Тема «Человек и вода»

ТЕХНОЛОГИЯ

Технологическая карта

Тема «Человек и вода»

Тема

Человек и вода (3 часа)

Цель темы

Познакомить учащихся со значением воды в жизни людей, животных и растений, дать представление о видах водно го транспорта и способах передвижения по воде.

Основное содержание темы, термины и понятия

Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде.

Вода, три состояния воды, пословица, проращивание семян, питьевая вода, модель, колодец, композиция, опыт, корпус, плот, корабль, флот.

Планируемый результат

Предметные умения УУД
Сформировать представление о необходимости воды в жизни человека. Закрепить позитивное отношение к труду. Личностные: формирование интереса к себе и окру жающему миру. Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность. Познавательные: формирование представления о воде. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор.
 

Организация пространства

Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир (понимание необходимости воды в жизни человека). Обучение грамоте (знание, по нимание и использование ма лых фольклорных жанров). ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности). Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуаль ная. Учебник «Технология», с. 91—102. Рабочая тетрадь «Технология», с. 50—57. Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с. 58—59; ч. 2, с. 16— 27, с. 50—51. «Азбука». Сборник загадок, карточки со словами и рисунками, раздаточный материал.

 

 

I этап. Мотивация к деятельности

Цель—мотивировать учащихся на изучение темы «Человек и вода».

Проблемная ситуация

На доске следующие изображения: стакан с водой, бутылка с газированной водой, океан (море), река, туча (облако), туман, айсберг, снежные вершины гор, ледяные пустыни полярных областей, кипящий чайник, различные суда, купающийся человек, поливающий растение человек, моющийся в ванне или в бане человек и др. (по усмотрению учителя).

На этих рисунках изображено одно и то же вещество. Можете ли вы сказать, о чём идёт речь?

Что объединяет эти рисунки (фотографии)?

Можете ли вы ответить на этот вопрос сейчас? (Нет, нам не хватает знаний.)

 

II этап. Учебно2познавательная деятельность

Последовательность изучения Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Диагностические задания
 

1. Вода в жизни человека

Цель—познакомить учащихся со значением воды в жизни людей. Задание 1 (З) Учебник, с. 92—93. Рассмотрите и проанализируйте иллюстрации. Задание 2 (П) Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с. 58—59. Вспомните и расскажите, откуда в наш дом приходит вода. Задание 3 (З) Свойства и состояния воды*. Задание 4 (УП) Назовите, какое состояние воды вы видите на карточках: жидкое, газообразное, твёрдое**. Закончите предложения: • Вода — это… • Вода необходима человеку для… • Вода в твёрдом состоянии называется… • Вода в газообразном состоянии называется…
  2. Выращивание растений  
Цель—показать уча щимся необходимость воды в процессе выра щивания растений. Задание 1 (З) Учебник с. 94. Что необходимо для проращивания семян? (Их необходимо подготовить.) Сначала семена надо замочить в воде, а затем посадить в землю. Задание 2 (П) Учебник, с. 95. Составить план работы. Соотнести его с планом, данным в учебнике. Задание 3 (У) Посадка семян. Каждый ребёнок наблюдает за развитием своего растения, один раз в неделю делает зарисовки или фотографии и собирает их в папку. В конце работы делает презентацию своей папки.

 

 

3. Питьевая вода

 
Цель—показать уча щимся необходимость питьевой воды для ор ганизма человека. Задание 1 (З) Учебник, с. 96. Что такое питьевая вода? Любую ли воду можно пить?  Где можно взять чистую питьевую воду? (Родник, колодец, очистительные приборы.) *** Задание 2 (ЗП) Учебник, с. 97. Из чего состоит колодец? Рассмотрите рисунок в учебнике. Составьте план выполнения работы. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 50—51. Выполнение работы. Для своего колодца придумайте макет как иллюстрацию к любой знакомой сказке. Закончите предложения: • Питьевая вода — это… • Колодец — это…

4. Передвижение по воде

 
Цель—познакомить учащихся с различными видами водного транс порта. Задание 1 (З) Учитель читает (рассказывает) текст «Путешествие во времени»: Первым плавательным средством было обыкновенное бревно, затем появился плот. При мерно 5500 лет назад шумеры и египтяне начали делать тростниковые лодки. Строили они и лёгкие суда с вёслами и парусами для морских путешествий. Примерно с 1500 года н. э. начало развиваться кораблестроение, и европейцы пустились в дальние путешествия, что бы увидеть мир за океаном. В XIX веке вместо дерева в кораблестроении начали применять сталь, а паруса уступили место пару — появился пароход. Сегодня суда развивают высокие скорости. Одновременно с рассказом возможно рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 98). Задание 2 (П) Учебник, с. 99. Групповая работа. Эксперимент «Что плавает, что тонет». В каждой группе свой лоток с водой и несколько предметов. Опуская их в воду, учащиеся должны сделать вывод о том, какие предметы могут плавать, а какие нет. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 52—53. По своим наблюдениям сделайте вывод и приклейте карточки в тетрадь.   Закончите предложения: • Человек придумал передвижение по воде для того, чтобы… • Плоты, лодки, корабли делают из … материалов.
  Задание 4 (У) В зависимости от уровня подготовленности детей учитель предлагает задание: • Кораблик из бумаги (рабочая тетрадь, с. 54—55). • Плот (учебник, с. 100; рабочая тетрадь, с. 56—57).  
 

5. Диагностика качества учебно2познавательной деятельности

Цель—установить степень усвоения темы учащимися.

    Возвращаемся к карточкам из I этапа.                                                                                                                     

Дети, ориентируясь на полученные знания, называют общее в этих рисунках.

 
 
 
ВОДА

Разные состояния               Назначение             Передвижение 

 

III этап. Интеллектуально2преобразовательная деятельность

Цель—формировать у учащихся способность к самоорганизации при выполнении учебного задания.

Проблемная ситуация

Создайте свой речной флот.

Репродуктивное задание 

Из предложенных вариантов выберите тот, который вы будете выполнять:

• кораблик по схеме оригами;

• плот из бросового материала; • лодка из природного материала.

Импровизационное задание

Оформите работу так, чтобы она отличалась от образца.

Эвристическое задание

Придумайте свой вариант водного транспорта.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу.

 

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя Оценка присутствующего
Составьте по картинкам рассказ о том, что значит вода в жизни человека. На доске следующие иллюстрации: • теплоход на воде; • огородник с лейкой; • питьевая вода; • колодец; • рыбная ловля; • купание в озере; • водная полиция; • купание в душе.      

 

Комментарий

* Об этом можно упомянуть вскользь. Важно, чтобы дети запомнили, что вода может замерзать и испаряться.

** Это задание можно провести в качестве физминутки. *** В беседе следует затронуть проблемы экологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: