Результаты научных изысканий могут быть оформлены в таких видах научных работ:
© диссертация (научный труд, подготовленный для обнародованной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук);
© монография (полное и исчерпывающее освещение результатов определенного научного исследования, проведенного одним автором или авторским группой; итог многолетнего изучения определенной научной проблемы, завершенного получением фундаментальных научных достижений, которые могут использовать в другие исследователи);
© брошюра (материал, посвященный в основном решению современных актуальных проблем; ориентирована на широкий круг исследователей и тех, кто интересуется определенной проблемой);
© учебник (систематизированное изложение определенной дисциплины в соответствии с действующей учебной программой; утверждается официальной организацией);
© учебное пособие (соответствует определенным разделам учебной дисциплины и может частично дополнять учебник; рекомендуется для использования официальными учреждениями);
|
|
© научная статья (основной вид оперативной публикации о новых исследованиях по конкретной тематике, цель которой – информировать о проделанной научной работе; способствует распространению полученных исследователем научно-практических результатов, определению новых актуальных проблем, требуют решения);
© тезисы (краткое изложение основных мыслей, публикация которых предполагает предварительное ознакомление участников конференций, семинаров, симпозиумов и других научных форумов с результатами проведенного исследования; их содержание в более полном объеме сообщает автор-докладчик в устной форме);
© доклад (письменное изложение устного выступления, что соответствует текста тезисов).
Педагогика пользуется широким арсеналом научных методов исследования, направленных на получение достоверных данных об их педагогической актуальности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем заключаются основные идеи концепции подготовки кадров в системе экологического образования?
2. Что изучает педагогика высшей школы? Раскройте сущность предмета педагогики высшей школы. С какими другими науками психолого-педагогического цикла и как связана педагогика высшей школы? Какое место занимает педагогика высшей школы в системе педагогических наук?
3. В чем заключается необходимость связей педагогики с другими науками?
4. Что предусматривает учебно-воспитательный процесс в вузе? В чем различия между воспитанием, образованием и обучением молодежи?
5. Охарактеризуйте межпредметные связи педагогики высшей школы.
|
|
6. Какие задачи стоят перед педагогикой высшей школы? Обоснуйте приоритетные задачи педагогики высшей школы на современном этапе.
7. Какие функции выполняет педагогическое исследование? В чем заключается различие между фундаментальными и прикладными педагогическими исследованиями?
8. Охарактеризуйте сущность и значение основных исходных положений, а также методологию педагогического исследования педагогического исследования. В чем заключается принципиальное отличие между группами методов научно-педагогического исследования (эмпирической, теоретической и математической)?
9. Раскройте сущность основных принципов педагогического исследования.
10. Рассмотрите особенности педагогических явлений и процессов.
11. Сформулируйте категории педагогического исследования.
12. Чем обусловлена эффективность педагогического исследования?
13. Охарактеризуйте виды педагогических наблюдений.
14. В чем заключается метод педагогического исследования – моделирование? Какие функции и задачи выполняют педагогические модели?
15. Самостоятельно рассмотрите, какие математические методы применяются в педагогике для расчета результатов и проверки достоверности педагогических исследований?
Рекомендуемая литература
1. [1].
2. [2].
3. [3].
4. [5].
ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
План
Основные понятия теории обучения – дидактики.
Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика.
Современные методы обучения.
Средства обучения и наглядность.