Критерии разделения публичного и частного права

 

Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и

22

иные сферы.

Деление права на публичное и частное идёт от древнеримских юристов, которые публичным правом считали все, что относится к положению государства,а частным – все, что относится к пользе отдельных лиц.

Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) Интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) Предмет правого регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) Метод правого регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) Имущественный статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

Нужно понимать то, что сама эта классификация – деление права на «публичное» и «частное» – имеет в основном, общее, принципиальное юридическое значение.

Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются 

 «перемешанными»: в жизненных отношениях довольно часто присутствуют разнопрофильные элементы, одни из которых относятся к частному праву, другие – к публичному. [11, с. 102]

Публичное право – это правовая сфера, в основе которой – государственные интересы, «государственные дела», т. е. самоустройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование

23

правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., – словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один – и только один – общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, – прерогатива властвующих субъектов.

Для публичного права характерен специфический юридический порядок – обобщенно говоря, порядок «власти – подчинения», – это порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц, и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица должны им подчиняться.

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах.

Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют  «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают не

императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.

В сфере частного права, наряду в единым общегосударственным юридическим «центром», активно действует множество других юридических «центров». Да притом так, что каждый участник отношений в гражданском обществе, каждый субъект права – это и есть особый и высокозначимый юридический «центр».

Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и

24

правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право – качественно разные области правового регулирования, два разных, как уже отмечалось, «континента» или две «юридические галактики».

С первых стадий цивилизации так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам – публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер – публичного частного права.

Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, серьезно влияют на их результативность, применение.

Различия между частным и публичным правом заключаются в следующем:

1) Публичное право направлено на регулирование правоотношений, участники которых удовлетворяют интересы общества в целом (возможно, наряду с личным интересом), а субъекты частного права – индивидуальные, личные интересы;

2) В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда является государство (отдельные части) в лице уполномоченных органов, второй стороной может быть как другое государство (часть государства), так и физическое (юридическое) лицо. Участниками частноправовых отношений являются только

физические и юридические лица;

3) Частное право основано на принципе «разрешено все, что прямо не запрещено юридическими нормами», а публичное право – на идее «запрещено все, что юридическими нормами прямо не разрешено»;

4) Ядром частного права являются имущественные отношения, основу публичного права составляют отношения, связанные с организацией и компетенцией

5) органов публичной власти.

25

Частное и публичное право – это объективно существующие, относительно независимые, взаимодействующие между собой подразделения права как системы. Основаниями их дифференциации являются характер реализуемых в правоотношениях интересов и особенности их субъектного состава. Совместное использование этих критериев позволяет наиболее последовательно и четко осуществить разграничение подсистем частного и публичного права.

 

 


 

26

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному изучению и анализу действующего законодательства и научных публикаций специалистов в области частного и публичного права, хотелось бы отметить, что в рамках данной работы была осуществлена попытка комплексного рассмотрения самого понятия частного и публичного права, их институтов, особенности правового регулирования и особенности проникновения их в друг друга, которые сами по себе могли бы стать отдельным предметом серьезного научного исследования.

Хотелось бы отметить, в научной литературе, вопросу частного и публичного права посвящено, относительно небольшое количество исследований, и зачастую многие исследователи, понятие частное право, отождествляют с понятием гражданское право, хотя гражданское право лишь основа частного права.

Это еще раз доказывает, необходимость изучения не только, специализированных отраслей права, но и его основ.

Публичное право — система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации

27

субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

В основу разграничения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего частному и публичному праву.
Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или децентрализации правового регулирования.

После проведенного исследования данной темы, можно сделать определенные выводы:

1. Для наиболее эффективной деятельности государства и общества, необходимо разумное соотношение частного и публичного права, преобладание какого либо из них над другим приводить к кризисным явлениям в экономико-социальной жизни общества.

2. В современной практике взаимное проникновение частного и публичного права, неизбежно и все более большее.

3. Применение методов публичного-правового регулирования, в практической практике частных отношений необходимо и зачастую, более эффективно, чем использование методов частно-правового регулирования.

 

 

28

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: