Гипотезы и дискуссии о происхождении человека (креационизм; эволюционизм; космизм)

Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независи­мо от природы и общества. Он является природным и социаль­ным, потому что одновременно — продукт природы и общества и их главное действующее лицо. Задача состоит в том, чтобы синте­зировать позитивный философский опыт исследования человека.

Один из наиболее спорных вопросов в современ­ной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

В теории креационизма, самой древней из существующих, утверждается, что человек является творением сверхъестест­венного существа. Само религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою.

В мире существует огромное множество религий, но в целом креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и «научный» креационизм. Теологи-антиэволюционисты считают религиозную точку зрения единственной верной. Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Согласно Библии, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся.

«Научный» креационизм: возникает в рамках неопротестантизма в США в 60-80 г.г. ХХ в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Характерен отказ от попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления библейского учения о творении мира; обоснование версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; оценка эволюционного учения как «конкурирующей» концепции.

В соответствии с космической теорией человек имеет ино­планетное происхождение. Он или прямой потомок внезем­ных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Кос­моса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космо­сом здесь имеется в виду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипоте­зы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая бла­годаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Еще есть предполо­жение о существовании внеземных цивилизаций, уровень разви­тия которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили своих представителей, кото­рые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения оста­ются гипотезами, так как не имеют экспериментально-практиче­ского подтверждения.

Эволюционная концепция: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) – две тесно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет. При этом считается, что современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира было обусловлено рядом природно-биологических и социальных факторов.

Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в. Сначала Чарльз Дарвин (1809—1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией, под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган (1818—1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как обществен­ного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества:

1.стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (3—2 млн. лет до н. э.);

2.стадия питекантропов — период начальных производствен­ных отношений (2 млн. — 200 тыс. лет до н. э.);

3.стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-понятийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н. э.);

4.начало стадии человека современного типа (кроманьонца), связанной с развитием предметного сознания, родовой.

 

Современное представление о временных рамках и особенностей антропогенеза вы можете увидеть ниже:

 

Время (лет назад) Представители Распространение Признаки
4,2-1 млн Австралопитек Australopithecus Юг Африки Прямохождение, использо­вание предметов как ору­дий
2,4-1,5 млн Человек умелый Homo habilis Африка Изготовление орудий
1,8 млн -300 тыс. Человек прямо­ходящий Homo erectus Африка, западная и центральная Европа, Восточ­ная Азия, Индо­незия Примитивная речь, про­стые формы коллективной деятельности, поддержание огня
500-200 тыс. Человек разум­ный древней­ший Homo sapiens Европа, Азия, Африка Переходный этап от прямо­ходящего человека к совре­менному, среднеразвитая речь и формы коллектив­ной деятельности
230-30 тыс. Человек разум­ный - неандер­талец Homo neanderthalensis Европа, Азия, Африка Продвинутые формы речи, сложные формы коллектив­ной деятельности (загонная охота), забота о членах пле­мени, добывание огня
130 тыс. -до насто­ящего вре­мени Человек разум­ный новый Homo sapiens sapiens (в том чис­ле кроманьонец) Весь мир Сложная речь, мышление, искусство, развитие сель­ского хозяйства, ремесел, религии

 

 

На основе этих исследований Фридрих Энгельс (1820—1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утверждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целе­направленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что: а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе про­должительного освоения трудовых операций у человеческого су­щества появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, голов­ной мозг; б) труд, который был совместной деятельностью, обу­словил появление и развитие различных видов общения, члено­раздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта; в) благодаря трудовой деятельности сложи­лись производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производст­венных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания и соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Эта схема в определенной мере удовле­творяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антрополо­гов, археологов, историков и других специалистов.

Таким образом, человек – это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, находящее свое проявление в психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Концепция культурогенеза: именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, порождает отдельные формы культуротворчества – морали, искусства, философии и др., которые не вписывается в модель практической (трудовой) целесообразности.

Игровая модель: основа происхождения религии, искусства, права, философии и др. форм свободной творческой активности, где человек может реализовать свою свободу, отвлечься от практической целесообразности и выгоды – игра. Всякая форма культуры есть игра, потому что она развертывается как свободный выбор и есть «действие, протекающее… по добровольно принятым правилам вне сферы материальной пользы и необходимости» (И. Хейзинга)

Психоаналитическая модель (З. Фрейд): возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа тотема и табу в результате «Эдиповой» драмы, разыгравшейся в первобытном обществе и связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода. В то же время табуируются сексуальные отношения, послужившие причиной сыновьего бунта. В результате религия и мораль, стыд и страх начинают определять развитие человека и культуры. Человек и человечество, с точки зрения Фрейда, проходят в своем развитии длительный период детства и зависят от него на протяжении еще более долгого срока.

Семиотическая концепция: рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность; основой и универсальным посредником между человеком и миром является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т. е. язык становится подлинным создателем культуры и самого человека.

Тайна природы человека принадлежит к числу тех вечных проблем, к которым философия возвращалась и будет возвращаться в силу характера и специфики своего предмета. Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. В современной литературе признается ограниченность как биологизаторского подхода, акцентирующего эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения, так и социологизаторского подхода, объясняющего природу человека в первую очередь социально значимыми причинами и приводящего к господству образа человека как социального функционера, винтика государственной машины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: