VI Всероссийского социологического конгресса«Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов»(14-16 октября 2020, г. Тюмень)
1. Подготовка Оргкомитетом перечня основных мероприятий конгресса, проекта размещения отечественных и зарубежных участников, плана культурной программы, сметы расходов и т.п. для утверждения на Президиуме РОС.
Срок: 29 ноября 2019 г.
Отв.: Оргкомитет ВСК-VI и секретариат РОС
2. Подготовка перечня обсуждаемых проблем и предложений по содержательному и персональному составу пленарных заседаний конгресса, проблематике секций, сессий и круглых столов, содержательного итогового документа. Просим присылать предложения по организации тематических заседаний и круглых столов с указанием координаторов, ученых секретарей и необходимого времени на их проведение.
Срок: 17 ноября 2019 г.
Отв.: Программный комитет ВСК-VI и ИК РОС
3. Проведение дискуссий по предложенной Программным комитетом тематике, конференций, круглых столов, обсуждение тематики конгресса в СМИ.
Срок: до 1 октября 2020 г.
Отв.: Региональные отделения РОС и Исследовательские комитеты РОС
4. Обсудить с иностранными учеными возможность их участия в ВСК-VI и подготовить списки приглашенных иностранных гостей.
Срок: сентябрь 2019 г. – январь 2020 г.
Отв.: Оргкомитет ВСК-VI
5. Проведение он-лайн регистрации участников конгресса в декабре 2019 года-январе 2020 года на сайте РОС.
Срок: 1 декабря 2019 г. – 1 февраля 2020 г.
Отв.: Секретариат РОС
6. Проведение совместного заседания Организационного и Программного комитетов VI Всероссийского социологического конгресса с обсуждением проекта Программы и научно-организационных вопросов.
Срок: 15 сентября 2020 г.
Отв.: Секретариат РОС
НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ КОНГРЕССА
Актуальность центральной проблемы VI Всероссийского социологического конгресса обусловлена современными российскими реалиями, которые характеризуются универсальным сосуществованием традиций и новаций. Никогда еще наша страна не находилась на таком сложном и комбинированном перекрестке традиций и новаций в экономике и политике, в культуре и образовании, в пространстве и во времени. Россия оказалась вновь перед выбором: вернуться к традиционному изоляционизму страны, провозглашая опасность своего существования в кольце врагов и вырабатывая новую стратегию самосохранения, или искать новаторские пути противостояния санкциям и активизации собственной деятельности.
В таких условиях обращение к традициям, стремление их возвысить, найти в них образец для подражания может сыграть новаторскую роль и подчеркнуть тем самым диалектику традиций и новаций. Об этом свидетельствуют и сами функции традиций и новаций, которые переплетаются, уходят из одного состояния, но тут же переходят в другое. Мы привыкли считать, что традиции живут и сохраняются, пока живут и сохраняются их социальные носители – социальные общности, большие и малые группы. Группы же эти, в свою очередь, живут традициями даже тогда, когда исчезают социальные институты и отношения, их порождающие. Это и есть та главная особенность традиций, которую мы определяем как силу инерции, делающую сами традиции длительными и затяжными.
Особенность всемирно-исторического процесса состоит в том, что выработанные веками и десятилетиями и укоренившиеся в определенной общественной форме традиции не исчезают одномоментно, а способны оказывать длительное и подчас героическое сопротивление наступающим на них новациям.
Однако эти еще недавно казавшиеся незыблемыми традиции в условиях XXI века быстро попадают под пресс новаций, которые возникают буквально на острие стрелы времени, в структуре и в недрах современных IT-технологий, новых коммуникаций, научно-образовательных знаний и с большой скоростью «врезаются» в традиции, ломая их и круша. В то же время эти новации, после того как были нанесены удары по традициям, начинают претендовать на превращение в нечто устойчивое и сохраняющееся какое-то время с претензией на постепенное закрепление в новых традициях. Всякая серьезная новация революционна и разрушительна по отношению к традиции. Но, добившись этой первой своей цели, она не стремится покончить с другими традициями, а нацелена на то, чтобы занять их место.
Сказанное означает, что традиция и инновация есть два взаимодействующих и взаимодополняющих механизма самоорганизации различных социальных систем – от самых простых до самых сложных. Более того, в любой социальной системе мы можем увидеть, как уживаются и в то же время ведут борьбу традиция и новация, как вторая наступает на первую и хочет изменить характер системы за ее счет.
В российском обществе традиции и новации находятся в социально неравном положении. Изучение этого социального неравенства между первыми и вторыми – задача социологической науки. Социологи способны определить, что многое зависит от того, кто и как поддерживает в одном случае новации, в другом – традиции. В этом смысле традиционно и, вместе с тем, новаторски может стоять один и тот же вопрос: что стоит за традицией, а что – за новацией?
Как полагают социологи, за традицией стоит:
стабильность, устойчивость, непрерывность, преемственность, самосохранение;
передача социального и культурного наследства от предшествующих поколений последующим;
адаптация социальных общностей и групп к господствующей социально-экономической системе и культуре;
простое воспроизводство существующего общественного строя и норм, господствующих в нем;
отрицательная обратная связь процессов внутри социальных систем, что поддерживает их структурную устойчивость;
полное соответствие основных компонентов социума друг другу;
определенная ограниченность социального пространства и замедление социального времени.
По мнению социологов, за новацией стоит:
нестабильность, неустойчивость, многовариантность, нелинейность процессов, «перерыв постепенности», новые траектории по «стреле времени», хаосизация социальной системы и ее превращение в более сложную и сверхсложную систему;
пересмотр социально-экономического и социокультурного наследства прошлого и выбор из него того, что соответствует настоящему и будущему;
усиление неполноты соответствия основных компонентов социума и возможность их качественного самоизменения и новой конфигурации социальных сил;
дезадаптация социальных общностей и групп к господствующей социальной системе и культуре, выработка ими новых социальных отношений и ценностей;
расширенное воспроизводство всех социетальных подсистем, интеграция и дифференциация социума;
положительная обратная связь, усиливающая интенсивность процессов новой структурной устойчивости в социуме;
большая открытость социального пространства, ускорение социального времени.
Как явствует из социологических исследований, традиция ответственна за функционирование, новация – за развитие. Вместе же они представляют два механизма, без которых невозможна самоорганизация простых и сложных социальных систем.
Традиции и новации глубоко конкретны и историчны. Нет традиции и новации «вообще» и «как таковых» – в таком виде они существуют только в абстракции. Особенность социологической интерпретации поставленной проблемы в том и состоит, что ее задача – выявить конкретное содержание конкретных традиций и конкретных новаций.
Перед отечественной социологией стоит задача не только исторического изучения генезиса и генеалогии традиций и новаций, но и непосредственной защиты тех традиций и новаций, того «наследства», без которого невозможно дальнейшее существование и развитие нашего общества и человека в нем.
Отношение к традиции и новации становится одной из важнейших ценностей и критерием оценки в общественном сознании перспектив общества. Социологи указывают на целый ряд ожидаемых последствий резкого расслоения российского общества на сторонников активизации традиций в жизни общества и новаторских подходов к его развитию.
Между традициями и новациями в современной России усиливаются противоречия. Эта ситуация обусловлена противоречиями между носителями, субъектами, социальными группами – сторонниками соблюдения традиций (консерваторами, традиционалистами) и инноваторами, приветствующими необходимость внедрения новаторских подходов (особенно в развитие экономики и изменение политического истеблишмента). Один из главных вопросов, стоящих перед социологами в этой связи, – вопрос о соотношении, пропорциях первых и вторых.
Проблема перед социологией состоит в определении и обосновании границы между традиционным и инновационным обществом. Причем речь идет не только об обществе в целом, но и о регионах, где соотношение традиционного и новаторского может быть совсем не таким, как в Москве.
Не менее значим этот вопрос и относительно позиции власти – к чему она тяготеет больше? Что стоит за разделом общества на традиционалистов и новаторов? Какие перспективы развития общества связаны с креном в сторону одних или других?
В целом деления на традиционалистов и новаторов многомерны по сферам своего проявления в жизни социума и в политическом, и в экономическом, и в социо-культурном, и в социально-этническом, территориальном, профессиональном и т.д. разрезе. Тем самым, тема Конгресса и подготовленные публикации по ней позволят объединить усилия социологов России, в том числе почти 5 тысяч членов РОС, работающих в рамках 39 исследовательских комитетов РОС и 74 его территориальных отделений. Доклады на Конгрессе будут объединены в научный сборник «Социология и общество: традиции и новации», который будет опубликован в электронном варианте в формате РИНЦ к началу работы Конгресса.
ВСК-VI сосредоточит внимание на социологическом содержании глобальных вызовов для России и ее регионов – таких процессов и проблем глобализации, состояние которых создает угрозы для стабильности, безопасности России и ее регионов и одновременно служит стимулом их развития. Методология социологических исследований глобальных вызовов и их восприятия странами и регионами – научный подход, значимый для многих отечественных исследований в области социологии. Он предполагает, что при изучении конкретного объекта желательно исходить из оценки его состояния и остроты проблем в контексте всех основных уровней его взаимосвязей: муниципальное объединение, регион (субъект РФ), страна (Российская Федерация), мегарегионы (СНГ, Евросоюз, БРИКС и другие), глобальное сообщество. Также предполагается плюрализм методов изучения этих взаимосвязей и интерпретаций получаемых результатов. Вместе с тем, фактическая тематика Конгресса, как обычно, будет сформирована на основе предложений Исследовательских комитетов РОС, СоПСо и других объединений социологов, а также индивидуальных предложений.
Мы обращаемся ко всем потенциальным участникам Конгресса с просьбой дать свои предложения для пленарных и специальных сессий, для секций и круглых столов. Приемлемы и предложения, не отражающие данную концепцию. Необходимо также привлечь зарубежных социологов с докладами о методологии и результатах аналогичных исследований в других странах.
Наиболее концентрированно тема Конгресса должна быть представлена на его пленарных и специальных сессиях. Желательно, чтобы заявленная научная проблематика Конгресса получила отражение также в докладах на секциях и круглых столах.
Программный Комитет VI Всероссийского социологического конгресса (г. Тюмень)
СЕССИИ
1. Эпистемологические вопросы социологического знания
Сессия ставит вопросы развития социологического знания в современном контексте: социологическое знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Изучается насколько познавательный и исследовательский потенциал современной социологии может быть расширен и углублен за счет обращения к эпистемологическим проблемам - ценностям, предпосылочным формам знания, различным типам коммуникаций. Проблемы конструктивистских подходов. Каковы современные проблемы субъектно-объектных отношений? Обсуждаются концепции субъектности в познании от Канта до современности, тренд на снижение уровня абстракции субъекта и объекта в социологии.
Как конституируется знание в современном контексте? Что мы можем познать, какими способами, какие знания мы получаем, валидно ли наше знание? Каковы развитие и судьба различных отраслей социального познания – позитивизма, интепретивизма и критического реализма; какие из методологических и эпистемологических проблем марксизма, и других больших теорий остаются значимы для современной социологии и социально-гуманитарных наук.
2. Развитие и реализация человеческого потенциала в регионах России
На сессии предполагается обсуждение следующих тем и проблем.
- Национальные проекты и актуальные проблемы развития человеческого потенциала в России;
- Проблемы развития, воспроизводства и реализации человеческого капитала на национальном, региональном и субрегиональном уровнях;
- Региональный опыт, инструменты и механизмы управления человеческим потенциалом и эффективностью его реализации;
- Опыт зарубежных стран в области накопления и реализации человеческого потенциала;
- Социологические подходы к анализу, измерению и оценке человеческого потенциала (структура, уровни, индикаторы и т.д.);
- Человеческий потенциал и ценностно-мировоззренческие установки населения, социальный капитал;
- Проблемы мониторинга процессов накопления и реализации (использования) человеческого потенциала на национальном, региональном и субрегиональном уровнях;
- Человеческий потенциал и социальное неравенство (социально-экономические, социально-трудовые, демографические, территориально-пространственные и другие аспекты);
- Человеческий потенциал и человеческий капитал: общее и особенное;
- Роль социальных институтов в развитии и реализации человеческого потенциала.
3. Сообщество профессиональных социологов: Дезурбанизационная миграция в России и развитие человеческого капитала на малых территориях
Обсуждаются проблемы развития и перспективы внегородских территорий РФ, состояние сельских поселений и малых городов. Презентуются и анализируются результаты многолетних исследований этих процессов, проводившихся междисциплинарным коллективом Угорского проекта по грантам РФФИ и РНФ.
На сессии предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Теоретическая концепция дезурбанизации. Жизнь после города и ее инварианты. Общество потребления и его альтернативы;
- Человеческий капитал во внегородских пространствах России;
- Экология, природопользование как факторы;
- Движение «дальних дач»: социология, социальная география, демография;
- Панорама экологических поселений;
- Историческая память в контексте дезурбанизация. Восстановленные усадьбы как драйверы внегородского развития;
- Экономика знаний и образование вне города. Концепции, проекты и практики;
- Дезурбанизация: модернизация и/ или архаизация.
4. Социальное неравенство и социальная справедливость
На сессии планируется обсудить проблемы:
- Теоретико-методологические проблемы исследований социальной справедливости. Что считать справедливым/несправедливым и как измерить?
- Типы социальной справедливости (дистрибутивный, меритократический или процедурный) в российском общественном сознании;
- Социокультурные основания представлений о социальной справедливости, их связь с ценностными системами;
- Социоструктурные основания представлений о социальной справедливости. Социальная справедливость как часть классового сознания;
- Справедливость/несправедливость в повседневности: субъективный опыт переживания справедливости/несправедливости, его связь с общими представлениями;
- Сколько может быть справедливостей? Представления о социальной справедливости в различных социальных группах;
- Российские исследования социальной справедливости в международном контексте.
5. Студенческая социология: темы, проблемы, результаты
В работе сессии примут участие студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры, проходящие обучение на социологических факультетах и кафедрах и имеющие опыт проведения социологических исследований.
На сессии планируется обсудить презентации исследований, проведенных студентами-социологами при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.
Задача сессии – способствовать развитию исследовательского потенциала студентов-социологов, определить наиболее привлекательные исследовательские направления, определить новые методологические возможности, которые могут применяться в студенческих исследованиях.
6. Образование и рынок труда: социальное поведение молодежи
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:
- Соответствие функционирования образовательной сферы, потребностей рынка труда и социального поведения молодежи;
- Привлекательность профессий: престиж, общественная значимость, материальное вознаграждение;
- Ориентации молодежи на уровни образования: динамика десятилетия;
- Демографическая ситуация и конкурс в образовательные организации;
- Прогнозирование спроса и предложения на рынке труда для потребностей профориентационной работы;
- Устремления, планы и реальность: формирование образовательных и профессиональных траекторий в социальных группах молодежи;
- Факторы успешности в сфере образования и на рынке труда;
- Региональные особенности трудоустройства и молодежной безработицы.
7. Социальная безопасность в эпоху цифровизации
Влияние цифровых технологий на повседневную жизнь человека с каждым годом усиливается. Эффект от цифровизации (процесс, в ходе которого компьютерные технологии проникают во все сферы жизни, начиная от изобретательства и заканчивая потреблением) ожидается не только в экономической (рост производительности труда, количества рабочих мест в смежных отраслях, ускорение темпов развития малого и среднего бизнеса), но и в социальной (снижение уровня бедности, стоимости массового образования, негативного влияния на окружающую среду; сокращение уровня преступности; повышение доступности и качества медицинского обслуживания и др.) сферах общества. Однако, несмотря на декларируемые в перспективе положительные эффекты, имеются сомнения в достижении быстрых и качественных изменений в российском обществе.
Объектом социальной безопасности традиционно выступают социальные общности и отношения между ними, слои, группы, личность, а также жизненно важные права и свободы в социальной сфере. По мере изменения условий развития общества в условиях процесса цифровизации субъекты и объекты социальной безопасности могут меняться.
На сессии планируется заслушать доклады и обсудить проблемы современного общества по следующим направлениям:
- Цифровое преобразование общества в футуристической перспективе;
- Цифровое неравенство российских регионов как угроза социальной безопасности;
- Достойный труд в условиях цифровизации России: мечты и реальность на грани выживания;
- Цифровизация сознания и культуры в контексте социальной безопасности;
- Отцы и дети: цифровой конфликт поколений;
- Молодежь в сетевом обществе: виртуальное и материальное;
- Социальный контроль в обществе потребления как условие обеспечения безопасности населения;
- Цифровизация преступности как угроза национальной безопасности.
8. Субъективное благополучие в России и ее регионах
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:
- Теоретические и подходы к исследованию субъективного благополучия;
- Методики измерения субъективного благополучия;
- Сравнительный анализ субъективного благополучия в России и других странах мира;
- Динамика субъективного благополучия в России;
- Сравнительный анализ субъективного благополучия в различных регионах РФ;
- Потенциал роста субъективного благополучия в России;
- Взаимосвязь между субъективным благополучием, ценностями и социальным капиталом.
9. Социальные основания «консервативного поворота» в Европе и России (на материалах кросс-страновых опросов)
Данная сессия посвящена изучению недавнего всплеска консервативных настроений, в Европе и России, которые мы связываем с изменением определенных ценностей и аттитьюдов, исследуемых на материалах кросс-страновых опросов (Европейского исследования ценностей/ Всемирного исследования ценностей/ Европейского социального исследования). В фокусе сессии – консерватизм, патриотизм, отношения к мигрантам, феномен ценностной поляризации.
На сессии предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Ценностная поляризация в Европе и ее политические последствия;
- Влияние роста патриотизма на оценку работы политических институтов по материалам опроса VII волны Всемирного исследования ценностей;
- Трансформация отношения к мигрантам в России по материалам Европейского исследования ценностей/ Всемирного исследования ценностей c 1990 по 2017 г.;
- Консервативный поворот в России после 2012 года: по материалам Европейского социального исследования;
- Моральные и политические установки молодых россиян по материалам EVS, 2008-2017.
10. Становление отечественной социологии управления и организаций: актуальные проблемы теории и практики
На специальной Сессии Российского общества социологов (РОС) предполагается обсуждение следующих тем/ проблем:
- Состояние и перспективы социологии управления и организаций как учебной и научно-исследовательской дисциплины: оценка ее статуса в науке об обществе, проблема выработки общих требований с позиций ВАК;
- О проблемном поле, предметной области и методах исследований в отечественной социологии управления и организаций: экспертные оценки достижений и нерешенных вопросов (в монографиях и других публикациях);
- Актуальные направления и опыт социологических исследований проблем управления и организаций в контексте реализации 12-ти «прорывных» проектов в регионах/ субъектах РФ;
- Социальная инженерия и вопросы цифровизации «обратной связи» в отечественных и зарубежных системах с управлением;
- Семиосоциопсихологическая парадигма в исследовании проблем социологии управления и организаций;
- Институционализация социологии управления и организаций в учебной, научно-исследовательской и других практиках, обусловленная остротой решения проблем стратегического развития РФ и ее регионов (тема для обсуждения в формате «Круглого стола»).
11. Помним, гордимся: молодежь России о Великой Отечественной войне и патриотическое воспитание молодежи
На сессии предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Ментальность и культурная память народа;
- Молодежь России о событиях и последствиях Великой Отечественной войны;
- Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной молодежи;
- Историческая память и конструирование национальной идентичности;
- Тыл и фронт: воспоминания современников Великой Отечественной войны;
- История Великой Отечественной войны в зеркале устной истории: повседневные аспекты нарративов. Oral history как направление и как метод изучения истории Великой Отечественной войны;
- Семейный архив и история малой родины. Бессмертный полк. «Места памяти» на карте России. Проблема сохранения памятников;
- Ценности патриотизма в контексте проблем социализации молодежи: опыт различных социальных институтов;
- Пропаганда патриотизма в молодежной аудитории: к проблеме генезиса традиции (опыт использования материалов по Великой Отечественной войне в преподавании гуманитарных дисциплин, участие студентов в опросе по Великой Отечественной войне, художественная литература в системе патриотического воспитания, подготовка научных публикаций и т. д.);
- Забвение: вандализм по отношению к памятным местам, наградам. Черные копатели;
- Деятельный потенциал культурной памяти учащейся молодежи: участие в эстафете добрых дел, творческие работы студентов;
- Опыт Российского общества социологов по изучению отношения студенчества страны к событиям Великой Отечественной войны. Роль социологических исследований в патриотическом воспитании.
12. Управление и самоуправление в городах и регионах России: проблемы, реформы, социальные технологии
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:
- «Стратегическое планирование» и самоуправление;
- Управление и самоуправление в городах и регионах и вертикализация власти;
- Социальная диагностика и социальные технологии: проблемы качества инструментария.
13. Сравнительные межстрановые исследования – особенности методологии
На сессии планируется обсудить проблемы:
- Методологические особенности сравнительных исследований по сравнению с однообъектными исследованиями и исследованиями лонгитюдными;
- Особенности проведения сравнительных исследований на постсоветском пространстве;
- Кросс-культурные, межрегиональыне и межстрановые исследования – методологические и аналитические особенности;
- Участие России в крупнейших трендовых сравнительных исследованиях – ESS, WVS/ EVS, ISSP, Pew Research surveys и других;
- Роль сравнительных межстрановых исследований – научная, прикладная, информационная;
- Сравнительные исследования проблем социальной структуры, социальное мобильности, человеческого капитала;
- Сравнительные исследования социальных неравенств, типов социальных государств и системы социальной поддержки;
- Сравнительные исследования политических процессов;
- Сравнительные исследования жизненных установок и ценностей.
В работе секции примут участие исследователи, которые вовлечены в процесс организации сравнительных исследований и анализа данных подобных исследований.
СЕКЦИИ |
1. Власть, элиты, общество: динамика перемен
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):
- Мировая элита: векторы перемен;
- Трансформация современной элиты: зарубежный опыт и российские практики;
- Региональные элиты России: что изменилось?.
- Городские элиты: векторы перемен во взаимодействии с регионалами;
- Локальные элиты в малых российских городах: динамика перемен;
- Представительная власть: акторы и мотивация;
- Неформальные практики власти: что изменилось за последнее десятилетие?
- Рекрутирование муниципальной власти: исполнители или лидеры?
- Хочет ли общество взаимодействовать с властью: конфликтность нарастает?
2. Социальная коммуникация как отражение и катализатор современных социальных процессов
На секции планируется обсудить следующие темы и проблемы:
- Публичная политика и социальная коммуникация;
- Современная социокультурная среда как платформа народного вече;
- Современные информационные войны (коммуникативные механизмы, циркулирующие смыслы, роль социальной науки);
- Дети, подростки, молодежь в современной социокультурной среде;
- Современные масс-медиа (проблемы социальной эффективности, методы изучения, аудитория);
- Научные концепции об оптимальных способах коммуникативных взаимодействий (критический анализ);
- Интернет как сфера коммуникативных взаимодействий: социальные сети, блоги, сайты, компьютерные игры и т.д. (критический анализ);
- Социальная коммуникация как предмет изучения в современной системе образования (учебные дисциплины, учебники, программы, задачи обучения).
3. Девиантность и социальный контроль в обществе постмодерна
Современное общество постмодерна (постсовременное, постиндустриальное) характеризуется процессами (глобализация, массовая миграция, виртуализация, фрагментаризация, консьюмеризация, «ускорение времени» и др.), которые влияют на все социальные феномены, включая различные проявления девиантности (преступность, терроризм, наркотизм, пьянство, суицид и др.). Привычные формы социального контроля над девиантностью оказываются не эффективными. Изучение современных проявлений девиантности и повышение эффективности мер социального контроля имеют теоретическую и практическую значимость.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Как особенности общества постмодерна влияют на различные девиантные проявления;
- Тенденции преступности в современном мире и в России;
- Стратегия и тактика антинаркотической политики;
- Стратегия и тактика антиалкогольной политики;
- Девиантность подростков и молодежи в реальном и виртуальном мире;
- Тенденции суицидального поведения в мире и в России;
- Харасмент – девиация или «норма»?
- Теория рестриктивного социального контроля;
- Психология девиантного поведения;
…
4. Гендерный форсайт-2020: социальные ресурсы, динамика и смена гендерного порядка
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Что представляют собой гендерные ресурсы, их социальный потенциал возможности использования и воспроизводства в условиях глобализации;
- Российский гендерный форсайт и социгендерные отношения: изменения и последствия;
- Трансформация гендерных норм и гендерной этики: куда ведет социум «без пола»;
- Гендерные дискриминации и права личности;
- Гендер–общество-семья: реалии и прогнозы;
- Родительство-отцовство-материнство: что меняет новый гендерный порядок.
5. Социокультурный ландшафт современного российского села: многообразие форм и проявлений
На секции планируется обсудить проблемы:
- Аграрная социология: транзит от советской к российской;
- От «Продовольственной программы СССР» к «Стратегии устойчивого развития сельских территорий» Российской Федерации: мониторинг и прогноз;
- Социокультурный ландшафт современного российского села: через сохранение традиционного к инновационному;
- Сельский образ жизни: перекресток цивилизаций и эпох в прошлом и настоящем;
- Сельский образ жизни: от традиционализма к постмодернизму или трансмодернизму?
- Горожане и селяне: общее и особенное в мировоззрении и образе жизни;
- Потенциал развития сельских территорий;
- Сельские поселения России: прогресс/ регресс?
- Политический ландшафт российского села;
- Российское село: на землю без народа придут народы без земли?
- «Федеральный сельсовет» как субъект аграрной политики. «Программа укоренения российского народа»;
- Лоббизм в АПК;
- Аграрная программа Московского экономического форума;
- ВТО как инструмент мировой аграрной политики;
- ВТО как фактор аграрной политики России;
- Продовольственная безопасность: от мифологизации к объективным оценкам;
- ГМО: позиции науки, производителей, торговли, потребителей;
- Социальная работа в сельской местности;
- Сельский туризм как форма диверсификации занятости;
- Религиозность сельского населения;
- Мигранты в селах России;
- Сельская школа: результаты реформы;
- Современный сельский учитель: портрет без ретуши;
- Аграрные СМИ как субъекты аграрной политики;
- Село как фактор сохранения менталитета российских народов;
- Особенности избирательных кампаний в сельской местности;
- Бедность по-деревенски;
- Кадровый потенциал современной деревни;
- Социально-демографические проблемы современного села;
- Родовые поместья как новый формат сельской жизни;
- Проблемы аграрных вузов: чему и как учить?
- ФАО и обязательства России;
- Духовность русского крестьянства как дискуссионная проблема;
- Усыновления и опека в современной деревне;
- Аграрный рынок труда: проблемы и перспективы;
- Проблема оптимизации высшего аграрного образования в России;
- Аграрные проблемы в развитых и развивающихся странах;
и другие темы, которые будут предложены в процессе подготовки секции.
6. Экосфера: традиции и инновации как основа нового качества жизни в регионах
На секции планируется обсудить проблемы:
- Социально-экологические основы качества жизни в России и за рубежом;
- Сценарный подход к прогнозу социально–экологической модернизации в регионах России;
- Методология современной социальной экологии и методы экосоциологии в практике регионов;
- Социально-экологические реалии современной России после Года экологии (2017);
- Возможна ли в России экологическая катастрофа? (на основе анализа социальных практик в регионах);
- Экологический императив академика Н.Н. Моисеева как основа технологического прорыва;
- Экологическая культура, образование и просвещение в прошлом и настоящем;
- Роль экологических партий и движений в духовно-нравственном воспитании молодежи.
7. Витальность языка: социолингвистический аспект
Проблемы для обсуждения:
- Продолжительность жизни языка: факторы и условия;
- Неравенство языков;
- Языковая политика;
- Поддержка и сохранение языка;
- Возрождение языка;
- Смерть языка: Катастрофа реальная или мнимая?
- Языковой империализм: Миф или реальность?
- Билингвизм и мультилингвизм как модули существования языков;
- «Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств»;
- «Экология языка» как научная когнитивная метафора.
8. Теоретические и практические проблемы формирования, функционирования и развития коллективного субъекта деятельности
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Логика и проблемы формирования организации и организационных отношений;
- Проблемы формирования и логика развития организационной культуры;
- Критерии, признаки и теоретические модели развития организаций;
- Диагностика организационных отношений в организации.
9. Социальный институт медицины и здоровье россиян в условиях глобальной цифровизации социума
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Эволюционная трансформация социального института медицины в условиях глобальной цифровизации социума (в русле социологии медицины)
- Социологическое осмысление трансформационных процессов в современном здравоохранении;
- Цифровое будущее медицины;
- Интернет-пространство как поле медико-социологических исследований;
- Социология медицины в изменяющихся условиях современности: проблемы и перспективы развития;
- Медицинское образование в цифровую эпоху: новая реальность и смена профессиональных парадигм;
- Врач и пациент в начале XXI века: вызовы времени и новые возможности для взаимодействия.
- Стратегии и методы обеспечения здоровья россиян: от традиционных к новаторским (в русле социологии здоровья и здравоохранения)
- Здоровье населения как главный компонент человеческого потенциала;
- Трансформация жизненных ценностей в сфере здоровья у различных категорий населения;
- Социально-экономические и поведенческие факторы здоровья и благополучия россиян;
- Экологический фактор здоровья в контексте традиционного и современного подходов;
- Социально-экономические и психологические аспекты формирования здорового образа жизни в условиях модернизации российского общества;
- Здоровье подрастающего поколения - проблемный ресурс современного российского общества.
10. Социальные движения, коллективные действия: новые солидарности в современном обществе
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Социальные движения: субъектность, виды, конструирование смыслов, практики в современном российском обществе;
- Типы социальных движений и их порождающая среда. Социальная база и рекрутинг;
- Социальные движения, коллективные действия: вопросы теории и практики;
- Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды;
- Социальное неравенство (экономическое, образовательное, гендерное и т.д.) как фактор новых солидарностей. Модернизация образования и коллективные действия;
- Как возможны коллективные действия, и в каких формах они выражаются в условиях современного российского общества?
- Массовый протест и его формы в России. Фазы развития российского экологического движения, движений за права человека, феминистические и т.д.;
- Индивидуализм и солидарность в новых гражданских движениях. Активизм, коллективные действия, новые солидарности.
11. Общество-технологии-инновации: возможно ли взаимопонимание?
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):
- Основные мировые тренды технологического развития и социокультурная безопасность: риски, вызовы, ответы;
- Техника и социотехнические системы: на пути к «конструированию» будущего;
- Технологическая гонка и Четвертая промышленная революция;
- Индустрия 4.0, Интернет Вещей: как изменится общество?
- Техника и гендер: динамика представлений;
- Техносфера и социум: особенности взаимодействия;
- Академическая и профессиональная мобильность современного инженера. Вынужденная миграция в инженерной профессии;
- Этнографическая перспектива техники;
- Высшее техническое образование в контексте новых технологических трендов;
- Социальная оценка техники как социогуманитарная экспертиза.
12. Старшее поколение
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):
- Пожилая семья: структурное и содержательное изменение;
- Социальное самочувствие пожилого населения (на материалах Иркутской области);
- Введение социального страхования в интересах пожилых;
- Качество жизни старшего поколения;
- Онлайн–обучение в старшем возрасте;
- Хрупкий пациент гериатрии как социальный конструкт;
- Особенности социальной реабилитации пенсионеров-инвалидов;
- Социализация пожилых в управленческом аспекте;
- Социальные риски и ресурсы религиозной социализации старшего поколения современного российского общества;
- Cубъективное благополучие пожилых инвалидов в доме-интернате;
- Пожилые осужденные в современной России.
13. Социология политики
В современной социологии политики весьма актуальными стали исследования общественного сознания и социального поведения индивидов, тех потребностей, мотивов, установок и ценностей, которые это поведение определяют и влияют на особенности взаимодействий граждан и различных социальных общностей с государством. В современном российском обществе есть запросы и на сохранение традиций, и на обновление, на новации и инновации в сфере экономики и государственного управления. На секции предполагается обсуждение результатов исследований и исследовательских гипотез о связи этих запросов с реальным социальным поведением российских граждан, о возможностях реализации этих во многом противоположных запросов в развитии общества и государства.
Проведение секции «Социология политики» имеет также целью привлечения внимания социологического сообщества к проблемам и исследованиям этого научного направления, а также консолидацию научного сообщества в этой области социологической науки.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Внутриполитическая повестка дня, чем она определяется и на что направлена в современной России;
- Формирование российской идентичности, роли государства и гражданского общества в этом процессе;
- Формирование гражданского общества в современной России и необходимых для этого качеств граждан;
- Процессы институционализации элит, их потенциалы развития партийно-политической системы и осуществления социальных и политических инноваций;
- Молодежь как субъект политики, ее гражданская и политическая активность и потенциал осуществления социальных и политических инноваций;
- Политические практики современной молодежи в цифровом пространстве;
- Коммуникация в сети Интернет как инструмент политического процесса и последствия его использования политическими лидерами и лидерами общественного мнения;
- Запрос на справедливость и проблемы его реализации в российском обществе и государстве;
- Политическая культура российского общества и ее потенциал в поддержке традиций и инноваций в современной России;
- Социокультурные факторы развития институтов публичной политики, модернизации экономики, государственного управления и социальной жизни России;
- Социальные и политические последствия реформирования России в постсоветский период и необходимость их учета при планировании и внедрении социальных и политических инноваций;
- Сосуществование в современном российском обществе советских и постсоветских ценностей и их воздействие на политический процесс.
14. Развитие конфликтологии, как гуманитарной дисциплины
На секции планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):
- Специфика конфликтологии, как гуманитарной дисциплины;
- Социальные инновации и конфликты: конструктивный механизм развития человека, общества и государства;
- Конфликтология в вузе: проблемы и перспективы;
- Средства и методы диагностики конфликта;
- Конфликтологическая компетентность: проблемы формирования мышления управленцев;
- Сообщество конфликтологов в России: самоорганизация и профессиональное самоопределение;
- Политологические и социологические методы в конфликтологии;
- Системомыследеятельностный подход в российской конфликтологии;
- Содержательно-генетическая логика в конфликтологии;
- Теоретические выходы из конфликта и проблемы практики;
- Критерии оценки деятельности конфликтолога;
- Профессиональный стандарт «Конфликтолог».
15. Социология цифрового общества
Сегодня весь мир переживает очередной этап информационно-коммуникационной революции, связанной с цифровизацией всех сторон жизни. Спектр оценок, последствий цифровизации для общества в целом и отдельного человека достаточно широк: от восторженного оптимизма до сдержанного пессимизма. Очевидные вопросы, которые не могут не беспокоить, связаны с тем, каковы последствия этого процесса, как изменится в связи с этим жизнь человека, общества и государства, к чему готовиться и чему учить подрастающее поколение. Научное сообщество отреагировало появлением феномена «цифровая социология», что, бесспорно, свидетельствует о расширении предметного поля исследователей-социологов. На данный момент ученые ведут содержательные дебаты относительно границ этой предметной области, однако, ни единого определения, ни теоретико-методологической базы не выработали. Вопросов остается больше, чем ответов. В частности, может ли новый термин «цифровое общество» заменить термин «информационное общество» или это принципиально новый феномен? Изменились и методы социологических исследований, широко используются интернет-исследования, но возникает вопрос их корректности. В этой связи предлагаемая секция «Социология цифрового общества», бесспорно, вызовет отклик у представителей научного сообщества и будет располагать к продуктивному диалогу и прикладным результатам.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, вопросов:
- Трансформация цифрового общества: как изменяется государство, бизнес, человек? Социальные последствия применения цифровых технологий в разных сферах жизни общества (политика, экономика, образование, культура, здравоохранение);
- Цифровая среда как источник новых рисков;
- Цифровой суверенитет страны и приватность личности в условиях транспаретности. Безопасность человека, государства и общества в глобальном коммуникационном пространстве;
- Навыки жизни в цифровой среде. Компетентность в применении цифровых технологий;
- Цифровой этикет как ключевой фактор обеспечения информационной и личной безопасности;
- Тенденции цифрового неравенства/равенства в современном мире;
- Цифровая социология или социология цифры? Как происходит изменение предметного поля социологии в новых условиях?
- Использования технологий сбора, обработки и анализа интернет-данных и материалов социальных сетей в исследовании цифрового общества.
16. Интернет и социальные трансформации
На секции предполагается обсуждение следующих проблем:
- Методические аспекты изучения социальных трансформаций в контексте развития системы онлайн СМИ;
- Инновационные модели поведения аудитории новых медиа;
- Медиатизация традиционной профессиональной деятельности и появление новых профессиональных групп;
- Цифровая экономика и инновации в государственном секторе;
- Проблемы институционализации онлайн бизнеса и формирования онлайн рынков;
- Глобальные и локальные тенденции развития Интернет-коммуникаций;
- «Большие данные» как социальные возможности и риски.
17. Социология культуры: вчера, сегодня, завтра
С середины 1980-годов стало расти понимание того, что культура является не только и не столько сферой художественного творчества, художественной рефлексии, но, прежде всего, формой тесной взаимосвязи самых разнообразных форм поведения индивидов и групп с ценностями и их иерархическими конфигурациями в общественном сознании акторов.
Россия мультикультурна, но ее мультикультурализм отличается от западной модели, он исторически дуалистичен и поликонфессионален. На широких российских просторах много веков уживались разные народы, исповедовавшие разные религии, но их всегда объединяла единая духовно-культурная близость и приверженность исторической памяти предков, любовь к своей Родине. Российская культура многообразна, но она представляет собой единое целое, в этом заключается ее самодостаточность и самобытность. При несомненной российской специфике непреложно, что выход из конфликтности – поставить во главу угла не что иное, как культуру, что даст возможность покончить с разобщенностью, уверенно вывести Россию на путь достойного общецивилизационного развития. Ничто другое, кроме первенства культуры, не решит стоящие перед российским обществом проблемы. Сегодня духовную угрозу культурно-информационному пространству России представляет целый ряд факторов, среди которых: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей традиционной культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения, стилей жизни и др.
Цель круглого стола – привлечение внимания научной общественности к проблемам эволюции российской культуры, осмысление новых форм межкультурного диалога и гуманизации международных и внешнеэкономических отношений, обсуждение необходимости формирования государственной миграционной политики в контексте культуры принимающего общества.
На секции планируется обсуждение следующих тем и вопросов:
- История становления и статус социологии культуры в отечественной науке;
- Проблемы состояния культуры различных групп населения в современной России;
- Новые смыслы государственной миграционной политики в области культуры;
- Культура как механизм гуманизации международных и внешнеэкономических отношений;
- Современные проблемы культурной безопасности России;
- Традиции и новации в духовной жизни российского общества: за и против;
- Своеобразие мультикультурализма в современной России;
- Новые подходы к социологическому изучению российской культуры;
- Научно-технического прогресс и его влияние на современное состояние культуры в РФ;
- Патриотизм как форма духовной культуры;
- Актуальные вопросы исследования корпоративной культуры;
- Духовные ценности современной российской молодежи.
18. Межэтнические отношения в социокультурном контексте
На секции планируется обсудить проблемы:
- Межэтнические отношения в России в контексте новых вызовов;
- Российская гражданская идентичность – цели и реальность;
- Этническая, региональная, локальная идентичности – трансформации и кейсы;
- Языковая политика, дискурсы и практики: этноязыковые противоречия и межэтнические отношения;
- Этнически маркированные социальные неравенства;
- Этнокультурное многообразие: сохранение или развитие?
XVI Всероссийская научно-практическая конференция по межрегиональной программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов» на тему «Новые тенденции социокультурной эволюции в регионах России»
- Общество благосостояния, его социальное качество и сетевые индикаторы в регионах: концепция, типология состояний, способы повышения;
- Развитие человеческого капитала и национальные проекты;
- Модернизация – способ снижения экстремальных неравенств доходов, нищеты и бедности в регионах;
- Гуманизация брендинга российских регионов;
- Проблемы «укорененности» (соотношения аффилиации-автономизации) индивидов, социальных групп и страт в региональных сообществах и обществе на современном этапе развития российской цивилизации.
20. Традиционные vs инновационные механизмы формирования профессиональной деятельности
На секции планируется обсудить следующие проблемы:
- Профессиональные династии в современной России;
- Мировые тенденции развития современных профессий;
- Актуальность традиционных профессий;
- Социально-демографические основы трансформации классических профессий в России и за рубежом;
- Сценарный подход к прогнозу профессиональной модернизации в регионах России;
- Технологические основания развития новых профессий;
- Возможные перспективы узкопрофильных специалистов: профессиональный подъем или кризис;
- Исторические предпосылки развития различных профессий;
- Психологические (психоэмоциональные) основы выбора той или иной профессиональной сферы.
21. Состояние трудовых отношений в России и их влияние на развитие отечественной экономики
Секцию «Состояние трудовых отношений в России и их влияние на развитие отечественной экономики», ВСК-VI предлагается посвятить проблемам трудовых отношений, которые начали складываться в России после перехода экономики страны на рыночные основания. Многочисленные исследования социологов и экономистов свидетельствуют, что в настоящее время трудовые отношения не соответствуют требованиям развития экономики, технологического и социального развития страны.
Научная оценка сложившихся трудовых отношений, глубокий анализ зарубежного опыта в этой сфере, выработка рекомендаций по развитию этих отношений до уровня социального партнерства имеют сегодня особую актуальность.
Ниже приводится подготовленная Научно-исследовательским комитетом РОС «Социология труда» программа работы секции и круг проблем, которые могут быть при этом затронуты.
- Проблематизация концептуального поля исследования трудовых отношений: глобальный и российский контекст. Особенности формирования в России трудовых отношений и их отличие от трудовых отношений в развитых странах Евросоюза и США. Соответствие законодательства в сфере трудовых отношений и социального партнерства действующей Конституции РФ, интересам субъектов этих отношений и практике законодательства развитых стран Евросоюза и США;
- Возможности классового подхода для анализа трудовых отношений в нестабильном социуме. Общее и различное в положении рабочего класса СССР и современной России; рабочего класса развитых западных стран и современной России. Критерии отнесения к рабочему классу, его признаки, классовая идентичность рабочих в постиндустриальном обществе. Рабочий класс или прекариат?
- Состояние сотрудничества государственных органов власти с Международной организацией труда (МОТ) и опыт внедрения на предприятиях, в организациях и в законодательстве России ее рекомендаций. Степень влияния государственных органов власти на реализацию требований трудового законодательства, направленных на развитие социального партнерства на предприятиях, а также на осуществлении действенного государственного контроля над соблюдением требований трудового законодательства (например, по своевременной выплате заработной платы). Роль Федеральной системы прокуратуры, Следственного комитета РФ, Судебной системы России, а также Государственной инспекции труда РФ в укреплении правовой культуры и соблюдения трудового законодательства на промышленных предприятиях страны;
- Роль профсоюзных организаций в развитии социального партнерства. Доверие к деятельности профсоюзов со стороны работников предприятий. Целесообразность сохранения местопребывания профсоюзных комитетов на территории предприятий. Возможность и условия для создания независимых от администрации профсоюзных организаций вне предприятий с допуском на территорию предприятий. Проблемы самоорганизации граждан в профессиональной сфере. Роль профессиональных сообществ в защите профессиональных интересов членов сообщества. Солидарность, доверие, роль гражданских инициатив и профессиональных сообществ в развитии социального партнерства;
- Нарушение трудовых прав и трудовые конфликты в России: их распространенность, формы, динамика, результативность. Основные причины и источники социальной напряженности и конфликтов, возникающих между сторонами трудовых отношений. Роль органов власти и профсоюзных организаций в разрешении конфликтов. Силовые и мирные способы разрешения трудовых конфликтов. Формы мирного разрешения трудовых конфликтов (собрания, конференции, согласительные комиссии и пр.);
- Уровень бедности среди работников производственной и непроизводственной сферы. В какой степени обоснованы и соответствуют материальному положению наемных работников и современным научным рекомендациям используемые в трудовом законодательстве показатели «Прожиточный минимум» и «Минимальный размер оплаты труда»;
- Методы управления персоналом на российских предприятиях; их соответствие принципам социального партнерства. Способствуют ли постулаты «эффективного менеджмента» развитию идентификации персонала с целями и задачами предприятия и его приверженности предприятию;
- Состояние условий труда и безопасности производственных помещений и отдыха работников. Контроль за состоянием здоровья работающих. Диспансеризация персонала предприятий;
- Самоопределение и профориентация молодежи в условиях общества риска и прекариатизации российского социума. Профессионально-трудовые ориентации школьников, учащихся СПО и студентов вузов. Роль семьи в процессе формирования трудовых установок современной молодежи. Организация на предприятиях подготовки молодых специалистов к занятию руководящих должностей и к управлению персоналом. Трудовые ценности современной рабочей молодежи. Молодые рабочие современной России: жизненный путь, жизненные стратегии и модели трудового поведения;
Примечание: В рамках этой темы работы секции запланирована презентация книги: «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса» – отв. Т.В. Гаврилюк (г. Тюмень); - Проблемы труда и занятости старших поколений в России. Пенсионная реформа и качество трудовых ресурсов, развитие системы переподготовки и повышения квалификации рабочих предпенсионного возраста;
- Подготовка рабочих кадров для экономики шестого уклада: позитивный опыт и риски. Развитие трудового потенциала российских работников в условиях цифровой экономики.
22. Социология дополнительного и непрерывного образования
Состав и функции дополнительного и непрерывного образования. Что такое дополнительное и непрерывное образование взрослых; Становление непрерывного образования в России; Централизованная система дополнительного и непрерывного образования в Советском Союзе; Функции, виды и навыки дополнительного и непрерывного образования взрослых; Как образование помогает взрослым; Виды непрерывного образования - формальное, неформальное и досуговое образование; Навыки, знания и компетенции как результат непрерывного образования.
Как обучают взрослых за рубежом: обзор международных практик. Лучшие международные практики; Скандинавский опыт высших народных школ; Непрерывное образование как признак качества государственного управления.
Современное состояние сферы дополнительного и непрерывного образования в Российской Федерации. Структура дополнительного и непрерывного образования; Постсоветская трансформация; Виды программ дополнительного и непрерывного образования взрослых; Мотивы, препятствия и стимулы участия взрослых в образовании; Учебные организации для взрослых; Корпоративное образование; Обновление навыков — неизбежная часть профессиональной карьеры.
Электронные образовательные ресурсы — новые форматы в образовании взрослых. Он-лайн и дистанционное образование. Машинное обучение и искусственный интеллект; Образование, учеба и качество жизни.
23. Риск: проблемы адаптации к инновациям трансформирующегося общества
Системная трансформация новейшего времени обусловливает возникновение в общественной жизнедеятельности «зон» неопределенности и риска. Субъектами адаптации к ним выступают социальные институты, территориальные и иные общности, семьи и индивиды. Специфика ресурсов каждого из субъектов в значительной степени определяет стратегии и успешность адаптации к меняющейся реальности. Обсуждение в целевом научном сообществе теоретических и практических проблем социологии риска, включая управленческий аспект, имеют теоретическую и практическую значимость.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Институциональные и личностные риски современной российской повседневности: управление, социальная защита, адаптация;
- Безопасность, уязвимость, приемлемый риск в восприятии различных категорий населения;
- Реабилитация территорий и населения после бедствий и чрезвычайных ситуаций: субъекты, объекты, практика;
- Социальная ответственность предпринимательства в системе «природа-общество»: проблема минимизации рисков;
- Измерение риска в социологии: методология, методика, техника.
24. Современная социология физической культуры и спорта (режим on-line)
Место проведения: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Физическая культура и спорт в зеркале социологии;
- Социально-философские, экономические и правовые аспекты физической культуры и спорта;
- Физическая культура и спорт в системе образования;
- Спорт и политика;
- Общественное здоровье: содержание, критерии, способы формирования;
- Ценностный потенциал физической культуры и спорт.
25. Ребенок в высокотехнологичном обществе: конфликт традиций и новаций
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Доступ детско-подростковой аудитории к институтам образования и развития, здравоохранения и культуры в условиях технологизации общества;
- Информационная среда современного детства;
- Новые формы научного просвещения и социализации детей;
- Парадоксы взросления: конфликт традиций семейной социализации и инноваций открытого общества;
- Влияние новых медицинских технологий на детей и детско-родительские отношения, биосоциология детства.
26. Социология повседневности
На секции планируется обсудить следующие проблемы (в рамках которых предлагается заслушать отдельные доклады и сообщения):
- Проблемное поле социологии повседневности. Проблема повседневности/ не повседневности. Что считать повседневностью, а что нет;
- Качественные методы в исследованиях повседневности. Проблема достоверности и верификации данных;
- Повседневность и власть. Механизмы моделирования повседневности; динамика норм/ аномалий в повседневности. Проблема формирования и регулирования повседневности. Какие области повседневности регулируются, а какие более автономны от власти и общества;
- Советский быт как объект социологического анализа;
- Индивидуально-семейные практики выживания и приспособления в разных, исторически обусловленных обстоятельствах:
- «Квартирный вопрос только испортил их…». Быт и повседневность в 20-30-е гг. в СССР;
- Великая Отечественная война и повседневность;
- Эпоха застоя и повседневность;
- «Лихие девяностые» и повседневность.
- Современные ритуалы и повседневность;
- Повседневность и медиатехнологии;
- Повседневность и пища: социокультурные аспекты;
- Повседневность в эпистолярных коммуникативных практиках советских людей;
- Вестернизация советского быта в постперестроечный период.
27. Процесс трансформации институтов семьи, брака, родительства в России
В последние десятилетия институт семьи меняется стремительно и вызывает бурные споры среди ученых относительно характера и направленности этого процесса. На секции будут обсуждаться вопросы теоретического характера, тенденции развития семьи в России, региональные и структурные особенности развития институтов брака, семьи и родительства.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Новые теоретические подходы и понятия для анализа динамики института семьи в России;
- Поведение и установки молодежи в брачно-семейной сфере;
- Тенденции развития родительства;
- Региональные и структурные особенности развития институтов брака, семьи и родительства;
- Развитие семьи и семейная политика.
28. Социология науки и технологий
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:
- Фундаментальные вопросы социологии науки;
- Историческая социология науки;
- Пореформенная наука: вопросы социологии и управления;
- Социология университетского образования;
- Интеграция науки и образования: социологические и социально-философские аспекты;
- Социология технологических инноваций;
- Коммуникационные процессы в науке;
- Девиантное поведение в науке;
- Советская и постсоветская наука: социальные особенности.
29. Саморегуляция в пространстве жизнедеятельности молодежи: методология и социальная практика
На секции планируется обсудить следующие проблемы:
- Пространство жизнедеятельности молодежи: проблемы и противоречия;
- Региональная дифференциация условий в пространстве жизнедеятельности;
- Стратегии саморегуляции молодежи в разных сферах жизнедеятельности;
- Самоорганизация молодежи: основания и форм