Контрольная деятельность государственных органов - это специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административных правоотношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины, включающий в себя следующие элементы:
1) проверка фактического выполнения нормативных и иных предписаний как с точки зрения законности, так и сточки зрения целесообразности;
2) проверка путей средств выполнения закона и других предписаний, позволяет оценить, как достигнуты результаты;
3) принятие мер по предотвращению и устранению выявленных нарушений, по поощрению или привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях законности и дисциплины. Меры могут применяться разнообразные: материально-технические, финансовые, организационные, меры дисциплинарного и административного воздействия и т.п.
Проверка исполнения составляет часть, вид контроля и состоит в проверке органом или должностным лицом тех актов, которые ими самими изданы и адресованы подчиненным организациям и лицам.
|
|
Различают контроль по осуществляющим его органам:
1) внутриведомственный – осуществляется силами и средствами каждого ведомства в рамках отрасли государственного управления. Для его осуществления в аппарате министерства или ведомства имеются специальные контрольно-ревизионные службы (проводят плановые и внеплановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности), специальные инспекции при руководителях центральных органов исполнительной власти (проводят плановое и неплановое инспектирование)
2) вневедомственный – осуществляется всеми государственными органами, в деятельность, которых входит правоохранительная функция. Выделяют несколько подвидов:
А – государственный контроль органов законодательной власти (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ)
Б - государственный контроль органов исполнительной власти:
- Президент РФ, например, при подготовке вопросов об отставке Правительства, руководителей высших органов власти, дипломатических представителей в иностранных государствах;
- Аналитический центр Администрации Президента по специальным президентским программам осуществляет контроль за реализаций федеральных государственных программ;
- Управление Президента по работе с обращениями граждан осуществляет контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан;
- Контрольное управление Администрации Президента РФ осуществляет контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
|
|
- полномочный представитель Президента в федеральных округах;
- Министерство юстиции РФ осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
В – государственный контроль органов судебной власти (хотя правильно говорить не о контроле, а судебном надзоре, поскольку суд проверяет содержание правовых актов только с точки зрения их законности):
- Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, разрешает споры о компетенции между органами, дает толкование Конституции РФ;
- суды общей юрисдикции осуществляют контроль по заявлениям (жалобам, искам) субъектов права на незаконные действия, т.ч. решения;
- арбитражные суды.
Таким образом, административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Хотя в мировой практике и среди российских юристов существует и иное мнение по этому вопросу: необходимо создавать систему специализированных административных судов и поручить им рассмотрение только административных дел. Но больше сторонников у первой точки зрения, так как второе направление требует больших финансовых затрат.
По стадиям проведения различают контроль:
1) предварительный – контроль, цель которого состоит в предупреждении и профилактике нарушений (при выдаче лицензий, субсидий);
2) текущий – цель которого, выяснение состояния законности и дисциплины и оценки действий объектов контроля (проверка санитарными, противопожарными органами, техосмотр автомобиля);
3) последующий - цель которого, проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов (приемка законченных строительных объектов, налоговая проверка).
По методам осуществления контрольных проверок выделяют:
1) контроль документальный (по документам, отчетам, отдельным жалобам и запросам) и фактический (инвентаризация)
2) непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых, сплошных или целевых, выборочных (по определенным вопросам) контрольных проверок
Формы контроля и проверки исполнения различные:
1) Инспектирование (широкая всесторонняя комплексная проверка всех направлений и сторон деятельности подведомственных организаций с соответствующей комплексной оценкой, выводами и рекомендациями)
2) Ревизии финансово-хозяйственной деятельности
3) Целевые контрольные проверки по отдельным жалобам, сообщениям СМИ, обращениям различных судебно-следственных и иных правоохранительных органов
4) проверка отчетных данных
5) инвентаризация
6) получение объяснений и др.