Основное назначение электрооборудования автомобиля
В современных автомобилях количество электрической и электронной аппаратуры постоянно растет. Предполагается, что стоимость электрического и электронного оборудования составит 25...30% стоимости автомобиля.
Для питания всех электрических приборов и аппаратуры необходимы мощные источники электрической энергии. В систему электрооборудования автомобиля входит весь комплекс электрических приборов и аппаратуры, в том числе источники тока.
По назначению все электрооборудование автомобиля подразделяется на две группы:
1. источники тока, обеспечивающие электроэнергией всех потребителей;
2. потребители тока, к которым относятся системы и устройства (топливоподачи, зажигания, пуска, освещения, сигнализации, безопасности и комфорта), управляющие перечисленными процессами.
Как правило, на легковых и средних грузовых автомобилях для питания электрооборудования используется постоянный ток напряжением 12 В, на тяжелых грузовых автомобилях – 24 В. В перспективе предполагается использование напряжений 36 и 48 В, что позволит при увеличении числа и мощности потребителей экономить медь для электропроводки, поскольку при повышении напряжения не нужно увеличивать сечение проводов.
|
|
Все приборы автомобильного электрооборудования подключаются параллельно источникам тока и друг другу. На автомобилях применяют однопроводную схему системы электрооборудования. Второй провод образуют металлические детали – корпус («масса»). Как правило, с корпусом соединены отрицательные полюсы источников тока.
В комплекс автомобильного электрооборудования входят устройства энергетического обеспечения, устройства обеспечения безопасности движения и облегчения труда водителя. Каждое устройство содержит системы и группы элементов, органически связанные между собой рабочими процессами, а именно:
- систему электроснабжения – генератор, аккумуляторную батарею и регулятор напряжения;
- систему пуска двигателя внутреннего сгорания – стартер, аккумуляторную батарею, реле автоматического управления процессом пуска, для специальных автомобилей – устройства предпускового подогрева для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур;
- систему зажигания – катушку зажигания, свечи, прерыватель распределитель, коммутатор, высоковольтные провода с наконечниками; для новых и перспективных систем – технические средства с использованием микропроцессорных цифровых элементов, обеспечивающих снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов;
|
|
- коммутационные устройства – выключатели, переключатели, реле, блоки предохранителей, разъемы, соединители и т.д.;
- систему информации и контроля режима движения, состояния автомобиля и его агрегатов – средства встроенной диагностики (датчики скорости, давления, температуры и датчики, обеспечивающие работу автоматических электромеханических исполнительных элементов) и устройства отображения режимной информации;
- систему освещения и сигнализации – фары, указатели поворотов, габаритные фонари, освещение номерного знака, щитки приборов салона автомобиля;
- систему электроприводов, отопитель, вентилятор, стеклоподъемники, стеклоочистители, опрыскиватели стекол, антенны, зеркала заднего вида, блокировка дверей;
- систему обеспечения электромагнитной совместимости автомобильного электрооборудования с другими системами, в том числе системами связи;
- электронные системы управления агрегатами и механизмами – исполнительные механизмы приводов, топливоподачи, сцепления, тормозных механизмов, работающих в режиме антиблокировки или противобуксовки, локаторные системы предотвращения столкновений и развертывания средств пассивной защиты и др.
Классификация электрооборудования автомобиля
Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих надежное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.
Автомобильное электрооборудование включает в себя следующие системы и устройства:
- электроснабжения;
- электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания; освещения, световой и звуковой сигнализации; электронные системы управления агрегатами автомобиля; информации и контроля технического состояния автомобиля и его агрегатов;
- электропривода; подавления радиопомех;
- коммутационные, защитные устройства и электропроводку.
В систему электроснабжения входят генераторная установка и аккумуляторная батарея. К системе электростартерного пуска относят аккумуляторную батарею, электростартер, реле управления (дополнительные реле и реле блокировки) и электротехнические устройства для облегчения пуска двигателя. Система зажигания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах бензинового двигателя искрой высокого напряжения, возникающей между электродами свечи зажигания. Помимо свечей, к системе зажигания относятся катушка зажигания, прерыватель-распределитель, датчик-распределитель, транзисторный коммутатор, добавочный резистор, высоковольтные провода, наконечники и т.д. Система освещения и световой сигнализации объединяет осветительные приборы (фары головного освещения), светосигнальные фонари (габаритные огни, указатели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода и др.) и различные реле управления ими. Система информации и контроля включает в себя датчики и указатели давления, температуры, уровня топлива в баке, спидометр, тахометр, сигнальные (контрольные) лампы и пр. Электропривод (электродвигатели, моторедукторы, мотонасосы) находит все большее применение в системах стекло- очистки, отопления, вентиляции, предпускового подогрева двигателя, подъема и опускания антенны, блокировки дверей и в стеклоподъемниках. Используется разнообразная коммутационная и защитная аппаратура: выключатели, переключатели, реле различного назначения, контакторы, предохранители и блоки предохранителей, соединительные панели и разъемные соединения.
Автоэлектроника отечественных автомобилей и мотоциклов обозначается девяти- или десятизначными цифровыми номерами с точкой, проставляемой между вторым и третьим или третьим и четвертым знаками: 00.0000000 — полный номер базовой модели изделия в сборе, его узлов и де-талей;
|
|
000.0000000 — полный номер модификации изделия, его узлов и деталей, в которых:
· 00 — первые два знака обозначают порядковый номер модели агрегата или узла (первая модель начинается с 11);
· 0 — третий знак — модификацию изделия (при отсутствии модификации этот знак опускается);
· точка отделяет номер модели или модификации изделия от номера типовой группы или подгруппы и номера детали;
· 0000 — номер типовой группы или подгруппы (00 или 0000);
· 000 — порядковый номер детали в пределах типовой подгруппы, устанавливаемый в соответствии со спецификациями типовых деталей автомобилей и прицепов и номерными книгами по обозначению деталей на предприятиях.
Номера и наименование типовых деталей и узлов отдельных приборов электрооборудования устанавливает отраслевая нормаль ОН 025 215—69 — Спецификация типовых деталей электрооборудования.
Пример. Обозначение модели генератора мощностью 350 Вт, 12 В: 133.3701 — сокращенное обозначение третьей модели и третьей модификации генератора;
· 13 — порядковый номер третьей базовой модели генератора;
· 3 — третья модификация базовой модели;
·. — отделяет номер модели и ее модификации от номера типовой подгруппы;
· 3701 — типовая подгруппа «Генератор».
Полное обозначение деталей и узлов, составляющих данный генератор — 133.3701000, а его базовой комплектации — 133.3701010.