Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающихся

1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Физическая культура - это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

Структура физической культуры.

Физическое воспитание (ФВ) - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является управление развитием физических качеств и способностей и обучение двигательным действиям.

Спорт - это компонент физической культуры включающий в себя, собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на этой основе, взятые в целом.

Физическая рекреация - это специально организованный и сознательно управляемый процесс, занятий физическими упражнениями, направленный на активизацию и поддержание физических и духовных сил человека, затраченных во время какой-либо деятельности, профилактика утомления, развлечения, активный отдых, переключение с одного вида деятельности на другой, получения удовольствия от этого процесса.

Физическая реабилитация - это специально организованный и сознательно управляемый процесс, занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление временно утраченных и нарушенных функций и систем организма вследствие различных травм, заболеваний, физических и психических перенапряжений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Производственная физическая культура - это физическая культура на производстве (физкультурные минутки и физкультурные паузы).

Оздоровительная физическая культура - это вид физической культуры, направленный на укрепление и сохранение здоровья, профилактику заболеваний увеличение продолжительности жизни.

Адаптивная физическая культура - это средства, приемы и методы для формирования у инвалидов, с помощью специально подобранных физических упражнений, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития и совершенствования психофизических качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность: социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствование в профессиональной деятельности.

Направленное использование физической культуры в воспитании предусматривает решение следующих задач.

Оздоровительные задачи

1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств.

3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков.

1.2 Социальные функции физической культуры и спорта

Образовательные задачи

1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.

2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

Воспитательные задачи

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Цель - всестороннее, гармоническое развитие организма человека.

Задачи:

1.Развитие основных физических качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости.

2.Укрепление здоровья организма человека.

3.Подготовка к профессиональной деятельности.

4.Воспитание морально-нравственных, духовных черт личности человека.

5.Отвлечение от негативного влияния улицы и чрезмерного увлечения компьютера, телевизора.

Для верного понимания физической культуры нужно воспринимать ее, как минимум, в трех аспектах: деятельностном (физическая культура как особая деятельность), предметно-ценностном (физическая культура как совокупность определенных предметных ценностей) и персонифицированно-результативном (физическая культурность как результат воздействия на индивида деятельностных и предметно-ценностных факторов физической культуры).

Физическая культура - это не просто природное явление. Хотя ее возникновение и функционирование имеют существенные предпосылки в естественной природе человека, она, в конечном счете, продукт его общественного развития. Физическая культура - биосоциальное явление, но это справедливо лишь при условии, если не упускать из внимания доминирующей роли социальных факторов и закономерностей в ее возникновении, функционировании и развитии. Иначе (т.е. если игнорируется, в конечном счете, определяющая роль социальных начал) неизбежно возникают редукционистско-примитивизированные представления о культуре физической.

По свидетельству исторических исследований, становление и развитие физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью человечества. Первоначальные формы труда (собирательство - использование природных продуктов в качестве источников питания, охота, земледелие, скотоводство и т. д.) требовали от человека проявления значительных физических способностей и способствовали их развитию.

Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой культуры. Причем первоначальные формы трудовых действий стали своего рода прообразом ряда ее элементов (физические упражнения в беге, прыжках, преодолении предметных препятствий, метании копья и т. д.), которые и составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений опять-таки к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладных компонентов физической культуры стало оказывать военное дело. В целом важнейшими условиями функционирования и развития физической культуры, как, впрочем и всей культуры, явились условия материальной жизни общества и характер социально-экономических отношений, господствовавших на тех или иных этапах истории общества.

Вместе с тем существенная роль в становлении, функционировании и развитии физической культуры принадлежит разнообразным факторам и формам общественного сознания - науке, морали, политической идеологии, правовому сознанию, художественно-эстетическому сознанию, искусству, религии. Хотя их конкретное влияние на нее в различных стадиях общественного развития и в реальных условиях может быть неоднозначным: не только позитивным, но и тормозящим или даже, в определенных ситуациях, деструктивным (один из примеров последнего -- негативное влияние на нее средневековых религиозных догматов, провозглашавших греховным заботу о человеческом теле).

Современная физическая культура особенно широко и дифференцированно проникает в различные сферы жизни и деятельности человечества. При этом ее компоненты видоизменяются в зависимости от особенностей различных сфер. Со своей стороны она оказывает влияние на деятельность в различных сферах, а в какой-то мере и на их состояние. В первую очередь физическая культура представлена в качестве одного из фундаментальных факторов в системе образования-воспитания подрастающих поколений (в дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях).

В то же время она не теряет связей со сферой производительного труда. Хотя доля физической активности трудящихся в условиях современного механизированного и автоматизированного производства намного меньше, чем в прошлые времена, физическая культура не утратила своего значения в качестве одного из основных факторов профессионально-прикладной подготовки к трудовой деятельности и как фактор содействия производительности труда (в виде «производственной» физической культуры). Не исчезла также, а в определенном отношении и возросла, роль физической культуры как фактора прикладной физической подготовки к военной и аналогичной службе (в армии, в подразделениях МВД и в подобных видах служебной деятельности).

Возрастает роль физической культуры и в системе здравоохранения, где ее факторы все более направленно используются для профилактики и лечения особенно распространенных заболеваний нынешнего времени (сердечно-сосудистых, обменных и некоторых других). Новым явлением современности становится небывало активное внедрение физической культуры в повседневный быт различных групп и слоев населения (в виде повседневно-бытовых, оздоровительно-рекреативных и оздоровительно-реабилитационных физкультурных занятий).

Продолжает возрастать социальная значимость и того слагаемого физической культуры, которое относится к активным занятиям спортом, особенно общедоступным, под эгидой движения «Спорт для всех».

Даже из этого предельно беглого обзора видно, что физическая культура - достаточно значимое социальное явление, и эта ее значимость в современном мире имеет тенденцию возрастать. Более конкретное понимание ее значимости и перспектив предполагает детализированный анализ ее социальных функций и тенденций структурирования (структурного формирования), о чем речь пойдет ниже.

Характеристика системы физического воспитания в России (понятие «система», основы, направленность)

Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

· 2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

· 3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

· 4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенные для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ.

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П.Матвеев, 1989).

Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

К специфическим задачам физического воспитания относятся такие группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

К специальным образовательным задачам относят:

·  формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

·  приобретение базовых знаний научно-практического характера.

 

1.3 Характеристика средств физического воспитания.

Средством физического воспитания являются физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение - основное средство физического воспитания, как особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на физическое развитие занимающихся.

Физические упражнения - это такие виды двигательной деятельности, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Физическое воспитание имеет внешнее сходство с определенными формами трудовых, боевых, бытовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг с другом.

1. Наличие.2. Повторяемость.3. Целенаправленность.

Содержание физических упражненийобусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Форма физического упражнения -- это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения -- это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара метров движений.

Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений и понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее и благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, старим и разгон, и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежим инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положения тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп.

Пространственно-временные характеристики -- это скорость и ускорение.

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения -- тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

·  результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

·  параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

·  разница между реальным результатом и возможным.

Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений. Эффект от выполнения любого физического упражнения может наблюдаться непосредственно в процессе его выполнения и по истечении определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим в результате длительного или неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

1.4 Характеристика специфических принципов физического воспитания

Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях.

o Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

o Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным. В практике хорошо известны малая эффективность обучения движениям и воспитание физических качеств при длительных интервалах между занятиями. Сформированные двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями (ординарный, жесткий и суперкомпенсаторный), а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью. Мало того, учитывая гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему занятий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрицательных последствий, и достигался положительный эффект.

Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:

-- рациональная повторность заданий;

-- рациональное чередование нагрузок и отдыха;

-- повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий

Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок

Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания.

o 1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.

o 2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

o 3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.

Принцип циклического построения занятий

Процесс физического воспитания -- это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

Вплоть до возрастного созревания направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и разностороннем физическом развитии. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека.

Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесплодным большой труд преподавателя и его учеников.

 

1.5 Общепедагогические методы, используемые в процессе физического воспитания

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

·   Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности.

·  Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий.

· Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д.

· Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

· Разбор -- форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

· Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).

· Инструктирование -- точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

· Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп к одному ученику.

· Распоряжения, команды, указания -- основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.

Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык -- это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.

Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.

В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.

Методы обеспечения наглядности

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

·  метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

· методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);

· методы направленного прочувствования двигательного действия;

· методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.

Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения).

Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др. физический воспитание двигательный соревновательный

Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

·  направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);

·  выполнение упражнений в замедленном темпе;

· фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);

· использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето - и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Основная

1. Евсеев, Юрий Иванович. Физическая культура: учебное пособие для обучающихся вузов / Ю. И. Евсеев. - 9-е изд., стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 444 с

2. Краткий курс лекций по дисциплине "Физическая культура": учеб. пособие / В. А. Тарасов, О. В. Панина, Т. Г. Шишкина; ФГБОУ ВПО СГАУ. - Саратов: [б. и.], 2014. - 100 с.

3. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / ред. С. Д. Неверкович. - М.: Академия, 2010. - 336 с 4. Физическая культура: готовимся к экзамену: учебное пособие / М. Ю. Фролов [и др.]; ФГБОУ ВПО СГАУ. - Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2013. - 148 с.

Дополнительная

1. Виленский М.Я., Соловьев Г.М., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: ТиПФК, №3, 2001. – С. 2 – 7.

2. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие: учебное пособие / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2001. - 261 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: