Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Факторы развития личности:
Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.
Факторы, влияющие на развитие личности:
– среда;
–·наследственность;
– деятельность;
– воспитание.
Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.
Среда бывает 3 видов:
– биологическая (климат);
– социальная (общество);
– педагогическая (учителя, семья, коллектив).
Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).
Факторы, влияющие на развитие личности:
1. биологические:
– наследственность;
|
|
– собственная активность человека, порожденная противоречиями.
2. социальные:
– среда (биологическая, социальная, педагогическая);
– воспитание (в широком и узком педагогическом смысле, широком и узком социальном смысле)
Существует 3 основных направления теорий развития и воспитания личности:
– биологизаторское;
– социологизаторское;
– биосоциальное.
Биологизаторское. Представители этого направления считали, что человек как личность формируется по заранее заложенной в нем программе. Качества и свойства, которые в нем заложены развертываются самопроизвольно, педагог лишь способствует реализации этой программы.
Биологизаторская теория – это главная теория воспитания, она предлагает учителю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка, т.к. воспитание ничего не может изменить и оно должно быть приспособлено к способностям и задаткам ребенка.
Поэтому образование следует давать лишь детям с высокими умственными способностями. Эти способности определяются с помощью тестов, где вычисляется коэффициент умственной одаренности.
Социологизаторское направление – представители этой теории самым важным в развитии ребенка считали условия его жизни, особенности окружающей среды.
Некоторые из них утверждали, что от рождения все дети обладают равными возможностями. Однако человек должен приспосабливаться к окружающей его среде. Поэтому возникают отличия между людьми, которые находятся в разных условиях жизни.
Дети, которые выросли в неблагоприятной среде не развиты интеллектуально и поэтому им бесполезно давать образование.
Биосоциальная теория – представители этой теории считали, что человек существо и биологическое и социальное: психические процессы (память, мышление, внимание, речь, воображение, восприятие) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специальных воздействий социальной среды.
При данном подходе недостаточное значение уделяется роли самовоспитания и собственной деятельности человека.