силы полисной общины, подрывало ее боеспособность в борьбе с внешними врагами.

 

Основная часть

В отличие от других классовых цивилизаций древнего мира греческие города не пошли по пути развития империи, а выбрали свой особый, античный путь развития. Новые государства в Греции стали возникать именно как города-государства. Складывались они в рамках только общинно-частного сектора, и ими вполне успешно управляли общинные органы самоуправления – народное собрание, совет и некоторые выборные должностные лица. Государственный сектор существовал, в него входили рудники, неразделенные пастбища и запасный земельный фонд, но управлялся он органами городского общинного управления. Таким города-государства обозначаются греческим словом «полис».

Уже на заре греческой цивилизации в произведениях лирических поэтов архаической эпохи можно встретить первые попытки осмысления формировавшихся основ полисной жизни. Так, лесбосский поэт Алкей писал:

 

«Ни грозящим кремлем не защититесь вы,

Ни стеной твердокаменной:

Башни, града оплот, - бранники храбрые».

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)

 

У Софокла в трагедии «Эдип-царь» с новой силой звучит ценностность гражданского коллектива:

«Коль ты и впредь желаешь краем править,

Так лучше людным, не пустынным правь.

Ведь крепостная башня иль корабль -

Ничто, когда защитники бежали».

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)

 

В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона[3]. Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса. Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития - семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса. Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. «...Полис, - отмечает Аристотель, - возникает ради потребностей жизни, но существует он ради благой жизни» (Доватур А.И. «Политика» Аристотеля).

 

Основные черты полисной организации общества

Образование городов было первым признаком, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. В архаическую эпоху город по-настоящему отделился от деревни и политически, а также экономически подчинил ее себе. Почти все греческие города выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи – полисов, сохранив за собой это древнее название.

Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде?

Итак…

 

1. Демократия и/или военная организация. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

Более или менее полностью совпадала политическая и военная организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

 

2. Размеры полиса. «Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности. 

 

3. Экономическая основа. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство, требовавших значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждавшихся в использовании труда рабов. Рабы были уже рабами классическими: они не всегда участвовали вместе с хозяевами в едином производственном процессе и не входили с ним в одну семью. Для хозяев они были предметами, живыми орудиями труда. Именно в античном обществе рыб был наиболее рабом, а свободный – наиболее свободным. Лишь в греческих полисах появляется понятие «свободы» (элевтерия) как состояние отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком. Всякое наличие над человеком господства было рабством. Всякий, кто живет под царской властью, - раб по своей природе; всякий варвар – раб по своей природе, говорит даже Аристотель.

Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Люди, принадлежавшие к разным родам, филам и фратриям, не только жили бок о бок, но и вступали в деловые и просто дружеские контакты, заключали брачные союзы. Происходит сращивание двух прослоек в единый господствующий класс рабовладельцев. Главную роль в этом процессе играли деньги. Это понимали уже современники событий. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы», - восклицает мегарский поэт VI в. Феогнид[4].

 

4. Полисная собственность. В полисе возник особый вид древней собственности – полисная собственность; суть ее заключалась в том, что осуществлять право собственности на землю могли только полноправные члены города-общины. Помимо права на свою частную землю, рабов и другие средства производства граждане полиса имели также право участвовать в самоуправлении и во всех доходах полиса. Также чрезвычайно важно, что ни в одной прежней общине других типов чувство солидарности ее членов не было так сильно, как в полисе; полисная солидарность была одновременно и правом и обязанностью граждан, вплоть до того, что они в  массовом порядке, не на словах, а на деле, ставили интересы полиса выше личных; повинность зажиточных граждан в пользу полиса (литургия) выступала как почетная обязанность, которую знатные и богатые люди могли принимать на свой счет. В то же время нуждающиеся члены полиса имели право рассчитывать на помощь со стороны коллектива своих сограждан.

Это положение имело огромные социально-психологические последствия, оказавшие влияние на более чем сотню поколений. Коллективизм полиса, его гражданская солидарность превосходно уживались с индивидуализмом, с высокой ценностью личности.

 

5. Социальная дифференциация. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.

 

Типы полисов

Описанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Спарта. Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.

 

Формирование полиса было результатом настойчивой преобразовательной деятельности многих поколений греческих законодателей. Античная традиция донесла до нас лишь некоторые из их имен, среди которых наиболее выдающее место занимают Солон, Клисфен и великий спартанский законодатель Ликург. Граждане того или иного государства, доведенные до отчаяния бесконечными распрями и смутами и не видевшие иного выхода из создавшегося положения, избирали одного из своей среды посредником и примирителем.

 

Одним из таких примирителей был Солон[5]. Избранный в 594 г. до н.э. на должность первого архонта [6] с правами законодателя, он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами на враждующие политические группировки. Наиболее важной среди реформ Солона была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием «стряхивание бремени» (сейсахтейя). В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить на государственный счет. Впоследствии Солон писал об этом с гордостью в своих стихотворениях:

 

Какой же я из тех задач не выполнил
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая -
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долге,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, в богозданный град
Вернул назад я многих, в рабство проданных
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую - странников таков удел, -
Иных еще, в позорном рабстве живших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал.

(История Древнего Мира в 3-х книгах. Кн. 2. Расцвет древних обществ. С.85)

 

Когда Солона спросили, какое государство он считает наиболее благоустроенным; он отвечал: «То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и наказывают несправедливость» (Личности Древней Греции. Солон. http://www.ellada.spb.ru).

 

Еще один важный шаг в сторону демократизации афинского государства и укрепления его внутреннего единства был сделан в конце VI в. Клисфеном[7]. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам – демам. Теперь лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «смешал все население Аттики», не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании (экклесия), приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, включая самых высших – архонтов и стратегов, выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в случае ошибки могут быть подвергнуты тяжелому наказанию. Вместе с народным собранием работал совет пятисот (булé) и учрежденный Солоном суд присяжных (гелиея).

Впрочем до полного торжества демократических идеалов было еще далеко. Зажиточные крестьяне – зевгиты составляли политически активное ядро народного собрания. Доступ во многие правительственные учреждения был ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Таким образом, потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах.

 

Помимо афинского пути в Греции возникло много разнообразных типов и форм полисной организации. Один из своеобразных вариантов полисного строя сложился в Спарте. Проблему с острой нехваткой земель спартанцы решили путем захвата соседней Мессении, приостановив тем самым надвигавшийся аграрный кризис. В Спарте был осуществлен широкий передел земли вместе с государственными рабами-илиотами из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. В результате этой реформы спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов. Удержать в повиновении илиотов, составлявших большинство трудового населения, было возможно только с помощью систематического беспощадного террора.

Постоянная угроза илиотского мятежа требовала максимальной сплоченности и организованности спартиатов. Поэтому одновременно с переделом земли в Спарте была проведена серия реформ – «законов Ликурга[8]». Реформы полностью изменили облик Спарты, превратив ее в военный лагерь, все обитатели которого были подчинены казарменной дисциплине. В соответствии с принципом «ликургова строя» все полноправные граждане Спарты официально именовались «равными». И на самом деле на протяжении почти двухсот столетий в Спарте действовала система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и остановить рост неравенства среди спартиатов. Все спартиаты независимо от происхождения и общественного положения жили в совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казарме, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели одинаковую простую пишу за общим столом. Обладая большим запасом внутренней прочности, «община равных» смогла в дальнейшем выдержать такие серьезные испытания, как, например, восстание илиотов в 464 г. или Пелопонесскяа война 431-404 гг. до н.э. Замкнувшаяся в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта постепенно становится главным очагом политической реакции на территории Греции, надеждой и опорой всех врагов демократии.

Итак, Афины и Спарта – две крайние, наиболее различавшиеся формы древнегреческого полиса. Первая из двух форм, сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена, обеспечивала гражданам гармоническое развитие личности и оказалась более способной к развитию, чем вторая – казарменная спартанская форма полиса. Афины не знали свойственной Спарте полной политической дискриминации всех людей физического труда. Именно Афинам суждено было стать главным оплотом греческой демократии и крупнейшим культурным центром Греции.

Тем не менее, было между Афинами и Спартой нечто общее, позволяющее считать их разновидностями одного типа государства – полиса. Любой полис представляет собой самоуправляющуюся, автономную общину, чаще всего не выходящую за пределы одного небольшого города и его ближайших окрестностей. Основная особенность полисной организации заключается в том, что в управлении государством участвуют, хотя не в равной мере, все члены данной общины, а не только избранный круг придворной знати.

Гражданская община (демос) практически сливается здесь с государством. В этом проявляется важнейший политический принцип, лежащий в основе полисной организации, - принцип подчинения меньшинства большинству, личности коллективу.

Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации господствующего класса. Его главное преимущество заключается в сравнительной широте и устойчивости его социальной базы и широких возможностях, которые он давал для развития частного рабовладельческого хозяйства. В правоспособности греки видели основной признак, отличающий гражданина от негражданина. В то же время полис был военно-политическим союзом свободных собственников, направленным против всех порабощенных и эксплуатируемых и преследующим две основные цели: 1) удерживать в повиновении уже имеющихся рабов; 2) организовывать военную агрессию против стран «варварского мира», обеспечивая тем самым пополнение рабовладельческих хозяйств необходимой им рабочей силой.

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: