Нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие деятельность предприятия

 

Экономика предприятия регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Деятельность акционерных обществ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями), где даны основные определения организационно-правовых форм предприятия, основы договорных отношений и др.

 

Таблица 1.1.Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предприятия

Наименование нормативно-правового акта   Краткое содержание   Достоинства, недостатки
1 2 3
1. Конституция РФ (от 12 декабря 1993 г.) Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. Основной закон государства, нормативно-правовой акт учредительного характера и высшей юридической силы, сам утверждает то демократическое устройство общества, которое закреплено Конституцией.   Конституция провозглашает наименование «Российская Федерация» и «Россия» равнозначными, но наименование «Россия» в тексте Конституции встречается только в преамбуле
2. Гражданский кодекс РФ: часть 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 30.12.2004г.) Гражданский кодекс РФ основательно вошел в жизнь российского общества как один из наиболее фундаментальных законов рыночной экономики   Гражданский кодекс РФ является весьма сложным и кодификационным актом, нормы которого должны быть точно выверены и сбалансированы  
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ (с изм. и доп., вступ-ми в силу с 01.01. 06г.) Гл. 25 Ст. 284-289. Рассматривает ставки налога на прибыль     Снижение максимальной ставки налога до 20% (максимальная ставка составляла 24%). Отмена прежде существовавших отраслевых налоговых льгот  
4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 25.11.2009г. № 267-ФЗ)   Создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений   Не отражены в полном объеме обязанности работников и работодателей.
5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (в ред. от 28.12.2004г.)     В нормах уголовного кодекса получила отражение стратегии уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с преступностью на современном этапе Изменения коснулись и некоторых составов преступлений, в ряде из них установлены новые квалифицирующие признаки, определяющие размер ущерба крупный и особо крупный.  
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 9.03.2010г.)     Является законодательным актом, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие определенную область общественных отношений. Он объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в различных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений - административных правонарушений.   Закон внес существенные изменения в правовое регулирование административных правоотношений в Российской Федерации, причем не только в отношении физических лиц, но и юридических лиц. Коренные изменения внесены в правовое регулирование административных правоотношений различных сфер и аспектов предпринимательской деятельности.  
7. Федеральный закон от 26.03.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ) Предотвращает отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации и выявляет внутрихозяйственные резервы обеспечения ее финансовой устойчивости Процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России
8. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 №127-ФЗ) (с изм. от 26.04.2007г.) Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несост-ти, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов   В данном федеральном законе рассмотрены вопросы по разбирательству дел в арбитражном суде
9. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об акционерных обществах " (с изменениями от 15.11.2009г) Определяет правовую основу формирования и деятельности открытых акционерных обществ. В законе предусмотрены меры, направленные на обеспечение экономической стабильности общества, охрану его интересов, устанавливающие ограничения на распределение прибыли общества между его участниками
10. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ. (с изменениями от 20.05.2009г.) Регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.   Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

 

Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Таким образом, управление капиталом предполагает тщательное исследование объемов собственного капитала и грамотное привлечение заемного. Необходимо учитывать реальные финансовые возможности предприятия, чтобы избежать лишения платежеспособности предприятия по кредиту, в случае привлечения внешнего капитала. Имеется возможность отказа от привлечения заемных средств, однако это снижает объемы капитала, которые предприятие могло бы использовать.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: