Классификация программных средств учебного назначения

Классификация педагогических программных средств.

Л.И.Долинер предлагает программные продукты, созданные для учебного процесса, делить на три группы:

1. программы, используемые в учебном процессе и решающие дидактические задачи;

2. программы, предназначенные для разработки программ учебного назначения;

3. программы, обеспечивающие организацию учебного процесса (табл.).

Дидактические возможности программных средств учебного назначения. Программные средства учебного назначения обычно предназначаются для использования в традиционном образовательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях. Исследование содержания, способов и средств разработки программных средств учебного назначения позволили выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе.

ПСУН позволяют:

    Таблица

    Классификация программных средств учебного назначения

    Программные средства

    учебного назначения

    Описание
    1

    2

    3
    Обучающие средства

    Электронный

    учебник

    Программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или его большого раздела. Электронный учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию (представленную, например, в виде мультимедийных материалов), справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и др. подобные компоненты. Такой учебник обычно реализуется в виде книги с компакт-диском
    Обучающие средства

    Электронное

    пособие

    Интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленного либо в классическом (текст и графика), либо мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума, эмуляторов, системы диагностики и др. подобных компонентов. Пособие отличается от учебника степенью автономности (используется как дополнительное средство обучения), отсутствием печатного (бумажного) источника, ограниченным охватом учебного материала (как правило, электронное пособие ориентированно на изучение какого-либо относительно небольшого раздела учебной дисциплины)

    Тренажер

    Предназначены для отработки и закрепления каких-либо умений и навыков. Он обеспечивает получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Тренажер может предоставлять учащимся вспомогательные средства (калькуляторы, таблицы, автоматическое решение подзадач и т.п.). Чаще всего такое ПСУН предоставляет возможность работать в одном из следующих режимов: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль. Базовая направленность – работа с репетитором

    Контролирующие программы

    Предназначены для диагностики и/или оценки результатов обучения. Можно выделить подмножества данного блока программ: программы для контроля и проведения диагностического тестирования

    Вспомогательные средства

    Предметно-ориентированные средства Пакеты программ, позволяющие оперировать объектами определенного класса. Среда обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. К данной группе относятся микромиры, моделирующие программы, инструментальные и учебные пакеты предметной направленности

    Справочные

    Основное назначение – хранить и предъявлять учащимся учебную информацию. К данной группе средств можно отнести собственно справочники, энциклопедии, сайты, базы данных, используемые в учебном процессе
           

    Перечень и пути создания ПСУН.

    Перечень ПСУН в настоящее время включает в себя:

    · электронные компьютеризированные) учебники и учебные пособия;

    · электронные лекции, обучающие и контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения;

    · сборники задач, заданий и примеров (ситуаций);

    · предметно-ориентированные среды;

    · компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов учебных занятий.

    Анализ и обобщение вариантов разработки ПСУН показал, что в настоящее время существует четыре возможных пути создания ПСУН с помощью:

    · прямого программирования на языке высокого уровня;

    · использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, РосНИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

    · заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН;

    · инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, не владеющему языками программирования.

    Схема ознакомления с ПСУН и его анализа
    1. Название программы.
    2. Учебный предмет (предметы).
    3. Минимальные требования к компьютерной технике и программного
    обеспечение:
    - тактовая частота процессора;
    - объем оперативной памяти;
    - тип видеокарты и объем видеопамяти;
    - тип и версия операционной системы.
    4. Год выпуска, версия.
    5. Тип программы согласно классификации.
    6. Мультимедийность - наличие и качество:
    - текстовой информации;
    - графических изображений;
    - анимаций;
    - видеофрагментов;
    - звукового сопровождения.
    7. Возможность копирования информации.
    8. Возможность работы в сети.

    Ориентировочные этапы установки программ
    1. Запуск установки (файлы Setup.exe, Install.exe).
    2. Ознакомление с лицензионным соглашением.
    3. Выбор места расположения программы (по умолчанию C:\Program Files).
    4. Выбор метода установки (минимальный, полный, выборочный).
    5. Установка параметров запуска, отображения программы и ее ярлыков.

     


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: