Послушайте, первое сообщение о животном, для которого лучшим лакомством является: трава, грибы, соль. Что это за животное? (Лось)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования Республики Крым

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

План-конспект урока

Дисциплина: «Методика обучения естествознанию (География)»

Тема: «Животный мир лесной зоны»

Группа: З-С(Д)О-16

Выполнила:

Сеит-Умерова Фатиме Эрнесовна

 

г.Симферополь

2020г.

Предмет: «География»

Класс: 7

Тема урока: «Животный мир лесной зоны»

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о животных леса.

 

 

Задачи урока:

· Образовательные

1. познакомить учащихся с особенностями внешнего вида и образом жизни типичных представителей лесной зоны.

 

· Коррекционно-развивающие;

1. Развивать связную речь детей при требовании полных ответов.

2. Развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира,

3. Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса через работу со словарём и текстом учебника;

4. Коррекция и развитие зрительного восприятия через сочетание словесных методов обучения с наглядными, коррекция внимания;

5. Коррекция умения устанавливать причинно-следственные связи.

6. Развивать произвольное внимание при прослушивании учителя;

7. Развитие мелкой моторики при работе с ручкой;

8.  Развивать память при запоминании образов;

9.  Развитие логического мышления при ответе на вопросы;

10.  Развивать зрительное восприятие при просмотре картинок.

· Воспитательные

1. Вызвать эмоциональный отклик, прививать любовь к природе.

2. Расширение кругозора учащихся и воспитание интереса к предмету и учёбе.

3. Воспитывать бережное отношение к животным леса.
Воспитывать интерес к учебе и предмету.

4. Содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о
профилактике их утомляемости на уроке);

5. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности при  выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

Оборудование:  Учебник «География» Лифанова Т.М., рабочие тетради учащихся, приложение к учебнику «география», компьютер, презентация, атласы, карта природных зон.  

 

Приложение:

Сообщения учащихся:

 



Послушайте, первое сообщение о животном, для которого лучшим лакомством является: трава, грибы, соль. Что это за животное? (Лось)

Самым крупным животным зоны лесов является лось. В Сибири его называют сохатым. Уши у лося большие, заостренные. У сохатого хороший слух, он быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. Он питается листьями и побегами деревьев, а также мхом и лишайниками. Копыта лося широко раздвигаются и помогают ему хорошо передвигаться не только по топким лесным болотам, но и по глубокому снегу.
В настоящее время лосей разводят на фермах и в заповедниках.

 

Следующее сообщение, о медведе. Его часто называют косолапый.
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Догадались – это бурый медведь.

В лесной зоне европейской части России, Сибири, Дальнего Востока обитает бурый медведь. С виду он неуклюж, хотя на самом деле очень подвижен и ловок: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и даже плавать. Ходит по лесу он осторожно, почти бесшумно. Название «медведь» связано с тем, что зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать. За ним он залезает на высокие деревья, в дупла, где расположены соты диких пчел, нередко совершает набеги на пасеки.
Днем медведь скрывается в глухих местах тайги и только вечером выходит на поиски корма. Он ест молодые побеги, коренья, луковицы, грибы, ягоды, желуди, орехи. В поисках корма он разоряет муравейники, отдирает кору со старых пней и добывает жуков – короедов и других насекомых. Не откажется медведь и от птичьих яиц и птенцов, мелких грызунов, лягушек. В таежных реках (на Камчатке и Дальнем Востоке) он ловит рыбу.
В прошлом медведи были широко распространены в лесной зоне, но из –за большой вырубки леса, распашки полей и неумеренной охоты в настоящее время их в России сохранилось немного.

На Дальнем Востоке, в уссурийской тайге, водятся черные медведи. Черный медведь – животное небольших размеров, с белым пятном на груди. Живет преимущественно на деревьях, лазает по ним с поразительной ловкостью. На деревьях он добывает корм: желуди, орехи. Охота на черного медведя запрещена – он занесен в Красную книгу.

 

Отгадайте загадку о ком, мы сейчас узнаем:
Он огромный и усатый,
И (к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….(Тигр)
М. Корнеева

Тигр – опасный хищник, который живет в глухих местах. Окраска шерсти красновато – рыжая с черными поперечными полосами. Охота на него запрещена – он занесен в Красную книгу. Сейчас, по подсчетам ученых, число уссурийских тигров на Дальнем Востоке приближается к 150.

 

 

Отгадайте по характерным признакам, о ком я хочу вам рассказать:
Я - полосатый …
Люблю лесной орех - фундук...
А нынче повезло мне вдруг -
Нашел орешек грецкий.
Орехи до смерти люблю!
Но до утра перетерплю.
А утром с белкой разделю
Находку по-соседски! (Бурундук)
 

В тайге можно увидеть бурундука. Этот зверек похож на белку, только у него поменьше хвост. На спине и по бокам у бурундука расположено пять темно – серых полос. Бурундук хорошо лазает по деревьям, цепляясь за кору острыми коготками. Зимой зверек впадает в спячку. Бурундук ложится спать в одно время с медведем, и охотники знают: если исчез бурундук, значит, залег и медведь.
Как вы, думаете, с кем в норе может жить бурундук? (С лисой.)

 

 


Этап урока Время Содержание урока Деятельность ученика
1 Организацион-ный момент 2 мин. - Здравствуйте дети, сейчас начинается урок географии, я приготовила для вас задание, но сначала проверим вашу готовность к уроку. Итак, на партах у вас должны лежать учебник, пенал, рабочие тетради, атласы. (Слайд 1) - А теперь задание: сядет тот, кто вспомнит и назовёт названия деревьев (внимательно слушать друг друга и не повторять).   Дети подготавливают рабочие места.
2 Актуализация знаний   4-6 мин. Повторение: (на доске карта природных зон)  (Слайд 2) 1) Покажите на карте лесную зону. 2) Назовите деревья, которые растут в наших лесах? (Ель, сосна, липа, береза, рябина, ольха, черемуха, осина, клен, дуб и др.). 3) Определите, в каких лесах растут следующие деревья: а) Ель, Ольха, Кедр – растут в … (тайге) б) Пихта, Берёза, Дуб – растут в … (смешанных лесах) в) Осина, Дуб, Клён – растут в … (широколиственных лесах) 4) Дидактическая игра «Третий лишний»  (Слайд 3-4) Задание: исключите лишнее. Хвойные леса: ель, осина, кедр Смешанные леса: берёза, сосна, дуб Широколистные леса: пихта, дуб, клён. Отвечают на вопросы учителя. Устная фронтальная работа.  
3 Постановка цели и задач урока. 3 мин. Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны. Познакомимся с обитателями леса их особенностями внешнего вида и узнаем, места их обитания. (Слайд 5-6) - Откройте страницу 81 наших учебников. Прочитайте тему нашего урока - Правильно, тема урока «Животный мир лесной зоны». - Сегодня я познакомлю вас с особенностями внешнего вида и образом жизни типичных представителей лесной зоны. Отвечают на вопросы учителя.  
  4   Физкульт пауза     5 мин.   - А  теперь перед изучением новой темы проведем разминку. Вставайте рядом со своей партой. (Слайд 7) Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков) Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев) Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх) Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад) Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой) Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы И мы головки повернем. влево – вправо) Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки) Притихнем, словно в норках мыши. Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в Топтался и рычал. локтях) Хотел он очень меда, А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)   Выполняют физические упражнения
  5   Работа по теме (Новый материал)   8-10 мин. - А теперь дети мы с вами начнем изучать новую тему. - Откройте страницу 81 нашего учебника. Посмотрите там изображение. - Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.) - Рассказ учителя: Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем мало доступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами. Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен. В лесной зоне водятся травоядные животные. Словарное слово: травоядные животные – это животные, которые питаются растительной пищей. Здесь обитают и хищники. Словарное слово: хищники - это звери, которые питаются животной пищей травоядными животными и грызунами. В лесной зоне обитают и всеядные животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. Словарное слово: всеядные – это животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей. Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем. - О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений. (Сообщения учащихся) (Слайд 8-10) Послушайте, первое сообщение о животном, для которого лучшим лакомством является: трава, грибы, соль. Что это за животное? (Лось)   Следующее сообщение, о медведе. Его часто называют косолапый. Мишка косолапый По лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Догадались – это бурый медведь. Отгадайте загадку о ком, мы сейчас узнаем: Он огромный и усатый, И (к тому же) полосатый. Если встретишь, не до игр! Потому что это - ….(Тигр)   Отгадайте по характерным признакам, о ком я хочу вам рассказать: Я - полосатый … Люблю лесной орех - фундук... А нынче повезло мне вдруг - Нашел орешек грецкий. Орехи до смерти люблю! Но до утра перетерплю. А утром с белкой разделю Находку по-соседски! (Бурундук) Задание: восстановите текст, с помощью слов для справок. В лесу можно встретить самого крупного зверя, это ___________. Летом пасутся небольшие стада пугливых ______________. В густых зарослях обитает дикий _____________, он питается корнями, листьями, желудями, мышами. В земле ______________ роет ходы, добывая червей и насекомых. В лесной траве и во мху устроился колючий _____________. Среди ветвей в дуплах деревьев строит гнезда пушистый зверек, это ______________. В лесу живут хищники: ____________, ______________, ___________________. Слова для справок: лось, косуля, кабан, крот, еж, белка, лиса, барсук, куница, волк, рысь. (Слайд 11) Мы с вами, читая этот рассказ, убедились, что в смешанных и лиственных лесах водятся различные животные: кабаны, косули, заяц – беляк и другие животные. В таких лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов (среди густой кроны деревьев, в зарослях кустарников). Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, здесь не так сильно дует ветер, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен. Трудно приходится животным зимой, когда все покрыто снегом и невозможно добраться до корма. Обитатели леса приспособились к жизни в условиях этого сурового времени года. На время зимней бескормицы одни животные впадают в спячку, в норах или берлогах, другие летом и осенью делают запасы. Как вы, думаете, кто из обитателей леса делает запасы? (Белки, кедровки, синицы). В лесу много корма для птиц. Мы живем с вами лесной зоне, вспомните и назовите птиц обитателей лесов. (Тетерева, глухари, дятлы, сойки, кедровки, клесты, синицы, дрозды, снегири, свиристели, зяблики, кукушки, иволги, соловьи, галки, сороки, вороны). Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.) Задание: исправьте ошибки в моем рассказе. (Слайд 12) По берегам болот (лесных рек и озер) гнездятся гуси, утки, кулики, лебеди. На озерах (болотах) селятся журавли, цапли, аисты. На зиму они улетают на север (на юг). Из хищных птиц в лесах живут сова и филин, которые уничтожают много полезных (вредных) грызунов.   Внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя.  
8 Первичное закрепление   4 мин. 1. Дидактическая игра «Кто, где живет» (Слайд 13) Задание: назовите лесных животных, которые живут в этих жилищах. Дупло - … (белка). Хатка - … (бобр). Нора - … (лиса). Берлога - … (медведь). Улей - … (пчела). Логово - … (волк). Гнездо - … (птица). 2. Викторина «Лесные обитатели» 1. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.) 2.У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.) 3.Что теряет лось каждую зиму? (Рога.) 4. Шкура, какого хищного животного покрыта полосками? (Тигра.) 5. Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.) 6. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.) 7. Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.) 8. Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.) 9.Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.) 10. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы.) 11. Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».) 12. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.) 3. Работа с учебником – самостоятельное чтение правила стр.84 Сделайте вывод об обитателях лесной зоны. (В лесной зоне обитает огромное количество животных. Животный мир лесов богат и разнообразен. В лесах много птиц и насекомых).   Отвечают на вопросы учителя.  
9 Итоги урока Рефлексия   2-4 мин. - Ребята, наш урок подошел к концу, мне понравилась ваша работа,  вы – молодцы!  (Слайд 14) – Что интересного узнали сегодня? Природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять. Любите родную природу – Озера, леса и поля. Ведь это же наша с вами, Навеки родная земля. На ней мы с вами родились, Живем мы с вами на ней. Так будем же люди, все вместе Мы к ней относиться добрей. - Что особенно запомнилось вам на уроке? - Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в повседневной жизни? Отвечают на вопросы учителя.  
  11   Домашнее задание   2 мин. Домашнее задание. Стр. 81-84, подготовить рассказ об одном животном лесной зоны. Записывают ДЗ

 

 


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: