Средства обучения – все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Средства обучения представляют собой совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.
Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.
Классификация средств обучения (по С.Г. Шаповаленко):
1 Натуральные объекты – включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, микропрепараты, реактивы и др. К этой группе средств также относятся натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.
2 Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, картины, фотоизображения, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи).
3 Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.
Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО) – носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства (транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и др.).
Отдельно следует выделить различного рода информационные среды, такие, как телекоммуникации (электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Internet, мультимедиа системы), которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.
Дидактическими средствами обучения служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими а органы чувств учащихся и способствующими непосредственному и косвенному познанию мира. Средства обучения являются неотъемлемым компонентом технологии обучения, его информационно-предметным обеспечением.
Выделяют дидактические средства для преподавателя и обучающихся. Первые представляют собой предметы, используемые для более эффективной реализации целей образования. Вторые – это индивидуальные средства обучающихся.
Выделяют следующие категории средств:
1) учебники, учебные пособия и другие печатные текстовые средства;
2) простые визуальные средства – оригинальные предметы, модели, картинки, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты;
3) механические визуальные средства – диски, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;
4) аудиальные средства – проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;
5) аудиовизуальные средства – телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны, компьютеры;
6) средства, автоматизирующие процессы обучения, - тренажеры, компьютеры, лингафонное оборудование.
Первые две категории средств относятся к простым, статическим, средствам (обычно выполненным на бумажных носителях), остальные – к сложным, в которых представлен динамический компонент.
Средства обучения проектируются с учетом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.
Текстовые средства обучения – важнейшие источники знаний для обучающихся. Основным средством и орудием организации познавательной деятельности является учебная книга. Учебник как печатное средство материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Он должен включать научные основы курса, согласованные с программой обучения.
Главное требование к учебнику – целостность и обзорность содержания. Структурные элементы учебника – разделы, главы, параграфы – служат важнейшими средствами для раскрытия предметной и логической структуры и являются необходимым условием целостности восприятия дисциплины.
В качестве простых визуальных средств обучения выступают оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты, традиционно называемые наглядными пособиями.
Наглядные средства обычно классифицируются как:
1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.).
Недостаток наглядности ведет к снижению активности учащихся.
При использовании визуальных средств должно быть соблюдено обязательное условие – обеспеченность наглядными пособиями курса по всем темам.
Наглядные пособия выполняют следующие функции обучения:
- ознакомление с явлениями и процессами, которые трудно воспроизвести;
- ознакомление с внешним видом предмета;
- наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;
- наглядное представление об устройстве, принципе действия предмета и управления им;
- ознакомление с историей науки и перспективами ее развития;
- наглядное представление об эксплуатации, изготовлении и проектировании изделий.
Значительную роль в обучении играют коллекции и модели как демонстрационные средства.
Учебная коллекция – это набор предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения или самостоятельной работы (демонстрационные и раздаточные).
Учебные модели, применяемые в качестве наглядных средств, бывают трех видов:
1) демонстрирующие принцип действия;
2) показывающее устройство и схему действия;
3) воспроизводящие внешний вид изделия или предмета.
При обучении многим дисциплинам используются диаграммы. Диаграммы бывают сравнительные и линейные. Сравнительные диаграммы используются в виде прямоугольников, секторов или других геометрических фигур для сопоставления процессов или характеристик. Линейные диаграммы применяются для графического изображения функциональных зависимостей.
В качестве средств обучения используется и печатный раздаточный материал – выдаваемые каждому учащемуся тиражированные носители учебной информации одноразового или многоразового использования, предназначенные для эффективного решения конкретных дидактических задач и повышения производительности труда всех участников учебно-воспитательного процесса. Раздаточный материал применяется для сообщения новых сведений, новой информации, закрепления и контроля знаний.
Печатный раздаточный материал может быть специально подготовлен в виде печатных оттисков или комплектов. В качестве него могут использоваться учебники, учебные пособия, периодические и другие издания.
Печатный раздаточный материал классифицируется по его целевому назначению и дидактическому назначению, показанный на схеме 2.
Схема 2- Классификация печатного раздаточного учебного материала
Раздаточный материал служит одним из основных средств интенсификации учебных занятий, достигаемой за счет экономии времени, необходимого для выполнения чертежей, иллюстраций не доске, а также времени, затрачиваемого на перенесение их в конспект.
Технические средства обучения (ТСО) – это носители учебной информации, для восприятия которой требуются специальные технические устройства (диа- и видеофильмы, компьютерные программы и т.д.). К ним относятся: механические визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства; различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны) и средства, автоматизирующие процесс обучения (тренажеры, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника).
По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, музыкальные центры, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы, видеомагнитофоны, ПЭВМ и пр.); средства контроля знаний (карты, кассеты и билеты автоматизированного контроля, специальные компьютерные программы); тренажеры обучения и самообучения (обучающие программы, заложенные в технические устройства); вспомогательные технические средства (движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения плакатов, карт, устройства дистанционного управления комплексами ТСО, радиомикрофоны, электронные доски и т.п.). Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные: лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы и т.п.
В настоящий момент на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения. Среди них компактные эпидиаскопы, проекторы, различная оргтехника (лазерные указки, маркёры, цифровые видео- и фотокамеры и др.).