Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Цель параграфа – выявить специфику педагогики в системе гуманитарных наук и междисциплинарные связи. Педагогика, в центре внимания которой находятся проблемы человека, относится к числу гуманитарных наук.

Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении ее связей с другими науками.

Наиболее длительная и органичная связь педагогики с философией, которая выполняет по отношению к педагогике методологическую функцию. Это проявляется, в первую очередь, в том, что философское знание, будучи мировоззренческим по своей природе, дает ответы на вопросы о сущности человека, о смысле его жизни, о взаимоотношениях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно понимание педагогических феноменов, сущность которых составляет взаимодействие — человека с человеком, человека с миром и с самим собой. От системы философских взглядов педагога-исследователя зависит направление научного поиска, то или иное понимание педагогических закономерностей. Поэтому философские взгляды лежат в основе любой педагогической концепции. Философия проявляет методологическую функцию по отношению к педагогике в том, что разрабатывает систему закономерностей и способов научного познания, применяемых в педагогике.

Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики деятельности учащихся, учитывать механизмы их индивидуально-личностного развития.

Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регуляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на разных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей и взрослых разного возраста.

Данные медицины используются главным образом в коррекционной педагогике, которая, опираясь на результаты медицинских исследований, стимулирующих индивидуальное развитие детей и взрослых и облегчающих включение их в жизнь общества.

Общая теория управления лежит в основе такой научной отрасли, как управление образовательными системами. Сотрудничество педагогики и теории управления дает возможность разрабатывать проблемы управления образованием на уровне государства, общества, субъекта федерации и отдельного образовательного учреждения.

Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка и защита прав и четкое определение обязанностей субъектов образования — педагогов и обучающихся (воспитанников) — является необходимым условием их плодотворного взаимодействия.

Краткий анализ состояния исследований в предметной области [3]:

1. Средовой подход организации образования представлен в работах А.П. Валицкой, Л. Вербицкой, В.Г.Воронцовой, В.А.Козырева, Ю.А. Конаржевского, Ю. Кулюткина, Е. Соколовской, А.Е. Марона, А.И. Суббето, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасова и др. Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение В.А. Козырева, И.К. Шалаева, А.А. Веряева. По мнению С.В. Кривых, среда обучения - это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Образовательная среда ОУ рассматривается как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть. В.И. Слободчиков, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой – выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса – предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека – в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав».

«В контексте университетского культуропорождающего образования среду следует понимать как: а) составную часть образовательной субъективности (которая, в свою очередь, является частью среды); б) эффект осуществления определенной образовательной практики (условием которой она одновременно выступает); в) дифференциальную целостность, конструируемую в актуальных образовательных ситуациях. Среда есть эффект реализации множества различных культур, создающий условия для появления новых культур.

В различных подходах к образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие. Говоря об учебных средах (или средах обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания (оба процесса присутствуют в названных средах). Понятие "учебная среда" еще более конкретизирует "образовательную среду", так как в образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучаемого/учащегося в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

2. Личностная образовательная философия на основе культурологического подхода представлена в трудах А.П. Беляевой, А.Р.Берне, В.С.Библера, И.М. Быховской, А.П. Валицкой, И.Е. Видт, А.С. Запесоцкого, М.С. Кагана, В.А. Козырева, В.Г. Маранцмана, В.М. Розина, Л.А. Санкина, А.П. Тряпицыной, П.Д. Юркевича и др. Подчеркивается формирование интеллектуальной культуры, с аристотелевской гуманистической направленностью (Добро должно быть умным). Юридическая профессиональная деятельность должна осмысляться студентом как ценностно ориентированная деятельность, при этом предполагается осознание Права как высшей ценности цивилизованного общества и резульата нарвственного прогресса общества.

Исследователями подчеркивается отсутствие в высших учебных заведениях юридического профиля единой гибкой методической системы, обеспечивающей общекультурную и коммуникативную подготовку юристов на протяжении всего периода их обучения в вузе, отсутствие инновационного теоретико-методологического обоснования и методического обеспечения структуры и содержания коучинга (педагогического сопровождения) процесса формирования мотивационной готовности к аксиологическй детерминации прагматико-профессиональной коммуникации. Необходима гибкая система формирования мотивации для самостоятельной работы студента в образовательнй среде вуза. Главная цель современной педагогики высшей школы заключается в стимулировании умения учиться самостоятельно, так как процесс профессиональной подготовки – это не только овладение определенными знаниями, умениями предметной деятельности, но и развитие компетентной личности.

Понятие «интеграция» в образовании рассматривается в дидактическом, педагогическом и методическом аспектах и понимается как принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности и создающий условия для становления личностно-многомерной картины мира (И.Алексашина, Н. Груздева, В. Максимова).

3. Интегративный подход в преподавании различных учебных предметов (циклов) представлен, в частности, в работах А.П. Валицкой, В.А. Доманского, Ю. Кулюткина, Е. Соколовской, М.А. Шаталова, и др.) Интегративный подход в высшей школе реализован в ряде диссертационных исследований последнего десятилетия[4]:

4. Исследования теоретико-методологического плана, направленные на поиск и раскрытие междисциплинарной природы современных психолого-педагогических исследований с опорой на различные методологические подходы (системный, антропологический, феноменологический, праксеологический, аксеологический и пр.). Уточнение логики организации экспериментальной и эмпирической части таких исследований, разработка новых научных методов и их систематизация, отбор и научное обоснование критериев для оценки качества проводимых исследований (в отличие от монодисциплинарного психологического или педагогического исследования). Труды кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СпбГУ: научно-методические материалы на основе проведения междисциплинарных исследований по теме: «Теория компетентностного подхода к психолого-педагогическому образованию бакалавра и гуманитарные технологии выбора индивидуального образовательного маршрута» по инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках национального проекта «Образование», 2008 г. – (Н.В. Бордовская – руководитель).

Исследования юридического дискурса традиционно представлены судебным и следовательским дискурсом, несмотря на социальный заказ правового регулирования различных сфер коммуникации общества (государственная служба, сферы услуг, сфера исполнения наказаний и проч. (А.С. Александров, В.М. Баранов., А.Р. Белкин, Л.А. Введенская, Т.Ю. Виноградова В.В. Волков, С.И. Володина,Е.И.Галяшина, Н.Д.Голев, Т.В.Губаева, Н.Н.Ивакина, Л.В. Колесникова О.А. Крылова,. М.В. Максименкова Г.Н. Манаенко, Л.Г. Павлова, Н.А Сараева, И.А. Стернин, М.В. Торгашева, М. Н. Федулова, Н.В. Шевченко и др).

Связь педагогики с другими науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики с другими науками:

Термины (понятия). Педагогика широко использует термины, заимствованные из других наук («личность», «развитие», «бытие», «неравновесная система» и др.). В то же время и сама педагогика обогащает категориальные системы других наук. Например, такие понятия, как «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «развивающее обучение» активно используются в психологии.

Закономерности. Примером творческого использования педагогикой открытых другими науками закономерностей может служить применение в педагогической науке философских положений о закономерной связи теории и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономерностях развития систем.

Концепции. В своих научных построениях педагогика часто либо берет за основу философские или общенаучные концепции, либо использует такие концепции как инструмент анализа в педагогических исследованиях (такую роль выполняет в педагогической науке герменевтика).

Эмпирические данные. Данные психологии, социологии, часто выраженные в конкретных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся основой для разработки конкретных педагогических проблем, например, проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения или воспитательной работы с «трудными» детьми.

Методы. Педагогика широко использует методы исследования, применяемые в других науках – психологии, социологии и др. Так, методы опроса и анкетирования первоначально разрабатывались в психологии и социологии, а затем были адаптированы для решения педагогического задач.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать в себя не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличность образования, его отчуждение от реальной жизни. Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Таким образом, проектирование образования обусловлено необходимостью развития базовой культуры личности, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения. Без системы знаний и умений, составляющих содержание базовой культуры, невозможно понять тенденции современного цивилизационного процесса.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте педагогику как самостоятельную науку в структуре гуманитарных наук.

2. Опишите связи педагогики с другими гуманитарными науками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: