Органы государственного регулирования ценами в РФ

Государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке России осуществляется пра­вительством и федеральными органами исполнительной вла­сти, регулирующие полномочия которых разделены на осно­ве перечней продукции производственно-технического назна­чения, товаров народного потребления и услуг.

В настоящее время существует многоуровневая система органов, принимающих участие в ценообразовании, а имен­но различают три ее уровня: федеральный, региональный и местный. Перечень федеральных органов РФ, оказывающих прямое или косвенное воздействие на вопросы цен и тарифов, сформирован в соответствии с указом Президента РФ «О си­стеме и структуре федеральных органов исполнительной вла­сти» от 9 марта 2004 года.

Федеральными органами исполнительной власти, зани­мающимися вопросами ценообразования, являются: Мини­стерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по тарифам (бывшая Федеральная энергетическая комиссия), Федеральная антимонопольная служба (вместо упраздненного в 2004 году. Министерства по антимонополь­ной политике и поддержке предпринимательства).

Самым авторитетным федеральным органом, занимающимся вопросами ценообразования, является Министерство экономического развития и торговли РФ. Во исполнение Конституции РФ оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэконо­мической деятельности, торговли, таможенного дела, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов и ак­тов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам госу­дарственного регулирования цен (тарифов); нетарифного и тарифного регулирования экспорта и импорта товаров (за ис­ключением товаров, подпадающих под действие законодатель­ства об экспортном контроле); развития конкуренции.

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти указом Президента РФ от 20 мая 2004 года из ведения Министерства экономического развития и торговли выведена Федеральная служба по та­рифам, руководство которой теперь осуществляет Прави­тельство РФ.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию есте­ственных монополий, осуществляет государственное регу­лирование цен, тарифов в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услу­ги транспортных терминалов, портов, аэродромов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров, подлежащих госрегулированию в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Основные функции Федеральной службы по тарифам:

а) определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлени­ем) и применением цен (тарифов):

F в электроэнергетике, в газовой отрасли;                                                                                                                                                                                                                                                     

F в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магист­ральным трубопроводам;

F на железнодорожном транспорте;

F в сфере услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

F в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

F в отношении продукции ядерно-топливного цикла;

F в отношении продукции оборонного назначения;

F в отношении водки, ликеро-водочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28%, производимой на террито­рии Российской Федерации или ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации;

F в отношении этилового спирта из пищевого сырья, произво­димого на территории Российской Федерации;

б) рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обла­сти государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потреби­телями.

Федеральная служба по тарифам осуществляет следующие пол­номочия в установленной сфере деятельности:

а) самостоятельно принимает методические указания (методики):

F по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и рознич­ных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования;

F по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспор­тировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транс­портировку газа;

F по вопросам государственного регулирования тарифов на гру­зовые железнодорожные перевозки;

б) формирует и ведет реестр субъектов естественных монопо­лий, в отношении которых осуществляется государственное регу­лирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

в) обобщает практику применения законодательства Россий­ской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) осуществляет иные полномочия в установленной сфере дея­тельности.

Порядок принятия решений по определению, установле­нию цен и тарифов определяется Правительством РФ на ос­нове федеральных законов и актов Президента РФ.

В ведении Министерства экономического развития и тор­говли РФ находится Федеральное агентство по государствен­ным резервам, в числе функций которого — оказание государ­ственной поддержки отраслям экономики, субъектам РФ и организациям, регулирующее воздействие на рынок, проведе­ние закупочных и товарных интервенций. Данное агентство имеет свои территориальные органы.

В ведении Правительства РФ находится Федеральная ан­тимонопольная служба, которая осуществляет: контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг; надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях; временно осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (до внесения изменений в феде­ральный закон «О рекламе»). Федеральная антимонопольная служба имеет свои территориальные органы.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству, находясь в ведении Министерства сельского хозяйства, регулирует рынки сельскохозяйственного сырья, продукции и продоволь­ствия, оказывает государственную поддержку организациям агропромышленного комплекса.

На основе законодательных и нормативных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования цен на отдельные виды продукции, услуг, осуществляет координацию де­ятельности органов исполнительной власти субъектов Рос­сии по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулиро­ванию, и пересматривает их по мере необходимости.

Регулирование цен может применяться на продукцию, услуги, производимые государственными организациями или другими юридическими лицами, имущество которых или большая часть уставного капитала находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муници­пальной собственности. Под государственным воздействием находится продукция оборонного значения.

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономи­ческом уровне осуществляется на основе спроса и предложе­ния (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне ре­гулирование цен должно осуществляться государством. Разли­чают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

 

Перечень основных видов про­дукции и услуг, на которые Правительство и федеральные органы исполнительной власти регулируют цены:

F газ природный (кроме реализуемого населению и жилищ­но-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, газ сухой отбензиненный, широкая фракция легких угле­водородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме ре­ализуемого населению);

F продукция ядерно-топливного цикла;

F электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируют­ся федеральной энергетической комиссией;

F перекачка, перевалка, налив нефти;

F продукция оборонного назначения;

F драгоценные металлы и сплавы;

F прокат, промышленные изделия, их лом и отходы, алмаз­ное сырье, драгоценные камни;

F перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы на желез­нодорожном транспорте;

F погрузо-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;

F услуги ледокольного флота.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации регулируют цены на следующие виды продукции:

F газ природный, реализуемый населению и жилищно-стро­ительным кооперативам;

F газ сжиженный, реализуемый населению для быто­вых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

F электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регулируют­ся региональными энергетическими комиссиями;

F топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реа­лизуемые населению;

F услуги систем водоснабжения и канализации. Органам исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, кроме того, предоставлено право вводить государ­ственное регулирование цен на следующие виды продукции:

F продукция и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченны­ми сроками завоза грузов (установление снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам);

F перевозка грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

F услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях.

Анализ перечней продукции, цены на которые регулиру­ются государством, ставит ряд вопросов, непосредственно затрагивающих процесс ценообразования. Главный из них — почему цена на природный газ является регулируемой, а на нефть и важнейшие нефтепродукты, имеющие такое же важ­ное значение для народного хозяйства, нет? Или почему уголь, на добычу которого государство выделяет многомиллиардные дотации, реализуется по ценам, не регулируемым государ­ством? Почему не регулируются в административном поряд­ке цены на зерно, сахар и другие виды сельскохозяйственной продукции, имеющие жизненно важное значение для населе­ния?

Возникновение этих вопросов говорит о том, что утверж­денные правительством перечни продукции, цены на которую подлежат государственному регулированию, нуждаются в совершенствовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: