Поиски правды в романе «Тихий Дон»

Задания по литературе для группы П-91

Пара

Трагедия Григория Мелихова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Центральное место в романе «Тихий Дон» занимает Григорий Мелехов. Чтобы понять трагичность жизненного пути героя, необходимо проследить всю историю его судьбы.

Герой был воспитан в традициях русского казачества, обладал вспыльчивым и независимым характером и способностью нежно любить. Достоинство и честь находились на первом месте. Он был заветной надеждой не только отца, но и Натальи, и, конечно же, Аксиньи, живущей любовью к нему.  

Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь – путь самопознания.

Во время февральской революции, когда к власти пришли большевики, перед людьми встала проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Мелехов мучился теми же сомнениями, что и остальное казачество. Не нашел он своего места среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок.

Герой постоянно в ситуации выбора. Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде. А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия.

Главная проблема – определение человеком своего пути

– Ты какой стороны держишься?

– Ты, кажется, принял красную веру?

– Ты в белых был? Беленький! Офицер, а?

Эти вопросы задавались одному и тому же человеку, Григорию Мелехову. А он самому себе не мог ответить на них…

Не случайно на вопрос Кудинова:

– Чем захворал? Григорий ответил: – Тоскою… Сердце пришло в смятению…

За словом “тоска…” и последующим многоточием всплывает целый ряд значений: стеснение духа, томление души, мучительная грусть, беспокойство, горе, печаль, сердце ноет. Этот ряд ассоциаций усиливается репликой “Сердце пришло в смятению”. Смятение – это паническая растерянность, тревога. Григория мучают противоречия.

Были моменты, когда у него бессильно металась душа, были минуты ослепления, когда ему казалось, что нет в жизни настоящей большой правды, “под крылом которой мог бы согреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. Надо только не взнуздывать чувств, дать простор им, как бешенству, – и всё”.

И вот вместе с другими односельчанами он вступает в битву с Подтелковым. Разливается кровавая река по земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыта доблесть и честь; рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую участь. Он становится одним из крупных военных начальников повстанцев, но что-то ломается в его душе от многолетнего военного убийства: он забывает о семье, все безразличнее становится к себе.

И вот уже от вопроса кто прав в этой борьбе, он переходит к проблеме выбора более глубокой: что главное в его поступках – милосердие или жестокость, любовь или ненависть.

«Через полчаса, когда густые лавы конницы нескончаемо потекли по улицам, Григорий остро ощутил горделивую радость: такой массой людей он ещё не командовал».

Далее меняется настроение Григория. Как герой решает проблему выбора?

«А главное – против кого веду? Против народа… Кто же прав?…». Опьяняющая сила власти состарилась и поблекла в его глазах. Тревога, горечь остались, наваливаясь непереносимой тяжестью, горбя плечи».

И снова вопросы. Григорий не марионетка событий, посланных судьбой. Это человек, способный думать, анализировать. И “…Опьяняющая сила власти…”, а это и есть безумие, “состарилась и поблекла… Тревога, горечь…” от осознания своей причастности в совершение зла и насилия.

Григорий отталкивает от себя это гибельное ожесточение. Он отвергает крайности. Для него неприемлема жестокая прямолинейность Михаила Кошевого, а ещё больше он ненавидит кровавое, мстительное душегубство Митьки Коршунова, который говорит: “В ней, в этой войне, сватов, братов нету” (кн.3, ч.6, гл.20).

Григорий Мелехов и такие, как он, ни к какому “берегу” не прибиваются и не хотят прибиваться, потому что они есть главное течение жизни, её стержень. «Такие, как Гришка, в драке только под ногами болтаются… К берегу не прибьется и плавает…», – говорит Иван Алексеевич.

Чем больше втягивал Мелихова круговорот гражданской войны, тем сильнее он мечтал о мирном труде, о настоящей человеческой жизни. На фоне всех метаний Григорий пережил трагедию также и в личной судьбе, красной полосой через которую прошли неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей. С черной, выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь героя в конце его пути. Автор придает всему этому особо значение, считает их ключевыми в трагедии Григория Мелехова.

 

Поиски правды в романе «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» охватывает самое исторически насыщенное десятилетие России. Здесь и Первая Мировая, и революция, и война Гражданская с ее братоубийственной реальностью.

Прочитав этот роман-эпопею, читатель понимает, насколько велика сила художественного изображения такого яркого писателя, как Михаил Александрович Шолохов. На фоне исторических и политических катаклизмов сталкиваются целые миры-люди и судьбы. «Тихий Дон» — это не только повествование о войнах и революциях, но и повествование о нескончаемом поиске правды главным героем Григорием Мелеховым. Для Григория понятие правды равно понятию справедливости, причем по отношению не к себе, а ко всем казакам.

Весь его путь – поиск идеи, способной устроить жизнь казаков по справедливым законам и правилам.

Автор выбрал Григория, потому что именно он является ярчайшим представителем патриархального казачества: оно напитало его душу любовью к мирному труду, дерзкой смелостью, страстью, оно научило его вдыхать донской воздух полной грудью и испытывать невероятное счастье от любви свободы. Однако этот поэтический мир, который лелеет в своем сердце Григорий, рухнул так же, как первый убитый австриец, которого не смог забыть Григорий. С этого момента Григорий Мелехов стал по-настоящему анализировать происходящее. С этого момента он оказывается в состоянии выбора правды. «Сам ищу выход» — постоянно повторяет Григорий.

И здесь ему не свойственны компромиссы. Ведь Григорий никогда не знал середины, и этим усугубляется его трагедия, которая переносится в глубины сознания «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей» — так пишет об этом автор, и эта сумятица — не политические шатания, а поиск правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый», но Григория мучает, что такой правды нет ни у белых, ни у красных. К этому печальному выводу приходит Гришка Мелехов, он осознал, что искал «дурную правду» и поиски эти были «зряшными, пустыми».

Самое страшное, что эти пути исканий сделали Григория стариком, ожесточили его сердце, потому что сопровождались кровью. Всего десятилетие отделяет молодого дерзкого Гришки от Григория, измученного войной, израненного, в измызганной шинели, почти старика, у которого «все отняла безжалостная смерть», и осталась в его душе только пустота. Сам герой понимает, что «даже Аксютка не сможет заполнить эту пустоту».

Но и с любовью история поступает жестоко, так гибнет Аксинья, не имевшая никакого отношения к революции и гражданской войне. Этой смертью, так же как смертью Христони, Пантелея Прокофьевича Шолохов хотел показать трагедию народа, который вынужден страдать в кровавом месиве истории. Поэтому с такой болью читаются строки, описывающие внутренние состояние Григория Мелехова после очередного вмешательства смерти в его жизнь: «…сотрясаясь от рыданий, он, как собака, стал хватать ртом снег, уцелевший под плетнем. Потом, в какую-то минуту чудовищного просветления, попытался встать, но не мог и, повернувшись мокрым от слез, изуродованным болью лицом к столпившимся вокруг него казакам, крикнул надорванным, дико прозвучавшим голосом…». Эти строки можно считать кульминацией в путях исканий главным героем романа «Тихий Дон» правды. Ведь носителем этой человеческой, жизненной истины был он сам, а реальность заключалась в том, что его правда, к которой он привык, с которой жил и которую любил, безвозвратно потеряна.

Словарь:

Донцы – живущие на Дону

Зряшные – напрасные

Марионетка – игрушка

Катаклизм (глобальная катастрофа) — резкий перелом в характере и условиях жизни под влиянием разрушительных природных или политических процессов.

Патриархальн ый – верный старым традициям.

Компромисс – уступка  ради достижения какой-либо цели, вопреки своим желаниям.

Усугубляется – усложняется

Сумятица – путаница, неразбериха

Измызганной – старой, грязной

Задания к теме:

Как вы только что прочитали, вся жизнь главного героя – поиски справедливости. И трагедия его заключается в том, что не нашёл он в политическом хаосе гражданской войны ту силу, которая смогла бы организовать жизнь казаков по справедливым порядкам.

Расставьте события жизни героя, связанные с поисками правды, в том порядке, в каком они описаны в книге.

1. Григорий переходит на сторону большевиков.

2. Зрелище жестокой расправы над отрядом Чернецова, уход от большевиков.

3. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

4. Встреча в госпитале с большевиком Гаранжой

5. Григорий у Буденного.

6. Расстрел Подтёлкова

7. В банде Фомина, на острове.

8. Участие в мятеже против большевиков. Григория производит в сотники.

9. Попытка эмигрировать из России

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: