Фанни Эльслер (годы жизни 1810 – 1884)
Дарование отличалось от искусства Марии Тальони, обе они дали начало новым стилям в истории хореографии: Тальони стала во главе романтической школы с фантастическими невесомыми образами-тенями, Эльслер же – образец изящной мимики и выразительных «земных» танцев высшего порядка, исключавших резкий чувственный оттенок. В ее таланте сказался реальный страстный темперамент с его видимыми переживаниями и настроениями, тесно связанными с яркими тонами строгой классической школы.
Сценическую карьеру Эльслер начала с семилетнего возраста в кордебалете Кернерторского театра в Вене, училась у известного балетмейстера Омера, представителя изящного парижского балета. Окончила свое сценическое образование в Неаполе в труппе антрепренера Барбайи. Особенность дарования Фанни – свобода движений, связанная с корректностью, страсть, не исключавшая отчетливости, никогда не переходившая в тривиальность, проявились уже в самом начале карьеры артистки.
|
|
С 1827 года начались странствования Эльслер по Европе, в Берлине дебютировала в балете «Швейцарская молочница», где в полной мере проявился ее мимический талант. Выступала вместе со своей сестрой Терезой.
год – Эльслер танцует в балете «Октавио Пинелли, или Оскорбление и месть», «Освобожденный Иерусалим» и «Синяя борода».
В 1833 году Эльслер направляется в Лондонский Королевский театр, где знакомится с директором Парижской оперы Вероном. Для сестер Эльслер был поставлен балет «Буря» на шекспировский сюжет (премьера 15 сентября 1834 года). Постановка имела грандиозный успех, Фанни Эльслер, как обаятельная женщина, свергла с престола Марию Тальони, а относительно танца мнения критиков разделились. Говорили, что «Фанни легко и быстро бегает по всей сцене на своих тонких пуантах, а Тальони – похваляется своими крылышками». С этого балета созданы два «трона», один – для Сильфиды в воздушном пространстве, а другой на земле для Эльслер.
Для раскрытия таланта Эльслер нужен был балет с реальным содержанием, а не с фантастическим, чтобы можно было проявить общечеловеческие движения чувств и страстей. Для этой цели был поставлен балетмейстером Коралли балет «Хромой бес» (премьера 1 июня 1836 года), здесь раскрывался и мимический талант Фанни, особенно впечатлили публику испанские танцы в исполнении артистки. Танцевала Эльслер и в знакомой нам «Тщетной предосторожности» Доберваля. Однако роль Сильфиды в одноименном балете ей совершенно не удавалась по воспоминаниям современников.
Эльслер принесла на балетную сцену страстный испанский танец качуча (андалузский танец сольного исполнения в ¾ или 3/8, схож с болеро, обычно сопровождался стуком кастаньет и притопыванием каблуков). Фанни танцевала не одними ногами, а всем корпусом, причем не теряла своей обычной грации и не доходила до черты вульгарности. Исполнение Эльслер было как будто французское подражание испанскому танцу.
|
|
В 1837 году Эльслер исполнила главную роль в балете «Кошка, превращенная в женщину», хотя ужасно боялась и ненавидела кошек, любовь к искусству пересилила личные неприязни. Балерина даже приобрела маленькую кошечку, чтобы перенять «повадки», «манеры» и грациозность хитрого коварного существа. Балет, однако, все равно провалился.
Репутация Эльслер была восстановлена в балетах «Гитана», «Тарантул» и «Мечта художника», где в полной мере раскрывалась мимическая сторона ее таланта.
В 1840 году Фанни едет в Америку, где имела грандиозный успех. Она протанцевала 199 раз в семи балетах за три года и два месяца. Излюбленным танцем американцев оказался краковяк и испанский танец «zopoleado», которому она научилась на Кубе. К сожалению, не столько талант становится причиной блистательного успеха Эльслер в Америке, сколько безупречная европейская репутация и широкая рекламная кампания. Фанни понимает, что истинных ценителей хореографии в Новом Свете пока нет, и возвращается в Европу, заработав, тем не менее, приличную сумму за свои выступления.
В Европе Эльслер не смогла закрепиться на парижской сцене, но ежегодно гастролировала в Милане, Неаполе, Венеции, Брюсселе, Берлине, Вене. По-прежнему не удавалось избежать сравнений с Тальони: Мария – воздух, Фанни – земля с огнем.
Дирекция La Scala ангажирует ее и ее талантливого партнера Перро на три года.За это время она создала три крупные роли в новых балетах сочинения Перро – «Катарина», «Эсмеральда», «Фауст». Они стали триумфом Эльслер. В ее честь в Милане в 1842 году была отчеканена медаль.
По политическим причинам в 1842 году контракт с La Scala расторгнут (причиной стали существенные разногласия между австрийцами и итальянцами), Эльслер отправляется в Россию, где танцует в Петербурге и в Москве до 1851 года.
Грациозность, обворожительность, страстность, яркость и выверенность эмоций на сцене и в жизни – то, что отличало Фанни Эльслер до самого заката ее творчества и ее жизни.