Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
Конституция РФ в п. 5 ст. 101 также предусмотрела создание нового государственного органа — Счетной палаты — для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Основным нормативным документом является Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ".
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.Счетная палата является главным органом финансового контроля, так как перед ней стоят следующие задачи:
|
|
Осуществления контроля за своевременным законным формированием и исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Осуществление контроля за эффективным и целесообразным расходованием государственных средств и использованием государственной собственности.
Проведение финансовой экспертизы законопроектов, связанных с выделением средств из бюджета на их реализацию.
Повседневный контроль за своевременностью поступления средств в бюджет и их перераспределение Центральным Банком и Федеральным Казначейством.
Регулярное представление Парламенту информации о ходе исполнения бюджета.
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фон дов и федеральная собственность. К субъектам, на которых распространяются контрольные пол номочия Счетной палаты, относятся: все государственные органы и уч реждения, федеральные внебюджетные фонды; органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреж дения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они используют средства из федерального бюджета или используют фе деральную собственность; общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации использующие средства федерального бюджета или федеральную собственность.
|
|
Полномочия Счетной палаты:
Проведение комплексных ревизий и тематических проверок.
Счетная палата вправе запросить любую информацию входящую в их компетенцию.
Выявление преступлений и правонарушений в деятельности указанных субъектов. При этом Счетная палата направляет предписание или предписание об устранении выявленных правонарушений. При не однократном исполнении предписания, Счетная палата вправе обратится в Парламент для принятия мер в отношении правонарушителя.
. Свои контрольные функции Счетная палата осуществляет на основе принципов законности, независимости и гласности (ст. 3 Закона «О Счетной палате»).
Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
1.непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
2. не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
3. соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
4. наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.
Итак, органы федерального казначейства непосредственно проводят государственную бюджетную политику, осуществляют исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а ряде случаев - и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Органы федерального казначейства в рамках осуществления финансового контроля имеют право проводить проверки различных финансовых документов, отчетов и смет в государственных органах: кредитных организациях, на предприятиях всех форм собственности, использующих бюджетные средства. В случае выявление финансовых правонарушений органы федерального казначейства уполномочены приостанавливать операции по счетам нарушителей, выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке бюджетных средств, использующихся не по назначению, применять иные меры ответственности.
На Федеральное казначейство возложены следующие задачи финансового контроля:
1) контроль за получением доходов и проведением расходов федерального бюджета;
2) контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам государственной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы государства;
3) контроль совместно с ЦБР за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
4) контроль за финансовыми отношениями, складывающимися между бюджетами различных уровней бюджетной системы, - бюджетными отношениями