ПЛАН
1. Понятие и сущность правовой политики.
2. Правовой акт-документ как средство реализации правовой политики.
1. Понятие и сущность правовой политики
Политика осуществляется в разных сферах общества, и в этой связи может иметь разную природу и направленность. Как известно, бывает социальная, экономическая, демографическая. научная, национальная, религиозная, культурная, военная, молодежная, информационная и пр. Конечно же, во всех этих разновидностях политики, несомненно, присутствует и правовая составляющая, с помощью чего эти виды политики и притворяются в жизнь. Вместе с тем, наряду с названными видами политики, в литературе выделяют и правовую политику, которая имеет самостоятельное значение. Среди научных направлений ХХI века, проблема правовой политики занимает одно из ведущих мест, что является вполне обоснованным, ибо с её разрешением разрешаются и многие другие как сугубо научные, так и практические проблемы. Тема правовой политикистала популярной и востребованной в последние десятилетия. Фактически, речь идет о становлении новой научной теории, призванной объяснить сущность правовой политики, а также закономерности её функционирования, механизмы совершенствования.
Что же следует понимать под правовой политикой и каковы её основные признаки? В литературе можно найти разные ответы на эти вопросы, это сопряжено с тем, что правовая политика – многогранное интеграционное явление, требующее разных подходов к её исследованию. На анализе правовой политики существенно сказывается проблема правопонимания, ведь в зависимости от этого это явление будет пониматься по-разному. В литературе выделяют (условно) три подхода к пониманию правовой политики:
1. Идеологический;
2. Идеолого-деятельностный;
3. Деятельностный;
Идеологический подход связан с тем, что его представители под правовой политикой понимают совокупность идей, взглядов, программ и пр. Представители идеолого-деятельноствного подхода говорят о том, что правовая политика включает в себя не только цели и программы, но и практическую часть, т. е. деятельность соответствующих субъектов. Но эти подходы не совсем точно отражают реальное положение вещей.
Идеи, взгляды, замыслы, программы и установки – лишь основания правовой политики, элемент правовой идеологии. Вместе с тем, правовая политика не только легализует важнейшие идеи правосознания в качестве общеобязательных требований объективного права, но и обеспечивает их практическую реализацию в действующей системе общественных отношений. Идеи, взгляды, цели – это ещё не правовая политика, а то, что называют её предпосылками, которые ими могут и остаться. Сама же правовая политика, как и политика в целом, есть деятельность по осуществлению определенных идей.
Словарь русского языка говорит нам о том, что «политика – деятельность ОГВ и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемых их интересами и целями».
Словарь иностранных слов говорит о том, что «политика – деятельность общественных классов, партий, групп, определяемых их интересами и целями, деятельность органов госуправления, выражающее природу данного общества».
Об этом же говорят, говорили и будут говорить философы и филологи. Например, английский философ Оук Шотт определил политику так: «это деятельность, направленных на установление интересов групп людей, которых объединил случай или выбор». Вебер писал: «Что мы понимаем под политикой? – это форма организации деятельности власти или аппарата правительства».
С другой стороны, говоря о правовой политике как об определенной деятельности, мы не должны сводить её к такому пониманию политики, которое связано только с деятельностью по поводу захвата и удержания власти, по сути дела, с борьбой за власть. Правовая политика – это не столько сфера борьбы за власть, сколько деятельность, связанная с выработкой стратегии правового регулирования и её осуществления.
Карбанье говорит нам о том, что политика допускает, по меньшей мере, два её толкования. Под политикой в широком смысле слова можно понимать любое действие, подчиненное достижению определенной цели. Под политикой в узком смысле принято понимать практическую деятельность государства и других субъектов политической системы по решению социально значимых задач.
Правовая политика – есть деятельность, обязательно основанная на идеях, взглядах, замыслах, раз это целенаправленная деятельность, это само собой разумеется, но политика – не просто действие, это действие, идеологически ориентированные. Правовой политика станет лишь тогда, когда воплотиться в конкретные плоскости.
Правовая политика – это прежде всего деятельность соответствующих субъектов в юридической сфер е.
Правовая политика государства ‒ это: научно обоснованная, последовательная, системная деятельность гражданского общества и его институтов по созданию эффективного механизма правового регулирования по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как обеспечение прав и свобод гражданина, формирование правовой государственности, высокого уровня правовой культуры и общественности.
Признаки правовой политики, общие:
· государственно-волевой и властно-императивный характер;
· интегративный и властный характер;
· системность;
· фундаментальность;
· концептуальность;
· реалистичность;
· публичность;
· динамичность и стабильность;
· плановость;
· зависимость от факторов внешней и внутренней среды.
Специальные признаки правовой политики:
· всегда деятельность в правовой жизни общества;
· деятельность, направленная на повышение качества правовой жизни общества, на наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, на изменение права, на прогресс правовой системы, и пр.
· деятельность, выражающая отношение субъектов правовой политики к важнейшим проблемам в развитии правовой жизни общества, изменении и обновлении её наиболее значимых субъектов.
· деятельность, осуществляемая как с помощью юридических средств, так и специальных средств правовой политики.
Юридические средства – есть правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых организуется правовая жизнь общества, удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
В качестве примера установлений, можно назвать субъективные права и юридические обязанности, льготы и запреты, привилегии и лимиты, поощрение и наказание. Разновидностями средств установления также выступают правовые акты, постановления, режимы методы и способы правового регулирования. К юридическим технологиям относят правотворческие, правоприменительные процессы. К собственным специальным средствам правовой политики относят концепции и программы, планирование и прогнозирование, юридическая техника, систематизация правовых актов, юридическая экспертиза и правовой мониторинг.
‒ деятельность, связанная с выработкой и реализацией правовых идей стратегического и тактического характера, которая выступает основой и предпосылкой правовой политики и нацелены на правовую организацию правовой жизни общества. Юридическая стратегия – особый вид деятельности преимущественно высших органов государственной власти, направленную на формирование наиболее общих концептуальных политико-правовых подходов и перспективных ориентиров развития правовой системы с формированием её долгосрочной программы. Юридическая тактика – деятельность субъектов правовой политики, направленная на последовательное развитие общестратегических установок посредством честных политико-правовых операций, постановкой конкретных задач с применением юридических средств. Поэтому, выработка стратегии и тактики правового регулирования, модели организации правовой жизни общества напрямую определяются проводимой в стране правовой политикой.
– это деятельность, осуществляемая преимущественно субъектами, находящимися в самой гуще политической и правовой жизни общества, занимающимися политико-правовой практикой, занимающимися политической и правовой наукой, обладающими соответствующими знаниями, умениями, навыками, имеющими специфический правовой статус.
Основными субъектами правовой политики в Донецкой Народной республике выступают: Глава ДНР, Народный Совет, Совет Министров, Верховный Суд, МВД, профсоюзы, муниципальные органы власти, общественные движения, граждане и др.