Право на возмещение ущерба — это один из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду и его реализации, закрепленных в Конституции РФ.
Право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, следует отличать от права на возмещение вреда окружающей среде и предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде, которые предусмотрены в п. 1 и 2 ст. 11 и п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением, определен в гражданском законодательстве и в ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью (ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено (ст. 8), что граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.
|
|
Это же право закреплено в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 8), Аналогичные нормы содержатся в ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которая предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, и в ст. 26 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», которая предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизи рующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков.
Право участия граждан и экологических организаций в принятии экологически значимых решений.
Для того чтобы обеспечить баланс интересов граждан и государства в лице его органов в обеспечении охраны окружающей среды, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет принцип участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
Статья 11 этого Закона предусматривает, что граждане имеют право принимать участие в референдумах по вопросам охраны окружающей среды и участвовать в проведении общественной экологической экспертизы.
|
|
Право участия в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан, предоставлено общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12 указанного Закона).
На законодательном уровне недостаточно четко определен круг вопросов, по которым могут приниматься решения, способные оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды, жизнь, здоровье и имущество граждан. В теории экологического права такие решения называются экологически значимыми.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Земельный кодекс РФ в ст. 1 закрепил принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на со стояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Этот принцип реализован в ст. 31 ЗК РФ, которая регулирует вопросы выбора земельных участков для строительства.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об использовании атом ной энергии» организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и вы воду из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О животном мире» граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
Статья 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воз духа» предусматривает, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансировании, в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1 органы власти обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
В ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Суть этого принципа в том, что указанные лица имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
|
|
Право на иск о возмещении вреда окружающей природной среде
Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет право гражданам предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде, т. е. иски, которые не связаны с защитой их имущественных прав и законных интересов.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» заложена особая правовая конструкция права на обращения в суд с иском о возмещении вреда окружающей среде.
Право на предъявление иска в «защиту окружающей среды от негативного воздействия» соответствует закрепленному в законодательстве праву на обращение в суд. В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» отмечается, что по общему правилу граждане и организации в силу ст. 3 и 4 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом (например, п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Согласно ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»1 2 общественные объединения потребите лей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав по требителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» наделяет правом предъявлять иски в публичных интересах как граждан, так и экологические организации. Согласно ст. 12 этого Закона экологические организации вправе обращаться с исками по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду; подавать в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
|
|
граждане и общественные объединения в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 11 и 12) вправе обращаться в суды с заявлениями и исками о возмещении вреда окружающей среде, а общественные объединения также вправе защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды.
2.
Право участия в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан, предоставлено общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12 указанного Закона). Поэтому граждане для того, что бы участвовать в процессе принятия таких решений, должны создать экологические организации.
Экологические орган изации имеют право вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды. Экологические организации вправе: организовывать и про водить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организовывать й проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы.
Основными правовыми формами ( процедурами) участия граждан и экологических организаций в решении вопросов охраны окружающей среды являются референдумы, общественная экологическая экспертиза и слушания (публичные и общественные слушания)
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об использовании атом ной энергии» организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и вы воду из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране.
Понятию «экологически значимое решение» корреспондирует понятие «экологически обоснованное решение». Участие граждан и экологических организаций в процессе разработки и обсуждения экологически значимых решений должно способствовать принятию экологически обоснованного решения.
общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на со стояние земель при их использовании и охране, а органы государ ственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О животном мире» граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» также есть декларативная норма-принцип, допускающий участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Суть этого принципа в том, что указанные лица принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.