Ролевая концепция личности

Каждый человек в процессе взаимодействия с другими людьми занимает определенное положение в обществе - он либо пре­зидент компании, либо доцент, либо инженер, либо врач, либо сту­дент и т.п. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом.

Определение данного феномена гласит: социальный статус - это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимо­действий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оцен­ку деятельности личности со стороны общества. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях — авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, пре­мия, звание и т.п.

Американский социолог Р. Линтон выделял «двойственное значение» понятия социальный статус. Каждый человек обладает оп­ределенным социальным статусом, в соответствии с которым занима­ет определенное место в социальной иерархии - губернатор штата, шериф, полицейский и т.п.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а не­сколько статусов, американский социолог Р. Мертон ввел понятие «статусный набор» - это вся совокупность статусов данного индиви­да. Статусный набор - вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими лично­стями с точки зрения выполнения своих: прав и обязанностей.

В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех ос­тальных, например, Александр Македонский - полководец, Петр Ильич Чайковский - композитор и т.п. Главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, сте­пень ее влияния на других и т.п.

В социологии принято различать два статуса - личный и со­циальный. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Это — широкий смысл данного термина. Но существует специфическое восприятие социаль­ного статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, слу­хах и т.п., которые далеко не всегда совпадают с реальным социаль­ным статусом данного индивида.

Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индиви­дуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях:

1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в од­ной социальной группе и низкую в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат пра­вам и обязанностям другого или мешают их выполнению.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанными, прирожденными являются статусные признаки, заданные человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания, воли, деятельности. Таковы: национальность (белорус), пол (женщи­на), раса (негр), дворянские титулы (князь, барон, граф) и т.п.

Достигаемый статус достается человеку благодаря его собст­венным усилиям, настойчивости, устремленности и т.п. Таковы ста­тусы профессора, чемпиона мира, президента страны, которые дости­гаются, как правило, благодаря знаниям, умениям, навыкам, активной трудовой деятельности, преодолению трудностей и препятствий на пути к достижению цели.

Социальный статус личности не остается неизменным, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени Д. Ленски предложил понятие статус­ный профиль. Оно отражает изменение ранговых параметров всех статусов, которые в течение жизни индивида могут изменяться. При этом человек может занимать высокий должностной статус, но не от­носиться к числу богатых людей.

В реальной жизнедеятельности социальный статус лично­сти проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как ди­намическую сторону социального статуса, как его функцию, связан­ную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, та­ким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на про­тяжении длительного времени личность воспроизводит в определен­ных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его опреде­ленные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожи­даний и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных соци­альных нормах.

Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, связанных со свойственным ему социальным стату­сом. Поэтому Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкрет­ного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии с другими людьми.

В социологии рассматриваются три основных типа соци­альных ролей:

1) представляемая роль - система определенных ожиданий ин­дивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения;

2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех спе­цифических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъектив­ное представление о том, как он должен поступать в соответствии с нормами других социальных статусов;

3) играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по от­ношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым стату­сом.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в себя, считает Т. Парсонс, три основных компонента:

1)интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, кон­кретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям;

2)предоставление обществом благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему или избирае­мыми им самим ролями;

3)соблюдение выполняющими свои роли индивидами надле­жащих уровней лояльности по отношению к коллективным интере­сам и потребностям.

Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утвер­ждению известного немецкого социолога Н. Лумана, специфические "сети отношений", в которых индивиды, выполняющие свои социаль­ные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Именно взаимность различных ролей создает условия для возникновения партнерства

В реализации идеи партнерства, считает американский со­циолог И. Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Исполнение роли — это и есть реальное пове­дение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сце­ническими и закулисными. Официант в ресторане, например, играет сценическую роль перед посетителями, но более естественно он ведет себя на кухне, где его видят повара и другие официанты. Человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение способно привести к утрате друзей, работы, се­мьи и даже свободы.

Посредством социальной роли и ее воплощения в своих по­ступках человек включался в социодинамику культуры. Если статус характеризует включенность личности в социальную структуру об­щества, то социальная роль воплощает в себе включенность личности в культуру, меру индивидуального культурного развития данного че­ловека.

Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента:

1. описание того типа поведения, которое требуется социаль­ным окружением от лица, выполняющую данную роль;

2. ожидания, предписания, требования, которые предъявляют­ся окружающими данному лицу в его роли;

3. оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;

4. санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к данной социальной ро­ли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.)

В зависимости от содержания и характера требований, за­ключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях:

1) должное (обязательное);

2) желательное;

3) возможное поведение.

Социальный статус и социальная роль являются очень важ­ными социальными характеристиками, с которыми связаны и в кото­рых воплощаются все социальные качества личности, охарактеризо­ванные в предыдущей главе учебного пособия.

В процессе осуществления свойственных человеку ролей по­следний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Р. Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, в ходе развертывания которого индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга, американский социальный психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли - сложный про­цесс, показывающий, что способность человека эффективно участво­вать в согласованных действиях зависит от его способности прини­мать на себя роли других людей и становиться в воображении раз­личными людьми.

Типы личности

Социологи выделяют несколько типов личности:

1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном об­ществе (общности). Модальную личность имеют в виду, когда гово­рят о "типичном" американце, белорусе или предпринимателе. Ти­пичного белоруса обычно представляют толерантным (с уважением относящимися к людям других наций, культур, религий и т.п.), "памяркоуным": неторопливым в суждениях и выводах, обладающим упорством и др.

2) Базисная личность - это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о "под­линном интеллигенте", имеют в виду такие базисные черты, как ду­ховная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п.

3) Маргинальный тип личности - человек, поставленный усло­виями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включился.

4) Реактивная личность - такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего "плывет по тече­нию", а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

5) Проактивная личность — тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную ли­нию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, до­биваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пу­гают трудности, он готов их преодолевать.

6) Криминальная личность - широко распространенный в кри­зисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готово­го пойти на преступление ради достижения целей, как правило, амо­ральных, антиобщественных

В зависимости от направленности психической энергии ин­дивиды могут быть разделены на несколько психотипов личности

 ("психологических портретов"). Существует целый ряд методов опре­деления таких психотипов, наиболее известными из которых являют­ся исследования при помощи тестов, разработанных Р. Кэттэлом (1956) и Г. Айзенком (1963). Но в основании этих вопросников лежат определенные типологические особенности личности, впервые изу­ченные выдающимся швейцарским психоаналитиком Карлом — Гус­тавом Юнгом. Он считал, что потенциальным центром личности яв­ляется архетип "самость", проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Опираясь на юнианские идеи, О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили психотипы личности, которые можно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений:

· экстравертный сенсорный мыслительный решающий

· интровертный; интуитивный; чувствующий; воспринимающий.

Наиболее часто в жизни встречаются такие психотипы лич­ности ("психологические портреты"):

1) Экстраверт, для которого наиболее характерны внешние проявления психоэнергетики: общительность, активное взаимодейст­вие с другими людьми, широта связей с ними, широта интересов, им­пульсивность в чувствах, выражениях и поступках.

2) Интроверт отличается замкнутостью, собранностью, сосре­доточенностью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, органическими связями с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, задумчивостью, со­хранением психической энергии, ее экономным расходованием.

3) Чувствующий тип личности отличается ориентированностью на чувства свои и других людей, мягкосердечностью, чуткостью, гу­манностью, изменчивостью настроений и мнений в зависимости от обстоятельств, конфликты приводят его в смятение.

4) Мыслительный психотип характеризуется аналитическим складом ума, беспристрастностью, четкостью, объективностью; стре­мится уладить спор не ради блага, а во имя истины, полагается чаще всего на рациональные доводы, склонен к благоразумию.

5) Сенсорсный психотип обычно концентрируется на том, что делает в данный момент, не думая, что за этим последует, не задумы­вается о дальнейшей карьере, удовлетворяется тем, что есть, любит иметь дело с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями, легче воспринимает детали, чем картину в целом, отличается здравым смыслом и практичностью.

6) Интуитивный тип личности имеет обыкновение думать сра­зу о нескольких вещах; как правило, больше захвачен тем, что будет, а не тем, что есть; им владеют предчувствия, умозрительность, он способен просчитывать варианты возможных событий.

7) Решающий (рассудительный) психотип личности отличается рассудительностью, спланированностью своих поступков (четко зна­ет, просыпаясь утром, что будет делать в течение дня и даже недели), любит все доводить до конца, предпочитает самостоятельно решать проблемы и управлять людьми и обстоятельствами, а не подчиняться им.

8) Воспринимающий (импульсивный) тип личности отличается подвижностью, изменчивостью, приспособляемостью к течению со­бытий, чаще всего не ставит перед собой задачи, а ждет, когда станет ясно, что от него требуется, делает рывок в последнюю минуту, чтобы уложиться в срок, не отличается организованностью и аккуратностью, предпочитает не торопиться с решением, не ограничивает себя срока­ми, его жизненный девиз: "поживем - увидим".

Изучая и примеряя к себе различные психотипы личности, не­обходимо помнить, что типология личности - это только теория, ко­торая выделяет идеально-типические особенности, редко встречаю­щиеся во взаимоотношениях людей в чистом виде. Необходимо иметь в виду, что в каждом из нас скрыты все восемь предпочтений - экст­раверт, интроверт, сенсорный, интуитивный тип и т.д., однако суть дела в том, какое предпочтение в нас является преобладающим. Кро­ме того, социологическое и психологическое типоведение многое объясняет, но не может служить оправданием поступков тех или иных индивидов в их повседневных делах. Каждая личность сама де­лает выбор, сама решает, как поступить в тех или иных ситуациях, и несет ответственность за свои действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: