Пример. Определения критической скорости по условиям заноса

Критическую скорость по заносу определим следующим образом:

где  - коэффициент поперечного сцепления колес с дорогой ;

 - радиус поворота, .

 

Тогда:

 

 

Пример. Расчёта критической скорости по условию опрокидывания автомобиля. По формуле (6) имеем:

 

где  – ширина колеи автомобиля, ;

 - радиус поворота,

 - высота центра тяжести, м.

 

Аналогично проводим расчёт для значений  = 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000 м для автомобиля в порожнем и груженом состоянии и результаты расчётов сводим в табл. 1.

Таблица 1

Критическая скорость по условию опрокидывания

 

Радиус поворота, м

100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000
29,7 42,0 51,4 59,4 66,4 72,7 78,6 84,0 89,1 93,9

 

На основании табл. строим график зависимости критической скорости по условию опрокидывания от радиуса поворота
, рис. 2.

 

 

Рис. 2. График зависимости критической скорости по условию опрокидывания от радиуса поворота

 


Варианты заданий

Таблица 1

Таблица исходных данных

Параметр

Варианты

Наименование Ед. изм. 1 2 3 4 5
База, мм 1800 2160 2450 2500 2650
Колея, мм 1325 1220 1360 1390 1450
Радиус поворота, м 5 5,5 5 5,2 5,6
Полная масса, кг 1350 1100 1340 1420 1580
Фактор обтекаемости, 3,3 2.5 2,2 2,7 3,5
Коэффициент сцепления шин с дорогой,   0,7 0,5 0,2 0,2 0,5
Коэффициент сопротивления качению колес,   0,05 0,015 0,02 0,025 0,1
Собственная масса, кг 950 790 930 1000 1150
В т.ч. на переднюю ось,   кг 680 660 690 730 810
Высота, мм 1790 1400 1350 1350 1420
Наименование Ед. изм. 6 7 8 9 10
База, мм 2700 2630 2300 3700 3600
Колея, мм 1410 1420 1442 1630 1940
Радиус поворота, м 6,5 5,9 6 8 9
Полная масса, кг 2545 2630 2690 6545 7825
Фактор обтекаемости, 3,1 3,4 3,.7 3,8 3,5
Коэффициент сцепления шин с дорогой,   0,7 0,5 0,2 0,7 0,5
Коэффициент сопротивления качению колес,   0,01 0,015 0,02 0,025 0,05
Собственная масса, кг 1675 1670 1870 4080 4535
В т.ч. на переднюю ось,   кг 920 970 1030 1550 2035
Высота, мм 2140 1970 2090 2835 2950
             
Наименование Ед. изм. 11 12 13 14 15
База, мм 2300 3300 3700 3800 3950
Колея, мм 1440 1585 1630 1800 1970
Радиус поворота, м 6 7,6 8 8 8,5
Полная масса, кг 2660 5150 7400 9525 14825
Фактор обтекаемости, 3,7 3,8 3,6 3,5 3,7
Коэффициент сцепления шин с дорогой,   0,8 0,5 0,25 0,2 0,5
Коэффициент сопротивления качению колес,   0,01 0,015 0,02 0,025 0,05
Собственная масса, кг 1510 2500 3250 4300 6600
В т.ч. на переднюю ось,   кг 850 1200 1460 2120 3350
Высота, мм 2070 2130 2220 2400 2640

Для расчетов показателей устойчивости необходимо определить координаты центра тяжести для автомобиля. Например: мм, собственная масса автомобиля 900 кг, в т.ч. на переднюю ось 560 кг, высота автомобиля  мм.

Нагрузка на заднюю ось:

координаты центра тяжести:

Высоту центра тяжести принимаем на основании визуального анализа габаритной схемы автомобиля:

Рис. 3. Габаритная схема автомобиля

Задание:

1. В соответствии с указанным преподавателем номером варианта исходных данных (табл. 1) и габаритной схемы автомобиля (рис. 3) рассчитать критические скорости , , .

2. Изменяя последовательно один из факторов при неизменных остальных, взятых в соответствии с табл. 1, построить зависимости величин критических скоростей от названных факторов:

- радиус поворота  в пределах от 20 до 60 с интервалом 10 м;

- высоту центра масс  в пределах от 0,8 до 1,6 с интервалом 0,2 м;

- коэффициент сцепления  в пределах от 0,1 до 0,7 с интервалом 0,2;

- колею автомобиля  в пределах 1,6 до 2,4 с интервалом 0,2 м.

3. Построить зависимость  от действия тормозной (или тяговой) силы, приняв  равным 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 в соответствии с .

4. Провести анализ полученных зависимостей, сделать выводы по практической работе.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Опасности, вызываемые увеличением скорости движения.

2. Факторы, вызывающие потерю устойчивости автомобиля при прямолинейном и криволинейном движении.

3. Как определяется критические скорости автомобиля?

4. Влияние тяговой и тормозной сил на величину критической скорости.

5. Влияние уклона дороги на критические скорости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: