По введению и изучению предмета «Родной русский язык» в образовательных организациях Пензенской области

Методические рекомендации

(2019/20 уч. год)

С целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение родного (в том числе русского) языка приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего (далее – НОО), основного общего (далее – ООО), среднего общего образования (далее – СОО) внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (НОО) и «Родной язык и родная литература» как самостоятельных и обязательных для изучения.

Нормативно-правовая база введения и изучения новых предметных областей и соответствующих им предметов регламентируется следующими документами:

• Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

• Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

• Закон Российской Федерации от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;

• Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы»;

• Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

• Поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку от 04.07.2015 № Пр-1310 (подпункт «а», п. 3);

• Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

• Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

• Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

• Письмо Минобрнауки России от 15.02.2017 № МОН-П-617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»;

• Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;

• Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018 № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;

• Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

• Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 № 03-510 «О направлении информации» ( вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»).

 

На основе перечисленных законодательных актов в каждой образовательной организации в соответствии с Уставом создаются локальные акты, регламентирующие порядок осуществления образовательной деятельности в рамках указанных предметных областей на том или ином уровне образования (НОО, ООО, СОО).

Локальными актами устанавливается:

– перечень языков (из числа языков народов Российской Федерации, предлагаемых для изучения;

– порядок выбора языка для изучения предмета «Родной язык»;

– порядок формирования учебного плана образовательной организации и внесения изменений в учебный план;

– организация текущего контроля и итоговой аттестации по предметам в рамках выделенных предметных областей.

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного (Федеральный закон от 03.08.2018 № 317-ФЗ). Выбор языка обучения осуществляется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Список языков для изучения предлагается образовательной организацией и закрепляется соответствующим локальным актом. Родители (законные представители) обучающихся получают уведомление о необходимости выбора языка и выражают свое согласие в письменной форме.

Выбор языка осуществляется только по инициативе обучающихся в соответствии с образовательными возможностями школы, образовательной программой НОО и ООО в порядке, установленном локальными актами школы и законодательством об образовании.

Обучающиеся имеют право выбирать язык из числа языков народов РФ, в том числе русский язык, независимо от своей национальности. Если в одном классе обучающиеся хотят изучать разные языки, они делятся их на группы. При принятии решения администрацией школы учитывается число желающих, возможность комплектования классов или групп для изучения родного (в том числе русского) языка, наличие необходимых ресурсов (преподавателей, программ, учебников и т. п.).

 

На уровне основного общего образования в предметной области «Родной язык и родная литература» учебный план в обязательном порядке должен содержать предметы «Русский родной язык» и «Русская родная литература». При этом следует иметь в виду, что «Русский язык» и «Русский родной язык» – это два разных предмета. Под каждый из них разрабатывается своя рабочая программа в соответствии с ФГОС.

  Количество часов для изучения предметов «Родной язык» и «Русский родной язык», «Родная литература» и «Русская родная литература» образовательная организация определяет самостоятельно. Минимальное количество часов на изучение указанных предметов – 1 час в неделю (34 часа в год). Указанные предметы могут изучаться в течение одного или нескольких лет в объеме, определяемом образовательной организацией самостоятельно. При этом недопустимо изучать курсы предметной области «Родной язык и литература» за счет учебного времени, отведенного образовательной организацией на изучение предметов «Русский язык» и «Литература» (предметная область «Русский язык и литература»), а также использовать учебное время предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).

 

В классном журнале на предметы «Родной русский язык» и «Родная русская литература» выделяются отдельные страницы. Организация текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации осуществляются в соответствии локальными нормативными актами школы. Итоговая отметка выставляется в соответствии с требованиями «Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов» (разд. II п. 5.3) (Приказ Министерства образования и науки России № 115 от 14.02.2014).

Новые учебные предметы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» в школах Пензенской области вводятся поэтапно. В 2019/2020 учебном году предмет «Русский родной язык» вводится для учащихся 1 и 5 классов.

 

Содержание предмета «Русский родной язык» формируется на основе Примерной программы по предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 31.01.2018 года №2/18),  которая размещена на сайте www.fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».  Данная программа может быть использована в качестве основы для разработки рабочих программ по предмету «Русский родной язык». Рабочие программы учебных предметов «Русский родной язык», «Русская родная литература» разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

В 2019 году ФУМО по общему образованию планирует одобрить и разместить на том же сайте примерную рабочую программу учебного предмета «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Обучение школьников по учебным курсам в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» организуется по учебникам, входящим в федеральный перечень. Пока учебников по родному русскому языку, родной литературе или литературному чтению на родном русском языке в федеральном перечне нет, рекомендуется использовать учебники по русскому языку и литературе (литературному чтению) и адаптировать их под изучение родного языка.

 

Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с ФГОС ООО должны отражать:

 

Родной язык:

 

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

 

Родная литература:

 

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: