Понятие и виды имущественных прав автора

Имущественными правами автора являются права на использо­вание произведения в любой форме и любым способом. Исключи­тельные права называются имущественными потому, что незави­симо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные иму­щественные выгоды. Одно лишь обнародование произведения та­ких выгод не порождает.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Понятие использо­вания произведения имеет очень важное значение. Перечень видов использования, предусмотренный ст. 1270 ГК не является исчерпы­вающим. Это связано прежде всего с развитием технологий. Рас­смотрим те виды, которые приводит Гражданский кодекс.

Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров трех­мерного произведения. Запись произведений, т.е. фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств, приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и компьютерной техники. Воспроизведением произведения слу­жит также его запись в память ЭВМ.

Право на распространение представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения. Право на распространение относится как к экземплярам произведения, так и к его оригиналу.

С правом распространения тесно связан принцип исчерпания прав, в соответствии с которым если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданс­кий оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуж­дения, дальнейшее распространение произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением права следования.

Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. осуществлять или разрешать ввоз из-за границы, экземпляров произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведе­ния (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе. Таким образом, за автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на тер­риторию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей.

Право на публичный показ — это демонстрация оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредственно или на экра­не с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кад­ров аудиовизуального произведения без соблюдения их последова­тельности непосредственно или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где при­сутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Публично показываются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, а также аудиовизуальные произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и ис­пользования произведения.

Право проката означает предоставление экземпляра произведе­ния во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды.

Право на публичное исполнение также является средством выра­жения одного из способов как обнародования, так и использова­ния произведения. Подобно публичному показу, публичное ис­полнение произведения предполагает звуковое исполнение музы­ки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.

Право на сообщение в эфир означает любую возможность сооб­щения произведения (включая его показ или исполнение) для всеобщего сведения путем сообщения в эфир и (или) последую­щего сообщения в эфир. Разновидностью сообщения в эфир явля­ется сообщение произведения через спутник, т.е. любое устрой­ство, находящееся во внеземном пространстве, способное переда­вать сигналы. В рамках так называемого спутникового телевидения сообщением в эфир признается прием сигналов с наземной стан­ции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведе­ния. При этом не имеет значения фактический прием данного про­изведения публикой с помощью собственных радио- и телевизи­онных принимающих устройств.

Право на сообщение по кабелю — это сообщение произведения для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптическо­го волокна или с помощью аналогичных средств, в том числе пу­тем ретрансляции.

Публичный показ и исполнение произведения, его сообщение для всеобщего сведения путем сообщения в эфир, а также сооб­щение по кабелю лишь тогда служат формами использования про­изведения, когда названные действия осуществляются не впервые. В противном случае речь может идти лишь о формах обнародова­ния произведения.

Право на перевод — одно из важнейших имущественных прав автора, впервые введенных в отечественное авторское право после вступления нашей страны во Всемирную конвенцию об авторском праве — с 27 мая 1973 г. Пользуясь данным правом, автор литера­турного произведения может сам менять его языковую форму или разрешать делать это другим (переводчикам).

Право на переработку — это возможность автору контролиро­вать любую переделку, аранжировку или иную переработку про­изведения, например, создание из повествовательного произведе­ния драматического или наоборот.

Право на перевод и обработку иногда именуется обобщенно правом на изменение формы произведения.

Право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерс­кого, градостроительного или садово-паркового проекта — это право участия в реализации проекта его автора, которое не предназначе­но для передачи другому лицу.

Право на доведение до всеобщего сведения — это возможность сообщать произведение для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней из любого места и в любое время по собственному выбору.

Иные права автора

Помимо исключительного права на произведение и личных неимущественных прав автору принадлежат так называемые иные права, к которым, в частности, можно отнести право доступа, право следования и др.

Право доступа означает, что автор произведения изобразитель­ного искусства вправе требовать от собственника оригинала про­изведения предоставления возможности осуществлять свое право на воспроизведение своего произведения. При этом нельзя требо­вать от собственника оригинала произведения доставки произве­дения автору. Автор произведения архитектуры также вправе тре­бовать предоставления возможности осуществлять фото- и ви­деосъемку произведения. Собственник оригинала произведения не вправе препятствовать в осуществлении автором права доступа.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует гале­рея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи.

Авторы пользуются правом следования также в отношении ав­торских рукописей (автографов) литературных и музыкальных про­изведений.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: