Класс
| Раздел, тема урока
| Понятие
| Живая \ неживая природа
|
1 класс, 1 часть
| Вводный урок: Мы и наш мир, 4 стр.
| Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира.
|
|
Раздел: Мы и наш мир
Тема: Природа, 6 стр.
| Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека
|
|
Раздел: Мы и наш мир
Тема: Неживая и живая природа, 8 стр.
| Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой
|
|
Раздел: Мы и наш мир
Тема: Культура, 10 стр.
| Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.
Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях.
Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края
|
|
Раздел: Мы и наш мир
Тема: Природа в творчестве человека, 14 стр.
| Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.
Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.
Рукотворная игрушка из природных материалов
|
|
Раздел: Мы и наш мир
Тема: Мы – люди, 16 стр.
| Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края
|
|
Раздел: Мы и наш мир
Тема: Как мы общаемся с миром, 18 стр.
| Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.
Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление).
Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира
|
|
Раздел: Мы и наш мир
Тема: Люди – творцы культуры, 22 стр.
| Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда.
Радость творчества и общения друг с другом
|
|
Раздел «Наш класс»
Тема: Наш класс в школе, 25 стр.
| Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Мы – дружный класс, 28 стр.
| Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Учитель – наставник и друг, 30 стр.
| Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся)
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Природа в классе, 32 стр.
| Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Как ухаживать за комнатными растениями, 34 стр.
| Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными
растениями
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Что растёт у школы, 36 стр.
| Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Мир за стеклянным берегом, 38 стр.
| Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки)
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Кто ещё у нас живёт?, 40 стр.
| Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Какие бывают животные, 42 стр.
| Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Делу – время, 44 стр.
| Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Книга – друг и наставник, 46 стр.
| Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества
|
|
Раздел:«Наш класс»
Тема: Потехе – час, 48 стр.
| Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.
|
|
Раздел «Наш дом и семья»
Тема: Мы в семье, 52 стр.
| Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.)
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Моя семья – часть моего народа, 54 стр.
| Схема родословного древа.
Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Природа в доме, 56 стр.
| Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Откуда в наш дом приходит газ, вода и электричество, 58 стр.
| Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Красивые камни в нашем доме, 60 стр.
| Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Комнатные растения у нас дома, 62 стр.
| Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Выйдем в сад, 64 стр.
| Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде)
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Овощи и фрукты на нашем столе, 66 стр.
| Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Про хлеб и кашу, про чай и кофе, стр. 68 стр.
| Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Дикорастущие и культурные растения, 72 стр.
| Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Собака в нашем доме, 74 стр.
| История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Кошка в нашем доме, 76 стр.
| История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: Дикие и домашние животные, 80 стр.
| Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни
|
|
Раздел:«Наш дом и семья»
Тема: С утра до вечера, 84 стр.
| Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице
|
|
1 класс, 2 часть
| Раздел «Город и село»
Тема:Мы в городе, 4 стр.
| Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Мы в селе, 6 стр.
| Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Красота любимого города, 8 стр.
| Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Красота любимого села, 12 стр.
| Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Природа в городе, 16 стр.
| Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Что растёт в городе, 20 стр.
| Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Чудесные цветочки, 22 стр.
| Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:В ботаническом саду, 24 стр.
| Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:В зоопарке, 26 стр.
| Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Войдём в музей, 28 стр.
| Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты — экскурсовод», «Я — читатель» и др.
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Мы помним наших земляков, 32 стр.
| Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания
|
|
Раздел:«Город и село»
Тема:Все профессии важны, 34 стр.
| Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство
|
|
Раздел «Родная страна»
Тема:Россия – наша Родина, 40 стр.
| Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края
|
|
Раздел:«Родная страна»
Тема:Москва – столица России, 44 стр.
| Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем
|
|
Раздел:«Родная страна»
Тема:Мы – семья народов России, 46 стр.
| Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)
|
|
Раздел:«Родная страна»
Тема:Природа России, 50 стр.
| Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить
|
|
Раздел:«Родная страна»
Тема:Охрана природы, 52 стр.
| Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе
|
|
Раздел:«Родная страна»
Тема:Красная книга России, 54 стр.
| Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны
|
|
Раздел:«Родная страна»
Тема:Заповедные тропинки, 56 стр.
| Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике
|
|
Раздел «Человек и окружающий мир»
Тема:Взгляни на человека, 60 стр.
| Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир
|
|
Раздел:«Человек и окружающий мир»
Тема:Всему свой черёд, 62 стр.
| Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве
|
|
Раздел:«Человек и окружающий мир»
Тема:У каждого времени свой плод, 66 стр.
| Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы в творчестве разных народов мира
|
|
Раздел:«Человек и окружающий мир»
Тема:Я – часть мира, 70 стр.
| Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека
|
|