Понятие элементарных математических представлений и их формирование в дошкольном возрасте

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»

Институт педагогики и психологии

название института

Кафедра педагогики и профессионального образования

название кафедры

Котенева Маргарита Александровна

Формирование элементарных математических представлений дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития

 

Курсовая работа по дисциплине «Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика»

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: дефектология

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: заочная

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

ФИО______________

 

И.о. зав. кафедрой:

кандидат педагогических наук, доцент

Ахулкова Анастасия Ивановна_____________

 

Оценка ____________

______________              _____________

подпись                                 дата

Орел 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1.  Теоретическое обоснование проблемы формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

1.1. Понятие элементарных математических представлений и их формирование в дошкольном возрасте………….……………………...............................................................…...5

1.2. Особенности формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития …………………………………….10

1.3. Основные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития ……….........….…15

Заключение………………………………………………………………………….24

Список литературы…………….…………..………………………………….……26

Приложения…………….……………………………………………………...……28

 

Введение

Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Она занимает важную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: увеличивается круг представлений детей и идет перестройка умственной деятельности.

Период дошкольного детства очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. Для умственного развития дошкольника существенное значение имеет приобретение им элементарных математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Дошкольники проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, пространство, время, форма, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Многие знаменитые психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей.

Актуальность исследования заключается в том, что овладение дошкольниками с ЗПР элементарным математическим представлениям качественно влияет на состояние психического развития и обеспечивает готовность к обучению в школе. Поэтапное формирование элементарных математических представлений оказывает корригирующие влияние на более слабые стороны психической деятельности детей с задержкой психического развития, способствует развитию восприятия и мышления, и всей познавательной деятельности в целом. Как правило, многим детям с задержкой психического развития присущи недостатки в развитии на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности.[5] Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР изучалась многими психологами, педагогами, учеными и отображена в работах Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажниковой, С.А. Игумнова, Я.П. Коломинского, В.В. Мыслюка, Е.А. Панько, А.А. Реана, И.В. Чумаковой, С.Г. Шевченко. Для решения проблемы формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития необходимо пополнение педагогической теории и практики новыми экспериментальными данными, учебно-методическими рекомендациями.

Цель данной работы: изучить особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: процесс формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития.

Предметом исследования: элементарные математические представления дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

1. Изучить особенности развития математических представлений у дошкольников в норме и с задержкой психического развития;

2.Исследовать основные подходы к формированию элементарных математических представлений.

Метод: анализ литературной теоретической значимости заключается в обобщении и систематизации имеющегося в теории и практике по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития.

Теоретическое обоснование проблемы формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Понятие элементарных математических представлений и их формирование в дошкольном возрасте

Умственный труд на уроках математики - пробный камень мышления. В.А. Сухомлинский [26]

Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Элементарные представления это первичные простейшие представления. К элементарным математическим представлениям относятся такие фундаментальные математические понятия,как «множество», «отношение», «число», «величина».

Методика ФЭМП у дошкольников прошла долгий путь своего развития, а именно:

I этап - историческое развитие:

· выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Лай и другие);

· представление классической системы сенсорного воспитания (М.Монтессори, Ф.Фребель);

· влияние методов обучения математике в школе (монографический и вычислительный методы) на становление методики математического развития дошкольников (Л.Волковский);

· математическое развитие детей средствами веселой занимательной математики (вторая половина XVIII-ХIХ в.в.)

IIэтап - становления методики математического развития дошкольников (с 20-30 г.г. до середины 60 г.):

· определение содержания методов и приёмов работы с детьми-дошкольниками, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей;

· естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и семье, по методу Е.И.Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития;

· разработка разнообразных методов Л.В.Глаголевой при обучении сравнению величин;

· разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений, как основной путь математического развития детей по методике Ф.Н. Блехер.

IIIэтап научно-обоснованная дидактическая система:

· формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М. Леушиной (50-60 годы); [17]

· теоретическая и методическая Концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объёма знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет;

· непрерывно образовательная деятельность (НОД), как ведущая форма организации работы педагога с детьми;

· повседневная жизнь детей - это источник формирования элементарных представлений;

· место и роль игр в формировании математических представлений и развитии личности ребёнка;

· дидактический материал, как одно из средств формирования математических представлений.

Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.

Наглядные методы ФЭМП-это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

Словесные методы ФЭМП-это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира — цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.). Постепенно накапливается сенсорный опыт, который явится основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий [20 ].

Понятие математические представления складываются у детей очень рано. Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения.

Создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно-действенные восприятия, дети учились распознавать различные величины, пространственные, временные отношения. Учатся правильно отражать свои восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями. Усвоение значения слов способствует умению детей обобщать свойства вещей — ведь всякое слово уже в известной мере является обобщением. Кроме того, ребенок не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует на них, преобразует их, распоряжается ими во времени и в пространстве.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

У детей среднего возраста формируются элементарные количественные представления: счетная деятельность, умение считать различные совокупности предметов в разных условиях и взаимосвязях. Вырабатывается понимание числа как количественной характеристики совокупности, умение выделять число как общий признак, свойственный нескольким множествам. Дети постепенно овладевают умением сравнивать множества по количеству образующих их элементов путем соотнесения их один к одному и по числу. Формируются элементарные представления о величине предметов. Дети овладевают сравнительной оценкой величины не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Формируются умения сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно, развивается глазомер, формируется представление о трехмерности предметов, о сравнении, уравнивании,комплектовании предметов по признаку величины, могут выделить отношения между предметами по массе. Формируются элементарные математические представления о формах предметов. В средней группе прежде всего нужно закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник, а затем знакомить с новыми геометрическими фигурами путем сравнения с уже известными. Формируются элементарные пространственные представления и представления детей о времени [7 ].

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что у детей к среднему дошкольному возрасту есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать.

Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО:

1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.

2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми.

3. Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий.

4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка.

5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей.

6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста.

7. Усвоение детьми математической терминологии.

8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников.

9. Овладение приемами учебной деятельности детьми.

10. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.

Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, развитию творческого мышления.

По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли [9].

Методика ФЭМП в педагогике призвана помочь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Предметом исследования методики ФЭМП представлений является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях общественного воспитания.

В теоретическую базу методики ФЭМП у дошкольников входят общие,принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний методика имеет свою собственную теорию, и свои источники:

· научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

· программно-инструктивные документы ("Программа воспитания и обучения в детском саду", методические указания и т.д.);

· методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

· передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по ФЭМП у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что методика ФЭМП у детей дошкольного возраста прошла долгий путь становления, что способствовало постепенному и глубокому изучению всех вопросов обучения детей математике до школы.

Таким образом, комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: