Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников

Система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры


Содержание

 

Введение

Глава I. История вопроса

1.1 Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников

1.2 Подход к эстетическому воспитанию в советское время

1.3 Эстетическое воспитание личности в современных условиях

Глава II. Эстетика детской жизни

Глава III. Формирование эстетической культуры учащихся

3.1 Эстетическое восприятие природы

3.2 Формирование эстетической культуры средствами искусства

3.2.1 Художественная литература

3.2.2 Музыка

3.2.3 Изобразительное искусство

3.2.4 Синтезирующие виды искусства

3.3 Детское творчество

Глава IV. Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы




Введение

 

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор.

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

С помощью эстетических чувств и сознания мы главным образом воспринимаем и оцениваем красоту в искусстве и действительности. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Объект исследования - уровень развития эстетического сознания школьников.

Предмет исследования - система эстетического воспитания учащихся и средства формирования их эстетической культуры.

Гипотеза исследования: предположим, что эстетическое сознание большинства учащихся находится на недостаточно высоком уровне развития в связи с неудовлетворительной деятельностью по их эстетическому воспитанию.

Цель работы - исследовать уровень сформированности эстетической культуры школьников.

Задачи:

- на основе анализа литературы познакомиться с понятием системы эстетического воспитания школьников;

- изучить основные средства формирования эстетической культуры учащихся;

- разработать методику, позволяющую выявить уровень сформированности эстетической культуры школьников;

- сделать практические выводы и дать рекомендации.



Глава I. История вопроса

 

Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников

 

Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание.

Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспитания следующим образом: "…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов" [14; 19]. Руководствуясь психическим законом, согласно которому наслаждения должны уравновешиваться трудом, Ушинский подчеркивал, что поэзия, музыка, живопись, ваяние могут быть или отдохновением после труда, или должны находиться в живой связи с трудом человека; когда они делаются предметом праздной прихоти, тогда не только теряют всю свою развивающую силу, но и действуют отрицательно на нравственное и умственное развитие.

Василий Александрович Сухомлинский, великий советский педагог, считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Сухомлинский полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятий. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, характеризующий духовную культуру человека. Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры - отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневных взаимоотношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека ведущая роль принадлежит красоте человеческих взаимоотношений, а эта красота, по мнению Сухомлинского, заключается прежде всего в справедливости и правдивости. Также Сухомлинский развивал теоретические и прикладные аспекты нравственно-эстетического воспитания средствами природы.

Большое значение эстетическому воспитанию учащихся придавал и Антон Семенович Макаренко, заметивший, как важно пробудить у детей и подростков стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают; детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Очевидцы, побывавшие в руководимых Макаренко учебно-воспитательных учреждениях, рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

Зарубежные педагоги также не обходили стороной вопрос об эстетическом воспитании учащихся. Например, Мария Монтессори среди важнейших задач обучения и воспитания называла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д. [8; 237]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: