История развития семейного воспитания в России тесно переплетается с культурой и историей нашей страны. Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования на Руси позволяет говорить о семейном воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленным изменением общественного, социально-культурного и экономического положения страны.
Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств жизни и практической деятельности в жизни и семье.
Дохристианская эпоха характеризуется разнообразными воспитательными формами. В VI веке у древних славянских племен стали зарождаться элементы наставнической деятельности. При матриархате дети обоих полов воспитывались в доме матери, затем мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям. Воспитание детей поручалось наставникам, которые обучали житейской мудрости в «домах молодежи». При отсутствии дядей выбирались по благочестию соседи, что получило название
|
|
«кумовство». Таким образом, воспитание осуществлялось через подобные внесемейные формы: дядьки, кумовство, «дома молодежи».
Воспитание детей княжьего рода имело свои особенности. Дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Эта форма воспитания получила название «кормильство» (В.К. Гарданов, 1959).
С VШ в. отроков перестали отдавать на воспитание «в другие руки». Обычай посылать детей на сторону остался только в семьях князей и феодальной знати. С этого времени можно говорить, что в семье появилась воспитательная функция. Перестала необходимость во внесемейных формах. Старшие дети заботились о младших, дети рано привлекались к труду, отвечали за быт и хозяйство. Основными приемами народной педагогики были сказки, былины, игры, песни и другие средства народной педагогики. В них
раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.
Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало. Феномен личности и свободы неразрывно были соединены ориентацией жизни по образу и подобию Божию.
|
|
Христианская эпоха в народной педагогике началась с освещения Крещением Руси святым равноапостольным князем Владимиром.
Основным педагогическим принципом этого периода являлась репродукция (перенос) образа жизни в систему воспитания, закрепленная в первых литературных памятниках Древней Руси. Особенностью воспитательной системы в Древней Руси с приходом христианства стало выполнение данной функции священнослужителями. В Х – ХШ вв. увеличивается потребность обучению грамоте, высокий общий культурный уровень, по мнению С.Д. Бабишина и Б.А. Рыбакова: «Общая культура русского народа была в высшей степени педагогична».
Это отразилось и на домашнем воспитании и, прежде всего, княжеской семьи. Воспитание детей княжеского рода имело ряд отличий. Первые знания они получали при дворе – в школе «книжного учения», где обучались вместе с детьми бояр и дружинников. Учили там очень основательно, что даже сыновья английского и шведского королей получили там образование. Учили по типу стран Западной Европы – «семи свободным искусствам» (философии, астрономии, геометрии, грамматики, диалектики, риторики, музыки). Завершая это образование, дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью.