Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации

           

Деятельность Конституционного Суда РФ основана на конституционных принципах и принципах правосудия в целом. В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены такие принципы как независимость; коллегиальность; гласность; устность; язык конституционного судопроизводства; непрерывность судебного разбирательства; состязательность; равноправие сторон.

В Законе о Конституционном Суде содержатся нормы, действующие при рассмотрении каждой из рассматриваемых судом категорий дел. Данные нормы определяют содержание и характер конституционного судопроизводства. К ним относятся следующие положения: обращение в Конституционный Суд; предварительное рассмотрение обращений; общие процедурные правила рассмотрения дел в суде; принятие и содержание решений Конституционного Суда РФ.

Обращение в Конституционный Суд РФ (глава 5 Закона) возможна при наличии повода и основания. Поводами является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основаниями является неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ закона, иного нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предварительное рассмотрение обращений (глава 6). Обращение подлежит регистрации. В случае несоответствия обращения указанным в законе требованиям, об этом сообщается заявителю и после устранения недостатков обращения оно может быть направлено в Конституционный Суд вновь. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, оно направляется в другой орган, которому подведомственно.

Председатель суда назначает одного или нескольких судей для предварительного изучения обращения. На изучения обращения отводится до двух месяцев. Заключение по нему докладывается в пленарном заседании суда, где и принимается решение о принятии обращения к рассмотрению (в месячный срок со дня окончания предварительного изучения). О принятом решении извещаются стороны.

Отказывается в принятии обращения к рассмотрению по следующим основаниям: при неподведомственности обращения Конституционному Суду; недопустимости обращения в соответствии с законом о Конституционном Суде; наличии по предмету обращения постановления, сохраняющего свою силу.

Обращение до начала его рассмотрения в заседании Конституционного Суда РФ может быть отозвано заявителем.

Общие процедурные правила рассмотрения дел в суде. Порядок рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат одинаков, если иное специально не оговорено. Назначение дел к слушанию проводится в пленарном заседании в месячный срок со дня принятия обращения к рассмотрению. Возможно соединение дел к рассмотрению в одном производстве, если они касаются одного предмета.[9]

Для подготовки дела и составления проекта решения по обращению назначаются судья и судьи-докладчики. Судья-докладчик изучает обращение и проводит активную работу по подготовке слушания дела, направляя запросы, назначая экспертизу, привлекая специалистов и т.п. определяется круг лиц подлежащих вызову в судебное заседание, а также даются распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов. Требования Конституционного Суда РФ в связи с подготовкой и проведением судебного заседания обязательны к исполнению в срок не более одного месяца.

Уведомления о заседании Конституционного Суда РФ, копии обращений и поступивших отзывов, копии проверяемых актов и иные документы направляются судьям и участникам процесса за 10 дней до начала судебного заседания.

Участниками процесса в Конституционном Суде РФ являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами являются: с одной стороны – заявители – органы или лица, направившие в суд обращение; с другой – органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого оспаривается; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Рассмотрению дела не препятствует неявка сторон и их представителей, за исключением случая, когда сторона ходатайствовала о рассмотрении дела с ее участием и не явилась по уважительной причине.

Заседание суда проходит открыто, за исключением случаев, указанных в ст. 55 Закона о Конституционном Суде.[10]

 

 

Глава 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: