Проблемы реализации социальных прав и свобод граждан в условиях современной Российской государственности

 

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. На практике это означает направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство возлагает на себя ряд социальных обязательств, связанных с гарантированием населению страны, каждому отдельно взятому человеку некоего достойного и приемлемого с точки зрения общества уровня реализации его базовых потребностей: в жилье, пище, реализации своих способностей социально приемлемым образом. Именно этого ориентира и предполагается в первую очередь придерживаться при разработке и реализации государственной политики.

Существует мнение о том, что момент принятия закона является кульминацией правового воздействия на экономические, социальные и иные процессы. Огромное количество принимаемых нормативных правовых актов (в том числе и законов) создает иллюзию правового регулирования общественных отношений. Приходится констатировать, что многие нормы законов остаются бездействующими. Процесс реализации закона начинается не с момента принятия закона, а именно с действия закона. В силу того, что закон призван быть актом прямого действия, содержащиеся в нем нормы, обращены непосредственно к государственным и общественным органам, должностным лицам и гражданам и должны использоваться ими на практике. Специальные правовые средства, обеспечивающие его реализацию, - обязательные компоненты любого закона. В случае отсутствия таковых средств нормы закона становятся декларативными, не способными эффективно регулировать общественные отношения. Таким образом, обеспечение наиболее эффективного механизма действия закона должно закладываться еще на этапе разработки конкретного законопроекта.

Однако в настоящее время можно констатировать, что проводимая в последние годы в России политика реформ не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий.

Так, к примеру, намечалось при помощи изменения порядка предоставления мер социальной поддержки путем перевода натуральных льгот в денежные компенсации, освободить государство от «перегружающих» аппарат государственного управления несвойственных ему (и, как правило, неэффективно им выполняемых) функций по прямому управлению хозяйственной деятельностью предприятий и организаций с тем, чтобы оно могло сосредоточиться на выполнении полномочий по обеспечению обществу тех услуг, для «производства» которых оно и существует, в том числе и на обеспечении необходимого уровня социальных гарантий населению. Вместе с тем, если судить по результатам, несмотря на то, что государственные структуры в нашей стране уже не участвуют прямо в управлении функционированием отдельных экономических субъектов, нельзя говорить о повышении эффективности работы государственных учреждений в названной сфере. Налицо явный кризис социальной сферы.

Проблема вовсе даже не в огромном числе льготников, проблема - в механизме реализации льгот: получатели льгот становятся напрямую зависящими от тех, кто непосредственно предоставляет подразумеваемые под ними социальные услуги.

Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон № 122-ФЗ) породил массу проблем реализации социальных прав граждан.

Первоначально, недостаточные ассигнования обострили проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. Заметно ухудшилось в связи с этим положение дел с защитой социальных и трудовых прав и гарантий граждан. Но сейчас наступило время профицитных бюджетов (правда, профицитен в основном федеральный бюджет).

Законом № 122-ФЗ субъектам РФ дано право определять порядок возмещения расходов на предоставление льгот. Так, в Ростовской области приняты и действуют постановления Администрации Ростовской области от 31.12.2004г. № 534 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения» и от 31.12.2004 № 537 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального фонда компенсаций на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан».

В соответствии с вышеуказанными постановлениями органы социальной защиты населения проводят работу по реализации прав граждан на меры социальной поддержки при оплате за жилищно-коммунальные услуги.

В действительности, все участники данного процесса столкнулись с трудностями. Во-первых, довольно часты случаи, когда в базах данных организаций - поставщиков услуг отсутствуют данные по конкретному льготнику, так как публичный договор заключался с собственником или ответственным квартиросъемщиком, не являющимся льготником. Для устранения таких проблем приходится вызывать граждан в органы социальной защиты, что, безусловно, приводит к образованию очередей, а соответственно и социальной напряженности среди населения. Во-вторых, в постановлениях предусмотрены сроки предоставления организациями-поставщиками услуг информации по начисленным денежным выплатам гражданам, но отсутствует норма, предусматривающая ответственность данных организаций, как за своевременность передачи информации, так и за ее достоверность. Этот пробел приводит к тому, что довольно часто организации-поставщики услуг задерживают предоставление информации, либо по отдельным гражданам предоставляют суммы к возмещению не верные.

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10. 06. 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Законом № 122-ФЗ абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ». Следовательно, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т.е. законом № 122-ФЗ не отменено предоставление льгот для педагогических работников, а лишь предложено субъектам Российской Федерации установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

К сожалению, во многих регионах получило распространение иное толкование нормативно-правовой базы предоставления льгот по коммунальным услугам сельским специалистам. Одни регионы установили социальную норму площади жилья в расчете на специалиста, и нормативы потребления на коммунальные услуги, другие - сократили перечень категорий льготников.

Для правильного разрешения возникающих в этой сфере проблем необходимо учитывать, что имеются объективные различия в порядке предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на предоставление этих льгот.

В первом случае речь идет о порядке реализации гражданами установленного законом права педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, который предусматривает, в частности, категории граждан, имеющих право на льготу, условия предоставления льгот.

Федеральным законодательством установлены специальные положения, касающиеся следующих вопросов предоставления и сохранения льгот по оплате коммунальных услуг:

. перечень категорий педагогических работников (путем прямого установления или распространения действия актов об установлении);

2. порядок и условия предоставления льгот на общих основаниях работникам и совместно проживающим с ними членам их семей независимо от размера жилой площади. Так, под «бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением» понимается право работника проживать в жилом помещении с отоплением и освежением бесплатно, т.е. с освобождением от платы за излишки жилой площади. При наличии печного отопления педагогический работник должен быть обеспечен топливом для отопления всего дома;

.   порядок предоставления льгот в определенных случаях (при невозможности обеспечения жильем в сельской местности по месту нахождения учреждения; при отказе работника от занятия предоставляемой жилплощади в сельской местности; при наличии собственного дома (квартиры);

.   порядок сохранения льгот за перешедшими на пенсию работниками и иные особенности.

Во втором случае речь идет о том, что на федеральном, региональном и местном уровнях в рамках межбюджетных отношений определяются размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот, установленных федеральным законодательством, то есть речь идет только о механизме финансового обеспечения предоставления льгот за счет средств бюджетов разных уровней.

Следовательно, к компетенции субъектов РФ отнесено, только право определить порядок возмещения расходов на предоставление льгот в виде права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а не порядок предоставления льгот, который установлен федеральным законодательством.

Субъекты РФ, принимая законодательные акты по вопросу о порядке предоставления льгот, зачастую нарушают законодательство. Эти действия являются незаконными, и как показывает судебная практика, подлежащими отмене.

В последние годы в рамках реформы пенсионного обеспечения существенно изменились его законодательные основы, однако пенсионное обеспечение все еще остается весьма несовершенным как в правовом, так и в организационно-экономическом отношениях.

Принятые меры носят пока лишь «косметический» характер, в систему пенсионного обеспечения не внесено ничего нового, так как сегодня она функционирует в основном на принципах, не совместимых с рыночной экономикой. В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, оказываются заложниками кризиса в экономике страны. Вновь принимаемые законы зачастую грешат популизмом, не проходят предварительную экспертизу на экономическое обоснование и соответствие их международным нормам и принципам международного права.

Все эти проблемы не могут не сказаться на реализации права граждан на пенсию, под которым понимается гарантированная государством возможность в случаях наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать пенсию в размере, соизмеримом, как правило, с его прошлым заработком и которая должна обеспечить достойную жизнь пенсионера.

Основное предназначение этого права - обеспечить пенсионерам со стороны государства уровень жизни, признаваемый достойным. Оно должно быть гарантировано соответствующим уровнем жизни.

Понятие «достойной жизни» непрерывно трансформируется, поскольку обусловлено экономическими условиями жизни общества. Однако международный опыт свидетельствует о том, что государства соизмеряют уровень жизни, признаваемый достойным, с определенными нормами социального стандарта, определяемого на каждом новом экономическом этапе развития данного общества. К числу общепризнанных стандартов относится и такой, как прожиточный минимум.

Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ размер минимальной заработной платы не может быть ниже прожиточного минимума, что соответствует ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) праве каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, удовлетворительное существование для них самих и их семей.

Однако данная норма пока носит декларативный характер.

Определение размера прожиточного минимума в целом по Российской Федерации предназначается как для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, так и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Наша страна на современном этапе не обеспечивает такого уровня жизни своим гражданам. Этот факт подтверждается тем, что минимальная заработная плата и минимальная пенсия гораздо ниже стоимости минимальной потребительской корзины.

Но не только размер минимальной заработной платы играет роль при реализации гражданином права на пенсионное обеспечение.

Для реализации своего права на пенсионное обеспечение гражданин должен предоставить в отделение пенсионного фонда определенный пакет документов. В соответствии с постановлением Минтруда РФ № 16, Пенсионного Фонда РФ № 19па от 27.02.2002 «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы:

. удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

2. о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

.   о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Однако зачастую гражданин не имеет возможности предоставить подобные документы. В период «реформ и перестройки» многие работодатели в целях уклонения от налогов просто не оформляли своих работников официального и соответственно подтвердить факт работы, не говоря уже о сведениях по заработной плате, является для гражданина проблемой.

В подобной ситуации гражданин может подтвердить факт работы в той или иной организации через суд, заручившись показаниями свидетелей.

Довольно частыми стали случаи утраты документов организациями-работодателями (пожары, подтопления), а также случаи ликвидации организаций, не передавших документацию в архив.

Факт работы в таких организациях также можно подтвердить показаниями свидетелей, работавших вместе с гражданином и имеющих документальное подтверждение работы в данной организации.

Документами, свидетельствующими о получаемом в определенный период заработке, могут служить профсоюзные билеты, в которых отмечалась уплачиваемая сумма и сумма, из которой производились удержания.

Сведения о заработке гражданина свидетельскими показаниями не подтверждаются!

Существуют проблемы, порождающие препятствия в реализации конституционных прав граждан и на бесплатную медицинскую помощь.

В сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации ключевым законом являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Под медицинской помощью в Основах понимается комплекс мероприятий, включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, лекарственное обеспечение, направленные на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

Конституционная норма (ч. 1 ст. 41) была конкретизирована положениями ст. 20 в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан как гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который обеспечивается в соответствии с Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа является подзаконным нормативным правовым актом, ежегодно пересматриваемым Правительством Российской Федерации. Именно указанная Программа является основным механизмом реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь в соответствующих учреждениях здравоохранения за счет государственных источников финансирования.

Абсолютно определенная по своей сути норма Конституции Российской Федерации о бесплатности медицинской помощи была дополнена положениями о Программе государственных гарантий в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. По мнению А.Н. Пищита, это недопустимо как с точки зрения юридической техники, так и с позиций обеспечения прав граждан. Этими документами ограничивается объем медицинской помощи, который государственные и муниципальные медицинские учреждения должны оказывать бесплатно для населения за счет бюджетного финансирования.

Реализуя идеологию, закрепленную Программой государственных гарантий, государство переходит от содержания сети лечебно-профилактических учреждений к обеспечению граждан определенным набором услуг, т.е. перестает гарантированно содержать все мощности медицинских учреждений, а выкупает у них для граждан определенные, востребованные и обеспеченные финансами объемы помощи.

Сегодня в действующее законодательство введено понятие «минимального государственного социального стандарта» (ст. 6 Бюджетного кодекса) и ведется речь лишь о государственных услугах и гарантированности государством их предоставления на минимальном уровне на всей территории Российской Федерации. Такой подход ухудшает положение населения, ориентирует на оказание социальных услуг населению только на минимально допустимом, т.е. предельно низком, уровне, а не на необходимом.

На заседании Госсовета экс-президент В.В. Путин выступил с программной речью «О стратегии развития России до 2020г.». В данном послании он проанализировал ситуацию в стране с 90х г. по сегодняшний день. Главное чего страна добилась на данный момент, по мнению Путина, является «стабильность, которая позволяет строить планы, спокойно работать и создавать семьи. Вернулась уверенность, что жизнь будет и дальше меняться к лучшему». Конкретизируя можно сказать, что выросли реальные доходы людей (в том числе пособия и пенсии). Уменьшилась безработица и бедность. Отмечена рекордная рождаемость детей за последние 25 лет. По мнению В.В. Путина сегодня восстановлен полностью утраченный за 90-е гг. уровень социально-экономического развития страны. В своем послании Путин не остановился на достигнутом, он предложил стратегию развития России до 2020 г. Главная цель данной программы - развитие человека. Здесь речь идет об улучшении образовательной системы государства, о сокращение смертности граждан РФ, в связи с этим необходимо создать такие условия, чтобы люди сами стремились поддерживать свое здоровье. Для этого необходимо реформировать здравоохранение. Сложилась необходимость в создании действенной политики поддержки семьи, улучшение жилищного строительства. Необходимо увеличение рабочих мест и достойной заработной платы, улучшить ситуацию с пенсионерами и инвалидами, предоставить возможность получения достойного заработка, пенсий и пособий.

Для достижения этих целей необходимо во первых создать равные возможности для людей и второе реальное повышение эффективности экономике, на основе роста производительности труда. Таким образом, перед государством стоит задача по достижению качественного изменения жизни, качественного изменения страны, достойного существования личности.

Достойная жизнь характеризуется наличием минимального набора бесплатных для человека благ. При установлении нормативов их получения исходят «из возможностей, в том числе финансовых, государства и общества в предоставлении этих благ; соблюдения принципа фактического равенства в получении указанных минимальных благ. В сфере здоровья минимальным уровнем таких благ может быть объем медицинской помощи (в том числе профилактические мероприятия и медицинские услуги), предусмотренный в настоящее время программами государственных гарантий и предоставляемый гражданам бесплатно». Территориальные программы оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, способствующие созданию единого механизма реализации соответствующих конституционных прав граждан, также рассматриваются «в качестве минимальных социальных стандартов».

В Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены изменения вступившим с 1 января 2005 г. в силу Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ. Указанное реформирование перевело почти весь комплекс социальных функций с федерального на региональный уровень, что не сопровождалось изменением форм и методов регулирования социальных процессов и не подкреплялось передачей на места необходимых финансовых ресурсов.

В соответствии со ст. 135 Федерального закона № 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Оказание гражданам противотуберкулезной помощи в соответствии с принятыми изменениями осуществляется не на основе принципа бесплатности (в прежней редакции), а в объемах, предусмотренных Программой. Программа же реализуется на территориях через территориальные программы, которые финансируются на разных территориях по-разному.

Таким образом, при недостаточном финансировании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам конкретного субъекта Российской Федерации бесплатной медицинской помощи возникают ограничения необходимому объему оказания медицинской помощи больным туберкулезом.

Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы. Труд является основным источником материального благополучия человека. Однако в условиях рыночных отношений, чаще по независящим причинам, не каждый гражданин способен реализовать свои способности к труду. В таких случаях Конституция гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). Один из таких случаев - безработица - предусмотрен Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Одной из гарантий государства в области занятости является обеспечение социальной поддержки (ст. 12 Закона). Для безработных граждан социальная поддержка заключается в выплате им пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказании материальной помощи.

Одним из условий для присвоения статуса «безработный» является готовность к поиску работы. В связи этим довольно часто проблемы возникают у женщин, имеющих малолетних детей. Допустим, в орган службы занятости обратилась женщина, уволенная из организации по собственному желанию в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет. Данная формулировка причины увольнения предоставляет женщине льготы и преимущества, влияющие, например, на сроки сохранения непрерывного трудового стажа, размеры пособия по безработице и др. В то же время она может быть препятствием для присвоения статуса безработного, так как свидетельствует о неготовности приступить к работе. По этому вопросу часто возникают разногласия между женщиной и органом службы занятости. Если ребенок женщины посещает дошкольное учреждение, она без проблем признается безработной на общих основаниях. Сложности возникают, когда женщина ссылается на уход за ребенком бабушкой или дедушкой. Доказательств этому, конечно, не бывает.

Решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где граждане постоянно или преимущественно проживают. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» уточняется место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает. Названным Законом введено также понятие «место пребывания» - место временного проживания. Согласно п. 10 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в редакции Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществлялась на срок не более шести месяцев. Указанная норма в редакции Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 № 599 временные рамки регистрации по месту пребывания не содержит. В этой связи на практике имеют место случаи, когда гражданин, имея регистрацию по месту жительства, зарегистрирован также по месту пребывания с фактическим нахождением в месте пребывания в течение длительного времени (до нескольких лет) и на значительном расстоянии от места жительства (до сотни километров). Здесь место пребывания трансформируется в место преимущественного проживания, что в соответствии со ст. 20 ГК является местом жительства. Тем не менее, органы службы занятости отдают предпочтение регистрации по месту жительства гражданина, отказывая ему в присвоении статуса безработного по месту пребывания.

Имеют место случаи, когда гражданин, прибывший в Российскую Федерацию из стран ближнего зарубежья, приобретает на законных основаниях (например, по договору купли-продажи) жилое помещение, но из-за бюрократических проволочек регистрирующих право собственности на недвижимость органов не может своевременно зарегистрироваться по месту жительства. Проживая в собственном жилом помещении, он не может иметь статус безработного.

Пункт 10 ст. 77 ТК РФ во взаимосвязи с его ст. 83 в числе оснований прекращения (а не расторжения) трудового договора указывает на обстоятельства, не зависящие от воли сторон. Одним из них является наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений. К ним относятся военные действия, катастрофы, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства. При этом данное обстоятельство должно быть признано таковым решением Правительства РФ. Рассматриваемое основание прекращения трудового договора Законом о занятости отнесено к уважительным причинам увольнения по собственному желанию, то есть по инициативе работника. Причем для такого увольнения признания обстоятельства чрезвычайным Правительством РФ не требуется. Увольнение по инициативе работника должно происходить с соблюдением процессуального механизма, установленного ст. 80 ТК. О какой процедуре увольнения можно говорить, например, в условиях землетрясения или наводнения? И все же допустим, что работник, предупреждая работодателя о своем увольнении, в заявлении по незнанию или в спешке не укажет на чрезвычайные обстоятельства, и он будет уволен «по собственному желанию». Его ожидают отрицательные последствия, предусмотренные тем же Законом о занятости. В связи с указанными противоречиями возникает вопрос, - «каким из двух Законов следует руководствоваться работодателю и работнику в сложившейся ситуации?». Напрашивается ответ: Законом о занятости, так как в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее.

Хотелось бы обратить внимание и на проблемы реализации прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на АЭС. Аварии на АЭС по своим последствиям привели к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение, места пребывания и жительства.

Государство, заявив об аварии и признавая свою вину, взяло на себя обязанность по возмещению вреда, но, к сожалению, вред оказался столь значительным, что принятые Законы «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» не могут обеспечить возмещение причиненного ущерба в полном объеме. В связи с этим правовые отношения между гражданином, подвергшимся воздействию радиации, и государством переходят в новый этап, когда государство обязуется возместить нанесенный ущерб, а гражданин имеет право воспользоваться данным обязательством.

Из-за пробелов и нестыковок действующего законодательства можно констатировать следующие нарушения конституционных прав граждан:

. невыполнение в полном объеме обязательств, предусмотренных действующим законодательством в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

2. указанные Законы не охватывают своим действием большую часть населения, подвергшегося воздействию радиации, но не получающего никаких социальных гарантий и компенсаций за период проживания на радиационно-загрязненной территории;

.   за исключением норм статей 24 и 25 «чернобыльского» Закона законодательство не предусматривает защиту прав детей первого и последующих поколений граждан, подвергшихся воздействию радиации;

.   не компенсируется вред здоровью детям первого и последующих поколений после совершеннолетия;

.   несмотря на многочисленные судебные процессы по установлению юридического факта участия в ликвидации аварии на производственном объединении «Маяк» и судебные решения, вступившие в законную силу, многим гражданам так и не выплачиваются социальные льготы, предусмотренные законом.

В чем же это заключается? Статья 5 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрела индексацию размеров денежных выплат гражданам в соответствии с уровнем, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако, только в 2005 году Правительство РФ такой порядок приняло. Таким образом, гражданам для реализации своего права за период предшествующий принятию правил приходится обращаться в суды.

Довольно часты и такие случаи: гражданин являлся инвалидом-чернобыльцем, но умер в период проведения всеобщей замены удостоверений. Его законная супруга была вынуждена обратиться в суд для установления юридического факта, подтверждающего, что она является вдовой гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на АЭС. А ведь это проблема законодателя, не сумевшего своевременно и в полном объеме разработать порядок реализации прав граждан на социальную поддержку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: