ТЕХНОЛОГИЯ
Технологическая карта
Тема «Человек и вода»
Тема | Человек и вода (3 часа) | |
Цель темы | Познакомить учащихся со значением воды в жизни людей, животных и растений, дать представление о видах водно го транспорта и способах передвижения по воде. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Вода, три состояния воды, пословица, проращивание семян, питьевая вода, модель, колодец, композиция, опыт, корпус, плот, корабль, флот. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Сформировать представление о необходимости воды в жизни человека. Закрепить позитивное отношение к труду. | Личностные: формирование интереса к себе и окру жающему миру. Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность. Познавательные: формирование представления о воде. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир (понимание необходимости воды в жизни человека). Обучение грамоте (знание, по нимание и использование ма лых фольклорных жанров). ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности). | Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуаль ная. | Учебник «Технология», с. 91—102. Рабочая тетрадь «Технология», с. 50—57. Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с. 58—59; ч. 2, с. 16— 27, с. 50—51. «Азбука». Сборник загадок, карточки со словами и рисунками, раздаточный материал. |
|
|
I этап. Мотивация к деятельности | ||
Цель—мотивировать учащихся на изучение темы «Человек и вода». | Проблемная ситуация На доске следующие изображения: стакан с водой, бутылка с газированной водой, океан (море), река, туча (облако), туман, айсберг, снежные вершины гор, ледяные пустыни полярных областей, кипящий чайник, различные суда, купающийся человек, поливающий растение человек, моющийся в ванне или в бане человек и др. (по усмотрению учителя). На этих рисунках изображено одно и то же вещество. Можете ли вы сказать, о чём идёт речь? Что объединяет эти рисунки (фотографии)? Можете ли вы ответить на этот вопрос сейчас? (Нет, нам не хватает знаний.) | |
II этап. Учебно2познавательная деятельность | ||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Диагностические задания |
1. Вода в жизни человека | ||
Цель—познакомить учащихся со значением воды в жизни людей. | Задание 1 (З) Учебник, с. 92—93. Рассмотрите и проанализируйте иллюстрации. Задание 2 (П) Учебник «Окружающий мир», ч. 1, с. 58—59. Вспомните и расскажите, откуда в наш дом приходит вода. Задание 3 (З) Свойства и состояния воды*. Задание 4 (УП) Назовите, какое состояние воды вы видите на карточках: жидкое, газообразное, твёрдое**. | Закончите предложения: • Вода — это… • Вода необходима человеку для… • Вода в твёрдом состоянии называется… • Вода в газообразном состоянии называется… |
2. Выращивание растений | ||
Цель—показать уча щимся необходимость воды в процессе выра щивания растений. | Задание 1 (З) Учебник с. 94. Что необходимо для проращивания семян? (Их необходимо подготовить.) Сначала семена надо замочить в воде, а затем посадить в землю. Задание 2 (П) Учебник, с. 95. Составить план работы. Соотнести его с планом, данным в учебнике. Задание 3 (У) Посадка семян. | Каждый ребёнок наблюдает за развитием своего растения, один раз в неделю делает зарисовки или фотографии и собирает их в папку. В конце работы делает презентацию своей папки. |
|
|
3. Питьевая вода | |||||
Цель—показать уча щимся необходимость питьевой воды для ор ганизма человека. | Задание 1 (З) Учебник, с. 96. Что такое питьевая вода? Любую ли воду можно пить? Где можно взять чистую питьевую воду? (Родник, колодец, очистительные приборы.) *** Задание 2 (ЗП) Учебник, с. 97. Из чего состоит колодец? Рассмотрите рисунок в учебнике. Составьте план выполнения работы. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 50—51. Выполнение работы. Для своего колодца придумайте макет как иллюстрацию к любой знакомой сказке. | Закончите предложения: • Питьевая вода — это… • Колодец — это… | |||
4. Передвижение по воде | |||||
Цель—познакомить учащихся с различными видами водного транс порта. | Задание 1 (З) Учитель читает (рассказывает) текст «Путешествие во времени»: Первым плавательным средством было обыкновенное бревно, затем появился плот. При мерно 5500 лет назад шумеры и египтяне начали делать тростниковые лодки. Строили они и лёгкие суда с вёслами и парусами для морских путешествий. Примерно с 1500 года н. э. начало развиваться кораблестроение, и европейцы пустились в дальние путешествия, что бы увидеть мир за океаном. В XIX веке вместо дерева в кораблестроении начали применять сталь, а паруса уступили место пару — появился пароход. Сегодня суда развивают высокие скорости. Одновременно с рассказом возможно рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 98). Задание 2 (П) Учебник, с. 99. Групповая работа. Эксперимент «Что плавает, что тонет». В каждой группе свой лоток с водой и несколько предметов. Опуская их в воду, учащиеся должны сделать вывод о том, какие предметы могут плавать, а какие нет. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 52—53. По своим наблюдениям сделайте вывод и приклейте карточки в тетрадь. | Закончите предложения: • Человек придумал передвижение по воде для того, чтобы… • Плоты, лодки, корабли делают из … материалов. | |||
Задание 4 (У) В зависимости от уровня подготовленности детей учитель предлагает задание: • Кораблик из бумаги (рабочая тетрадь, с. 54—55). • Плот (учебник, с. 100; рабочая тетрадь, с. 56—57). | |||||
5. Диагностика качества учебно2познавательной деятельности | |||||
Цель—установить степень усвоения темы учащимися. | Возвращаемся к карточкам из I этапа. Дети, ориентируясь на полученные знания, называют общее в этих рисунках. Разные состояния Назначение Передвижение | ||||
III этап. Интеллектуально2преобразовательная деятельность | |||||
Цель—формировать у учащихся способность к самоорганизации при выполнении учебного задания. | Проблемная ситуация
Создайте свой речной флот. Репродуктивное задание Из предложенных вариантов выберите тот, который вы будете выполнять: • кораблик по схеме оригами; • плот из бросового материала; • лодка из природного материала. Импровизационное задание Оформите работу так, чтобы она отличалась от образца. Эвристическое задание Придумайте свой вариант водного транспорта. Самоорганизация в деятельности Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу. |
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности | ||
Формы контроля; контрольное задание | Оценка результатов деятельности | |
Самооценка учителя | Оценка присутствующего | |
Составьте по картинкам рассказ о том, что значит вода в жизни человека. На доске следующие иллюстрации: • теплоход на воде; • огородник с лейкой; • питьевая вода; • колодец; • рыбная ловля; • купание в озере; • водная полиция; • купание в душе. |
Комментарий
* Об этом можно упомянуть вскользь. Важно, чтобы дети запомнили, что вода может замерзать и испаряться.
** Это задание можно провести в качестве физминутки. *** В беседе следует затронуть проблемы экологии.