Лекция 1. Фирменный стиль

 

        История возникновения фирменного стиля

 

Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет, но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля были использовались довольно часто. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов.

В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca- Cola, McDonalds, Nike, Nivea, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.

Первым официальным дизайнером, который создал фирменный стиль, считают Петера Беренса, архитектора, который в начале ХХ столетия, занимая должность художественного директора компании в Германии, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна – деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции.

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций – формирование фирменного стиля.

Эволюция коммуникационных технологий прошла за последние полвека следующие этапы:

Идеология маркетинговых коммуникаций сводится к формированию образа марки. Фирменный стиль выступает формальным выражением этой идеологии. Компании активно демонстрируют и подчеркивают свою индивидуальность.

На смену образу марки приходит понятие имиджа. Во главу угла коммуникационных стратегия ставится корпоративная философия. Фирменный стиль занимает подобающее положение необходимого инструмента.

После осознания недостаточности формальных элементов свое развитие получили технологии брендинга, объединяющие инструменты маркетинга и менеджмента. Элементы и инструментарий фирменного стиля участвуют в формировании брендов. Без использования элементов фирменного стиля не может быть сформирован ни один бренд, однако не каждая торговая марка в итоге проводимой маркетинговой деятельности становится брендом.

                Понятие фирменного стиля, его задачи и функции.

 

Фирменный стиль - это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.

Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. [1, с.90]

Среди основных функций фирменного стиля выделяют:

Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам.

Доверие. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.

Реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.

Цель фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:

Повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщенности к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм;

Позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы

Помощь потребителю ориентироваться потребителю в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;

Указывает потребителю взятие фирмой ответственности за произведенный товар.

Указывает обществу на стабильность и долговременность, работы компании.

Сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный брэнд.
Если же подытожить все преимущества, которые дает использования фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.

Фирменный стиль на предприятии имеет большое значение и наряду с другими важными компонентами маркетинга, составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга:

                                    Элементы фирменного стиля.

 

Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:

Товарный знак;

Фирменная шрифтовая надпись (логотип);

Фирменный блок;

Фирменный лозунг (слоган);

Фирменный цвет (цвета);

Фирменный комплект шрифтов;

Корпоративный герой;

Постоянный коммуникант (лицо фирмы);

Фирменная одежда;

Другие фирменные константы.

                      Этапы разработки фирменного стиля

 

Создание фирменного стиля компании всегда начинается с разработки логотипа. Мы выделили несколько основных этапов данного процесса:

1. Сбор необходимой информации. Чтобы приступить к созданию самого логотипа, необходимо собрать как можно больше полезной информации о продукции или фирме. Для этого заказчиком заполняется бриф, в котором требуется указать направление деятельности своей фирмы, описать производимый продукт, предоставляемую услугу. Профессионалы анализируют данные и в случае необходимости уточняют и выясняют какие-либо детали.Затем, удостоверившись, что вся необходимая информация собрана, они приступают к разработке вариантов логотипа.

2. Концепция и эскиз. На данном этапе закрепляются предполагаемые варианты, которые отображаются в виде эскизов разрабатываемого логотипа. Самые оригинальные и интересные идеи переходят на следующий этап.

3. Черновое отрисовывание идеи в графических программах. Здесь специалист в области дизайна осуществляет черновое прорисовывание выбранных вариантов в графических редакторах. В итоге заготавливается три и более совершенно разных логотипов, которые представляются заказчику на выбор. Заказчик отбирает самый привлекательный для себя вариант, над которым ведётся дальнейшая работа.

4. Чистовая отрисовка выбранного направления. На этой стадии специалист делает завершающую (чистовую) отрисовку отобранного заказчиком варианта.

5. Подбор начертания шрифта для наименования. Текстовая часть логотипа «обязана» быть читаемой и чёткой. Кроме того, она должна гармонировать с изображением (не слишком выделяться, но и быть заметной). Здесь специалистом отбирается несколько шрифтов сразу, идёт их «примерка» к логотипу.

6. Подбор оттенка и насыщенности цвета. Когда шрифт окончательно выбран, идёт подбор оттенков и насыщенности цветовой гаммы товарного знака.

7. Утверждение логотипа. После окончательной проработки всех предыдущих этапов создаются несколько однородных логотипов. Они предоставляются заказчику, чтобы тот выбрал понравившийся и утвердил его изготовление.

8. Оформление носителей фирменного стиля. После того как получено одобрение заказчика, профессионалы своего дело начинают оформлять конкретный носитель фирменного стиля компании: визитки, бланки, шаблоны договоров и иной документации, конверты и папки и так далее.Когда оформление утверждено, заказчику предоставляют определённые рекомендации, которые помогут подобрать самый подходящий материал. Далее идёт подготовка всевозможных носителей к печати.

9. Разработка бренд-бука. Бренд-бук – это своеобразные правила к пользованию логотипом, а также описание носителей фирменного стиля компании. Он существует, чтобы поддерживать общие правила оформления всех материалов фирмы. Готовая работа отправляется заказчику в форме документа.pdf, где содержатся правила использования товарного знака и фирменного стиля.

 

                                Лекция 2. Фирменный знак

Понятие «бренд» очень близко по значению к терминам «торговая марка» и «то-варный знак». Однако сравнение содержательной части данных понятий позволяет сде-лать вывод, что такое сходство носит внешний характер, поскольку между терминами существуют принципиальные различия.

 

Товарный знак –это юридический термин,область применения которого ограни-чивается правовыми нормами и регламентируется законодательной базой. Товарным знаком признается обозначение, служащее для идентификации товара потребителями, которое подлежит правовой защите на основе государственной регистрации.

 

Торговая марка –маркетинговое понятие,которое используется для обозначениявнешнего оформления товара с целью его идентификации и отличия от конкурентов. Торговая марка представляет собой комплекс фирменных атрибутов товара – символа, цвета, шрифта, фирменной сигнатуры, а также слогана, персонажей и других иденти-фицирующих товар признаков, формирующих его единый целостный образ. Отдельные элементы торговой марки подлежат правовой защите, как правило, фирменный символ регистрируется как товарный знак. Вместе с тем торговая марка содержит характеристики и признаки, не охраняемые в режиме объектов интеллектуальной собственности.

 

Следует обратить внимание на то, что в российской практике существует некоторое смешение понятий «бренд», «торговая марка» и «товарный знак», связанные с переводом англоязычного термина trade mark. В русском языке он трактуется как «торговая марка», хотя в действительности правильнее использовать термин «товарный знак», который в большей степени отражает суть переводимого на русский язык термина и требует соответствующего правового контекста. Однако в связи с тем, что в Великобритании, Франции и некоторых других странах товарные знаки именуются товарными или торговыми марками (англ. – trade mark; фр.marque de fabrique et de commerce), на практике термин «торговая марка» часто применяется в отношении товарных знаков иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России.

 

Бренд –более широкое понятие и представляет собой своеобразную ментальнуюконструкцию, формируемую в сознании потребителя в результате мифологизации по-требительных свойств товара. Бренды формируются мнениями, чувствами, эмоциями и воображениями, поэтому применение термина «бренд» ограничено лишь тем, как его воспринимают потребители и что они думают и чувствуют в связи с брендом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: