Особое совещание при НКВД СССР как орган внесудебной репрессии

Особое совещание при НКВД СССР— административный орган при НКВД СССР, существовавший с 1934 по 1953 год, которому в отношении лиц, признаваемых общественно-опасными, было предоставлено право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до пяти лет и высылку за пределы СССР. В период Великой Отечественной войны (с 17 октября 1941) постановлением Государственного комитета обороны Особому совещанию было предоставлено право по делам о контрреволюционных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР выносить соответствующие меры наказания вплоть до расстрела.

Согласно Постановлению ЦИК СССР, СНК СССР от 05.11.1934 № 22 «Об Особом совещании при НКВД СССР» решения Особого совещания принимались в следующем составе:

народный комиссар внутренних дел СССР;

заместители наркома внутренних дел СССР,

уполномоченный Народного комиссариата внутренних дел СССР по РСФСР,

начальник Главного Управления рабоче-крестьянской милиции,

народный комиссар союзной республики, на территории которой возникло дело.

В заседаниях Особого Совещания при НКВД СССР обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель, который в случае несогласия как с самим решением Особого Совещания, так и с направлением дела на рассмотрение Особого Совещания, имел право протеста в Президиум Центрального исполнительного комитета СССР. В этих случаях исполнение решения Особого Совещания приостанавливались впредь до постановления по данному вопросу Президиума ЦИК СССР.

Согласно Постановлению ЦИК СССР, СНК СССР от 05.11.1934 № 22 «Об Особом совещании при НКВД СССР» Особое совещание имело право применять к лицам, признаваемым общественно-опасными:

ссылку на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, список которых устанавливается НКВД СССР;

высылку на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах СССР;

заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет;

высылку за пределы СССР иностранных подданных, являющихся общественно-опасными.

Особому Совещанию также было предоставлено право:

в зависимости от поведения сосланных или заключенных в исправительно-трудовые лагеря, на основании отзывов соответствующих органов НКВД СССР, сокращать срок пребывания в ссылке или в исправительно-трудовом лагере;

освобождать от дальнейшего пребывания в специальных трудовых поселениях.

-42-
Реформа исправительно-трудовых учреждений в процессе создания административно-командной системы: цели, методы, результаты

исправительно-трудовой кодекс 1933 г., который отменял прежнее деление заключенных на разряды и категории и игнорировал необходимость социальной поддержки осужденных после их освобождения из мест лишения свободы (что было предусмотрено ранее ИТК РСФСР 1924 г.). И все же Кодекс 1933 г. определил задачи и средства исполнения наказания - перевоспитание осужденных на началах «постепенного приближения труда принудительного к труду добровольному на основе соревнования и ударничества».

В 1938 г. все осужденные, отбывающие наказание в исправительно-трудовых лагерях, были разделены на три категории в зависимости от характера совершенного преступления: 1) осужденные за измену Родине, терроризм, участие в контрреволюционных организациях; 2) осужденные по закону «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» (от 7 августа 1932 г.), бандитизм, разбой, контрреволюционную деятельность; 3) не вошедшие в первые две группы.

По окончанию войны население страны оказалось перед лицом всеобщей разрухи, голода, бытовой и профессиональной неустроенности, детской беспризорности и т.д. В этих условиях уровень преступности резко подскочил. Особенно широкое распространение получили имущественные преступления (кражи, грабежи и разбои). Эти обстоятельства повлекли за собой дальнейшее усиление ответственности за многие виды имущественных преступлений. В частности, были приняты постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазаривания, хищения и порчи» (27 июня 1946 г.) и «Об обеспечении сохранности государственного хлеба» (25 октября 1946 г.). Ответственность по ним предусматривалась в соответствии с Указом от 7 августа 1932 г., а осуждения приобрели массовый характер. Значительную роль в заполнении исправительно-трудовых учреждений (в основном лагерей) сыграло введение суровой уголовной ответственности по указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1946 г., вместо одного года лишения свободы срок за аналогичное преступление, совершенное ранее увеличивался до семи-десяти.

В 1948 г. в ходе борьбы с профессиональной преступностью для изоляции лиц, совершивших особо опасные, в том числе и политические преступления, ранее наказываемые смертной казнью, в отдаленных районах страны были созданы лагеря особого назначения и специальные лагерные пункты для содержания наиболее опасных «бытовых» преступников с чрезвычайно жестким режимом содержания. За неоднократное и злостное нарушение режимных правил предусматривался перевод в специальные тюрьмы. Особо уголовно-бандитствующий элемент концентрировался в иных специальных тюрьмах. Тем самым, эти категории осужденных были отделены от остальной массы заключенных, что затрудняло их отрицательное влияние на нее.

-43-
 Структура НКВД СССР в предвоенные годы и усиление специализации его милицейских подразделений.

Правопреемником ОГПУ в области обеспечения государственной безопасности стал Народный комиссариат внутренних дел СССР, хотя в целом сфера его компетенции была намного шире. Наряду с пограничными войсками, Главным управлением рабоче-крестьянской

милиции, Главным управлением пожарной охраны, он ведал также записью актов гражданского состояния, тюрьмами и лагерями (ГУЛАГ), государственными архивами, причем функции и структура наркомата неоднократно изменялись на протяжении до февраля 1941 г..

Подробно изменения структуры НКВД мы рассматривать не будем, остановившись подробнее лишь на оперативно-чекистских его функциях, или "советской разведке", как они стали именоваться в тот период.

НКВД СССР был образован 10 июля 1934 года, а его первым руководителем стал председатель ОГПУ СССР Г.Г.Ягода.

Осуществление контрразведывательных и разведывательных функций в его структуре нового народного комиссариата было возложено на Главное управление государственной безопасности - ГУГБ НКВД СССР.

Первоначально в ГУГБ НКВД были сформированы отделы:

- Иностранный (ИНО, занимавшийся организацией и ведением разведки за рубежом, в котором работал 81 сотрудник, и который возглавил А.Х.Артузов);

- Особый (255 сотрудников, М.И.Гай);

- Секретно-политический (СПО,196 сотрудников, Г.А.Молчанов);

- Экономический (ЭКО, 225, Л.Г.Миронов);

- Оперативный (Оперод, в задачи которого, наряду с охраной высших руководителей партии и государства, входили также осуществление наружного наблюдения, производство арестов, обысков; 293 сотрудника, К.В.Паукер);

- Специальный (шифровальная работа, обеспечение режима секретности в ведомствах, 100, Г.И.Бокий);

- Транспортный (ТО, 153, В.А.Кишкин);

- Учетно-статистический (107, Я.М.Генкин)[3].

ГДЕ?!??!?!

-49-
 Основные направления деятельности органов внутренних дел в годы Великой Отечественной войны

1) указом президента «о воен пол»было установлено, что в местностях, объявленных на военное пол, функции органов гос.вл. военным советам фронтов,армий. ОВН переходили под полное подчинение военного командования. Созданы истребительские ботальоны по 100-200ч под руководством штаба во гл с Г.Петровым.(их функции: обеспечение безоп. Тыла,обьединение партизанских отрядов и переход к их плану действий).2)5июля 1945г-созданы партизанс.отр. и ОМТБОН(функ:ведет расследовательные, деверсионные действия,ликвидиров вражеской агентуры, развитие партизанск.движ, подготовка специальн разведоват-деверсион отрядов). 3)1941-создана милиц девизия(гл. а.п.орлов).4)осн.зад-охрана общ.порядка,борьба с преступн:введен.коминд часа,усиление уг.ответств за прест,права на обыск и арест без санкции прок-ра,сокращение сроков предв.следств.5)задачи мл-борьба с дезертирством,марадерством,распр.слухов,хищением, эвокуац.населения,охрана объек.народн/хоз,оказан помощи беспризорным детям.6)работа центр.справ.бюро-обеспечивало опер.поиск граждан и их возвращения к родителям(для детей)

-50-
Участие войск НКВД СССР в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны.-

1)Они участвовали в боях против немецко-фашистских захватчиков, обеспечивали охрану тыла действующей Красной армии, охраняли коммуникации и промышленные объекты, конвоировали военнопленных, вели борьбу с преступност и шпионами, бандитизмом, охрана ж/д сооружений, деятельности военнопл.2)Характерной особенностью боевого применения войск НКВД в начальный период Великой Отечественной войны было то, что они, как правило, вступали в бой в местах дислокации. 3)охрана железнодорожных сооружений и транспортных коммуникации на территории Украины 4)Именно в частях войск НКВД, оборонявших Ленинград, зародилось и получило широкое распространение снайперское движение.

-51-
НКВД СССР во главе партизанского движения и диверсионной работы в тылу врага в годы Великой Отечественной войны.-

партизанские отряды формировать из бойцов истребительных.Функции:[ Разведка, пропоганда, присечение каких-либо действий, донос о готовещемся преступл. разжигания партизанской войны в тылу пративника, для взрыва мостов, дорог, порчи телеграфной и телефонной связи, поджога лесов, складов и обозов. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия, при вынужденном отходе частей Красной Армии не оставлять противнику ни одного килограмма хлеба Партизанские

отряды и подпольные группы должны быть обеспечены оружием, боеприпасами, деньгами и ценностями.

-52-
Вклад органов внутренних дел в победу в Великой Отечественной войне
.

:борьба с преступностью, обеспечение армии продуктами питания,форменным амбудированием,боеприпасами., создание партизанских отрядов, большое количество квалифицированных сотрудников приняли участие в военных дейтвиях, что послужило захвату в плен немецкой армии, создание специал. Подразделений по поимке преступников, подростков., подавление пол.бандитизма.

-53-
 НКВД-МВД СССР и «атомный проект».-

комплекс мероприятий, проведённых в СССР в 1940-х и начале 1950-х г.г. по разработке собственного ядерного оружия и завершившихся созданием и испытанием в 1949 году первой советской (плутониевой) атомной бомбы, в 1951 году — урановой атомной бомбы, а в 1953 году — водородной бомбы. Общее руководство проектом осуществлял советский партийный и государственный деятель Л. П. Берия, научное руководство — советский физик И. В. Курчатов. Выделяются два главных этапа атомного проекта СССР: первый - подготовительный (сентябрь 1942 года - июль 1945 года), второй - решающий (август 1945 года - август 1949 года). Первый этап начинается с Распоряжения ГКО № 2352 от 28 сентября 1942 года «Об организации работ по урану». В нем предусматривалось возобновление прерванных войной работ по исследованию и использованию атомной энергии. 10 марта 1943 года Сталин подписал решение ГКО СССР о назначении Игоря Курчатова на вновь созданный пост научного руководителя работ по использованию атомной энергии в СССР. В 1943 году был создан научно исследовательский центр по урановой проблеме - Лаборатория № 2 АН СССР, ныне Российский Научный центр «Курчатовский институт».

На этом этапе решающую роль сыграли данные разведки. Итогом первого этапа было осознание важности и реальности создания атомной бомбы.

Начало второму этапу положили американские бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. В СССР были приняты чрезвычайные меры для форсирования работ по атомному проекту. 20 августа 1945 года Сталин подписал Постановление ГКО № 9887 «О Специальном Комитете при ГКО». Председателем Комитета был назначен заместитель председателя Совета Народных Комиссаров, член ГКО Лаврентий Берия. На Комитет, помимо ключевой задачи организации разработки и производства атомных бомб, была возложена организация всей деятельности по использованию атомной энергии в СССР.

9 апреля 1946 года было принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании конструкторского бюро (КБ 11) при Лаборатории N 2 АН

СССР для разработки конструкции атомной бомбы. Начальником КБ 11 был назначен Павел Зернов, главным конструктором - Юлий Харитон. Сверхсекретный объект был размещен в 80 км от Арзамаса на территории бывшего Саровского монастыря (ныне это Российский Федеральный ядерный центр ВНИИ Экспериментальной физики).

В 1946 году советский атомный проект перешел в промышленную стадию, в ходе которой, в основном на Урале, были созданы предприятия и комбинаты по производству ядерноделящегося материала.

К январю 1949 года был отработан весь комплекс конструкторских вопросов по РДС 1 (такое условное наименование получила первая атомная бомба). В прииртышской степи, в 170 км от города Семипалатинска был построен испытательный комплекс Учебный полигон № 2 Министерства обороны СССР. В мае 1949 года на полигон прибыл Курчатов; он руководил испытаниями. 21 августа 1949 года основной заряд прибыл на полигон. В 4 часа утра 29 августа атомная бомба была поднята на испытательную башню высотой 37,5 м. В 7 часов утра состоялось первое испытание советского атомного оружия. Оно было успешным.

-54-
 Основные задачи, организационная структура и кадры милиции в первые послевоенные годы 1945–1952 гг.-

1)После окончания Великой Отечественной войны развитие системы органов внутренних дел и их организационно-структурные и штатные изменения были связаны со многими факторами, обусловленными, в свою очередь, конкретно-исторической обстановкой. Милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. Во втором полугодии 1945 г. в стране осложнилась и обострилась криминогенная обстановка, одной из причин которой была широкая амнистия в честь победы в войне. И в дальнейшем неоднократные массовые амнистии уголовников приводили к сохранению высокого уровня преступности, что в свою очередь требовало соответствующих мер по укреплению органов милиции и уголовного розыска2) По демобилизации из армии вернулась и какая-то часть судимых в прошлом, которая стала продолжать свою преступную деятельность. А тут еще неурожайный 1947 год, очереди у магазинов, недостаток питания, и отсюда - множество случаев нарушения правопорядка. Неудивительно, что после войны уголовная преступность возросла. Перед милицией встала задача - в короткий срок сократить преступность, обеспечить жителям городов и сел спокойствие в работе по восстановлению народного хозяйства3) 17 января 1946 г. был издан приказ НКВД СССР об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший широкий комплекс мер по активизации работы

аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабах всей страны. В приказе говорилось о необходимости повышения качества оперативной работы для

предупреждения и своевременного раскрытия преступлений, недопущения создания преступных группировок. (149).

В июле 1946 г. Отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска (УУР). Предписывалось за счет сокращения технического состава и некоторых иных второстепенных должностей увеличить штаты уголовного розыска, а также вернуть в уголовный розыск из других служб и подразделений оперативников, имеющих опыт работы в розыске.4) Менялась и организация наружной службы. В соответствии с приказом от 17 января 1946 г. за постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров. К ночному патрулированию в городах привлекался «офицерский и технический состав милиции», а также комендантские патрули и внутренние войска. За счет бригад содействия милиции выставлялись дополнительные посты 5) В октябре 1949 г. решением правительства органы милиции были переданы из Министерства внутренних дел в Министерство государственной безопасности. Эта реорганизация была связана помимо всего прочего и с тем, чтобы активнее задействовать милицию в условиях волны репрессий, растущей после окончания войны.

В октябре 1952 г. решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе Управления милицейской службы был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах.

В 1953 г. количество преступлений в стране резко возросло, что во многом было результатом амнистии, объявленной после смерти Сталина. 27 августа 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по укреплению общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью», в котором работа милиции признавалась неудовлетворительной. Была поставлена задача укрепления кадров уголовного розыска, улучшения службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы. Об этом же шла речь и в принятом 12 марта 1954 г. постановлении ЦК КПСС «Об основных задачах МВД» (155). Соответствующие мероприятия по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной

преступностью намечались и проводились местными органами МВД, в том числе и Управлением МВД Ярославской области 6) общая динамика уголовной преступности в области в конце 1950 - начале 1960 гг. имела отчетливую тенденцию к понижению. Стал снижаться коэффициент преступности: в 1962 г. на 10 000 человек населения области приходилось 29 преступлений, в 1963 г. - 24, в 1964 г. - 22. В то же время при постепенном росте числа опасных правонарушений стали снижаться показатели по раскрываемости преступлений.

-55-
Усиление преступности в первые послевоенные годы и основные направления деятельности НКВД-МВД СССР по ее преодолению (1945–1952 гг.).

Рост преступности обуславливается:

1) На освобожденных территориях количество уголовного элемента пополнилось лицами, сотрудничающими с оккупационными властями (бывшие бургомистры, старосты, полицаи и т.д.).

2) Массовая миграция населения: возвращающиеся из эвакуации, демобилизационные, репатрианты.

3) Неоднократные массовые амнистии осужденных за уголовные преступления,

4) нехватка профессиональных кадров

5) материалые условия жизни населения

Основные направления деятельности:

· В 1946 году НКВД становится МВД СССР

· В 1947 году из МВД в МГБ были переведены внутренние войска, транспортная милиция,в 1949г-пограничные войска

· До1953 г милиция подчинялась МГБ

· Происходит реорганизация ГУМ МГБ СССР образованно: управление милицейской службы, управление, УУР, УБХСС и спекуляций, политический отдел, НИИ криминалистики

· В авгуте 1947 г органы милиции крупных городов были переведены на

особое положение

развитие вневедомственной системы учебных заведений для подготовки сотрудников ОВД.

1945-1956г.-министр (нарком) внутренних дел Круглов С.Н.

-56-
Основные этапы структурной перестройки органов внутренних дел в период «оттепели» (1953–1966 гг.).

В данный период в системе ОВД произошли серьезные изменения, связанные с теми государственными и общественными процессами, как «десталинизация», т.е смягчение тоталитарного режима и переход к авторитарному

· В 50-60 г. в основном процесс обновления МООП-МВД СССР носил поверхностный характер. Система ОВД по прежнему оставалась

–централизованной

-политизированной

-многофункциональной

-военизированной, но в более мягком режиме

· Прекращение репрессий привело к лишению МВД и МГБ исключительного положения в государственном механизме и ограничению их карательных функций.

· 1сентября 1953 года Указом Президиума ВС СССР Особое совещание при министре внутренних дел СССР было упразднено по инициативе Круглова

· Органы гос.безопасности и внутренних дел были лишены всех внесудебных полномочий

· В 1954 году было обновление центрального аппарата МВД.13марта 1954 года органы гос. Безопасности выведены из состава Мвд,образован КГБ СССР при СМ СССР, что вело к разукрупнению и децентрализации объединненой системы данных органов

· Образование в 1955 году МВД СССР,что являлось важным шагом на пути децентрализации. Возглавил-Стаханов.

· В 1956-1958тгоду было принято решение о снятии несвойственных функций МВД и передача их другим строительным главкам

· 1960год упразднение МВД СССР

· 1966 год Совет Министров утвердил типовое положение о вневедомственной

охранепри органах милиции.

· 1966год-МООП СССР упраздняется,т. к.дорого содержать 2 министерства-СССР и РСФСР

Министры НКВД (МВД) СССР: 1956-1960-Дудоров Н.П.

МВД (МООП) РСФСР:1955-1961- Стаханов;1961-1966-Тикунов В.С

-57-
Основные направления деятельности МВД СССР в 1968–1982 гг. Н.А. Щелоков на посту Министра внутренних дел СССР
.

В 1968году было восстановлено МВД СССР и республиканские МВД. Это произошло по инициативе Щеглова,в своей записке он излагал все проблемы советской милиции. Пробелы в воспитании сотрудников предлагал ликвидировать путем создания в МООП СССР Управления, а в МООП-УООП руспублик, краев областей-отделов политико-воспитательной работы. Кроме

того он просил повысить з/п сотрудникам милиции, оснастить технически,у лучшить транспортные средства и даже обновить форменное обмундирование одежды.

В феврале 1969 вместо ГУМ МВД СССР образовался ряд самостоятельных структурных подразделений(ГУУР, УБХСС,УГАИ и др).В целх плановой и контрольной деятельности были преобразованы штабы.В 1971 году были созданы органы по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободыс привлечением их к трудовой деятельности,а условно осужденных к строительству предприятий народного хоз-ва.В 1974 году в аппаратах уголовного розыска была создана профилактическая служба.

Еще одним напривление в деятельности МВД являлась подготовка и расстановка кадров и их профессиональня подготовка.

Нужно отметить,что на первый план в конце 70 начале80 начинает ыступать борьба с хоз-ми преступлениями,спекуляциями.С1983 годабыл усиленна борьба с торговой мафией(беловоротичковой).

Деятельность Н.А. Щелокова:

· значительно повышены оклады сотрудников,

· 10 % всего строившегося жилья были выделены сотрудникам милиции и внутренних войск, · созданы новые школы милиции и Академия МВД СССР.

· Была введена новая форма сотрудников милиции.

· По инициативе Щёлокова были созданы книги и фильмы о милиции.

Мин. МООП (МВД) СССР:1966-1982-Щелоков Н.А

-58-
Органы внутренних дел СССР в условиях перестройки (середина 80-х – начало 90-х гг. XX в.).

В 1985 году после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР «об усилении борьбы с пьянством» большое внимание уделялось работе именно в этом направлении.

Иные условия соц.-полит. Жизни,атмосфера свободы и гласности в советском обществе потребовала комплексные реформы правоохранительной системы, в том числе организационные перестройки, обновления правовой база ОВД. Большое внимание уделялось установлению тесных связей работников милиции с учреждениями культуры и со СМИ.

6 октября 1989 года Президиум Министерства Совета РСФСР принял указ «об образовании союзно-республиканских министерства внутренних дел РСФСР»-

провозгласил одно из направлений демократизации,как децентрализацию управления, передачу полномочий нижестоящим органам.

6 марта 1991 года закон о «Советской милиции»(особо ничего нового не вводилось)

18 апреля 1991 года был принят закон «о милиции»-положил начало рофермирования правовых и организационных начал советской милиции

· В стане было признано разнообразие мнений

· Милиция находилась в эпицентре уличных и политических страстей,и являлась в глазах населения,требующего демократических перемен,защитницей политического режима,наследницей преступной деятельности НКВД.

· Поддержание общественного порядка при проведении массово- политических выступлений, с которыми советская милиция столкнулась впервые

· Нужда в профессиональных кадрах

Мин. МООП (МВД) СССР: 1982-1986-Федорчук;1986-1988-Власов;1988-1990-Бакатин; август-декабрь1991-Баранников.

Мин. ВД РФ:1989-1990-Трушин; 1990-1991-Дунаев.

-59-
Восстановление МВД РСФСР в 1989 г.: цели и задач

6 октября 1989 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ "Об образовании союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР". 27 октября Верховный Совет РСФСР принял Закон об утверждении данного Указа. Постановлениями Совета Министров СССР и РСФСР "О мероприятиях, связанных с образованием Министерства внутренних дел РСФСР" от 25 и 28 декабря 1989 г. соответственно были внесены изменения в структуру центрального аппарата МВД СССР, МВД союзных республик, была утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала: руководство (министр В. П. Создание МВД РСФСР осуществлялось в условиях острого бюджетного дефицита и роста управленческих расходов. Так, в 1989 г. по РСФСР они составили 1,3 млрд. руб, то в 1990 - уже 2,2 млрд. руб.. Это обстоятельство привело к очевидному перекосу финансирования органов милиции. В целом, создание МВД РСФСР не привело к улучшению криминогенной ситуации. “К середине 1991 года положение с криминогенной обстановкой в стране, казалось, бы достигло предела, однако тогда еще мало кто предполагал, что это только цветочки, а ягодки - впереди”.Трушин и 7 заместителей, коллегия — 17 чел.),

-60-
Необходимость проведения реформы органов внутренних дел Российской Федерации в первое десятилетие XXI в. Кадровая политика

Министерства внутренних дел Российской Федерации на современном этапе.

Важно учитывать, Россия стала правовым государством (образование РФ и Конституции 1993 года), политический режим и форму правления перед тем как охарактеризовать причины реформирования системы ОВД. ОВД должны были стать не карательными органами,выполняющими указания политических сил, а органами,защищающим население,охраняющими закон.

1991 год издан «Закон о милиции»,который разделял милицию на криминальную и общественную.

В мае 2000 из структуры МВД-УВД субъектов РФ были выведены управления по борьбе с организованно преступностью и переедены в подчинение МВД.

4 июня 2000 года указ «о некоторых вопросах МВД РФ»была изменена структура центрального аппарата МВД его подразделения были объединены в три основных блока (служба криминальной милиции, служба общественной безопасности, служба тыла).

Происходила деформация из закрытой системы в открытую.Опубликовывались ранее засекреченные документы, регулярно проходили пресс-конфиренции. В общем пытались сделать как можно открытую милицию.

-61-
Участие МВД Р в контертерористической операции на Северном Кавказе.

Обострение отношений между федеральным центром и Чечнёй достигло апогея в начале марта 1999, когда в аэропорту Грозного террористами был похищен полномочный представитель МВД РФ генерал Г. Шпигун. Глава МВД Сергей Степашин дал слово офицера, что любыми средствами освободит своего друга и подчиненного. Связанный обязательствами, Степашин занял весьма жёсткую позицию. Он назначил главкомом внутренних войск Вячеслава Овчинникова. На Северный Кавказ были отправлены лучшие оперативники подразделений по борьбе с этнической оргпреступностью.. В мае 1999 российские вертолёты нанесли ракетный удар по позициям боевиков Хаттаба на реке Терек в ответ на попытку бандформирований захватить заставу внутренних войск на дагестано-чеченской границе. После этого министр внутренних дел Владимир Рушайло заявил о подготовке крупномасштабных превентивных ударов.[1]

боевикам всё труднее было нелегально перевозить в Россию нефть и наркотики, доходы полевых командиров резко сократились и им не на что стало покупать оружие и платить наёмникам

9 июля 1999 года руководство Цумадинского РУВД направило своих сотрудников в рейд в населённый пункт Эчеда, являвшийся оплотом ваххабитов, с приказом изъять оружие, наркотики и антироссийскую литературу. Сотрудников милиции разоружили, взяли в заложники и хотели публично казнить, но властям Дагестана удалось их спасти. После этого местной милиции было приказано не трогать боевиков, а в район стали перебрасывать войска. Однако блокировать мятежную территорию они не

смогли. 2 и 3 августа 1999 бандформирования дважды атаковали милицейские позиции, обстреливали посты из снайперских винтовок.

В начале августа 1999 года на границе Дагестана и Чечни начались вооружённые столкновения.

26 августа 1999 года «исламская шура Дагестана», которой руководили Ш.Басаев и Хаттаб, заявила, что расценивает бомбардировки как «акт международного терроризма».

2 октября 1999 года российские войска пересекли границу республики.

22 декабря 1999 года российские пограничники и подразделения ВДВ высадились на юге Аргунского ущелья, блокировав путь в Грузию.

Штурм Грозного проходил в декабре 1999 — январе 2000 года. 1-3 февраля в рамках операции «Охота на волков» Последним крупным общевойсковым боем стало уничтожение отряда боевиков в селе Комсомольское 2-15 марта 2000 года (уничтожено и взято в плен около 1200 боевиков).

 

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: