Написать краткий конспект урока, с основными понятиями.
Пара № 11. Правосознание и правовая культура
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Урок №20,21
1. Что такое правовое сознание?
2. Как формируется правовая культура?
С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура представляет собой часть обшей культуры.
Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.
Правовая культура шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов:
§ идеологический элемент (правовая идеология);
§ психологический элемент (правовая психология);
§ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).
Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.
Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.
Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся:
§ уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки;
§ уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.);
§ уровень правосознания граждан и должностных лиц;
§ уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов;
§ состояние правового образования, правовою воспитания и др.
Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.
Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.
Правовая культура личности зависит от следующих показателей:
§ знания и понимания права;
§ уважения к праву в силу личного убеждения;
§ умения пользоваться правом;
§ подчинения своего поведения требованиям норм права.
Правосознание — это форма общественного и индивидуального сознания, выражающая представления и чувства людей о праве и регулируемом им поведении.
Основные черты правосознания:
1. Является одной из форм общественного сознания;
2. Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
3. Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;
4. Обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
5. В отдельные периоды развития общества является формой права;
6. Ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.
Функции правосознания:
1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.
3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.
Структура правосознания:
1. Правовая идеология — это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Она представлена научными идеями, положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.Правовая идеология олицетворяет преимущественно результаты абстрактного мышления и включает концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания.
2. Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, отдельных индивидов к праву, к системе правовых учреждений, действующих в обществе. Правовая психология является чрезвычайно сложной и насыщенной множеством разносторонних проявлений характеристикой проявлений человеческой жизни. Она складывается из совокупности психологических и правовых явлений. К числу таковых относятся правовая потребность, правовая установка, правовой менталитет, правовой мотив, ценностно-правовые ориентации, правовое настроение, правовые чувства, правовые эмоции, правовые навыки, правовые привычки, правовая сплоченность и т.п.
Правосознание можно классифицировать по нескольким различным основаниям. По степени общности: массовое (правосознание нации, народа), групповое (правосознание социальных групп, формальных и неформальных коллективов) и индивидуальное (правосознание отдельных лиц, чувства и представления о праве отдельных личностей). По содержанию: обыденное (житейские, порой довольно-таки поверхностные представления о праве людей, соприкасающихся с правом в повседневных, семейных, трудовых, общественных и иных сферах жизни), профессиональное (основано на специализированных правовых знаниях, используемых в работе профессионалов-юристов) и научное (складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений или теоретического отношения к праву и правовым явлениям).
Правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация. Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отношения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.
Правовая культура — это обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению.
В зависимости от степени распространенности (действенности) можно рассматривать правовую культуру общества, групп и коллективов, а также правовую культуру отдельной личности. Социальное назначение правовой культуры выражается в выполняемых ею функциях. К основным из них относятся: ценностная, познавательная, прогностическая, регулятивная, коммуникативная, правосо- циализаторская функции и другие направления ее воздействия на социально-правовую действительность.
Основными направлениями процесса формирования правовой культуры являются формирование навыков и привычек правомерного поведения в форме правовой агитации, правовой пропаганды, правового воспитания, правовое обучение и образование.
Правовое сознание личности в значительной степени формирует правовая социализация. Она оказывает огромное влияние на становление правовой культуры личности. Правовая социализация — это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения.
3. Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.
Правовая культура общества – общий уровень знаний и отношение общества к праву.
Правовая культура личности представляет собой знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
Правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.
Проблема правового нигилизма является одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:
1. обеспечение должного качества принимаемых законов;
2. соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;
3. улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;
4. улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.
Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.
К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.
Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Юридическая ответственность -предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.
Презумпция невиновности - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, заключающийся в том, что лицо считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суд.
Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.
Гражданско-правовая ответственность - последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения.
Административная ответственность - вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.
Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание).
Материальная ответственность - правовой термин, в общем случае обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причиненный другому лицу.
Убытки - имущественные потери, наступившие в результате гражданского правонарушения.
Неустойка - вид санкции, которая применяется при неисполнении договорных обязательств.
Возмещение неустойки - выплата определенной денежной суммы за ненадлежащее исполнение обязательства.
Срок давности - временной период со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в силу.
Крайняя необходимость - ситуация, когда лицо вынуждено для предотвращения значительного вреда причинить в качестве крайней меры менее значительный вред.
Домашнее задание, выполнить и выслать фото по ватсапу. Номер телефона у старосты.
Домашнее задание
Правовая культура
Вставьте пропущенные слова и восстановите смысл текста.
Любая ______________ — это прежде всего цивилизованный образ ______________, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих __________________ индивида, социальных групп и общества в целом. _______________ правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности ____________________ и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой ________________ и направляет правовой _________________________.
культура
жизнедеятельности
ценностей
специфика
прогресс
государства
системе
процесс
регресс