Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе
Весь материал на итоговом занятии должен быть направлен на проверку усвоения знаний и их закрепление. Однако при выявлении пробелов не следует тут же заново объяснять детям то, что они не поняли. Самое главное в таком уроке — подведение итогов, то есть внимание воспитателя и детей должно быть сконцентрировано на том, чего они достигли за время обучения. Рассмотрим пример итогового интегрированного занятия по математике, которое разработал педагог Головнёва Маргарита.
Таблица: итоговое занятие «Поезд в Волшебную страну знаний»
Элемент плана Время Описание
Цель Показать и закрепить знания дошкольников по математике, полученные в ДОУ
Задачи
Образовательная: закрепить знания детей по решению простых арифметических задач, проверить усвоение счёта до десяти, представлений о геометрических фигурах;
воспитательная: формировать интерес к математике, а также такие качества, как коммуникативность, самостоятельность;
|
|
развивающая: вырабатывать логическое мышление, развивать мелкую моторику
Методы
Словесные;
наглядные;
дидактические игры
Оборудование
Плакаты;
раздаточный материал;
цветные карандаши;
счётные палочки;
магнитная доска;
флажки
Ход занятия.
Организационная часть 2 минуты Воспитатель: Здравствуйте, ребята! За столами сидим правильно, спинки держим ровно, слушаем внимательно. Все к занятию готовы?
Дети: Готовы!
Вводная часть 10 минут
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в «Волшебную страну знаний», побываем в городах, жители которых любят математику.
Мы сегодня приглашаем
Заглянуть в страну чудес,
Где измерим всё на свете
От земли и до небес.
Там есть числа, счёты, скобки!
И линеек целый строй.
Круг, квадрат, прямоугольник —
Это тоже там найдём.
Там задачи и примеры.
Что же это за страна?
Вас мы с нею познакомим,
Это — МАТЕМАТИКА.
Нас ждут увлекательные приключения и интересные загадки, а помогать нам будут в путешествии два друга. Угадайте, кто это. Правильно, это математические знаки «плюс» и «минус».
Поедем мы в путешествие на весёлом поезде. (Прикрепляем плакат с изображением поезда на магнитную доску.)
Ребята, а давайте посчитаем наши вагоны. Тот, кто выходит к доске, прикрепляет цифру к вагончику. У нас получилось четыре вагона! А теперь посчитаем колёса! Молодцы! Давайте попробуем наоборот. Всё правильно. А сейчас будем покупать билеты на поезд. Сегодня мы путешествуем по математическим городам, и билеты продаются за правильное решение примеров.
На ветке сидели два воробья. Прилетело ещё два. Сколько воробьёв стало на ветке?
|
|
В вазе лежало пять яблок. Два съели. Сколько осталось?
На дворе гуляли два цыплёнка. Сколько у них ножек?
На пруду плавали шесть уток. Четыре улетели. Сколько осталось?
Маша съела восемь конфет, а Даша шесть. Кто съел больше?
Сколько дней в неделе?
Сколько букв в слове ПОЕЗД?
Миша три дня был у бабушки и два дня болел. Сколько дней Миша не был в детском саду?
Сколько цветов у радуги?
Сколько летних месяцев?
Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя и за это получают билет на волшебный поезд.
Воспитатель: Ребята, на ваших билетах написан номер вагона. Рассаживаемся по своим местам. (На столах стоят карточки с номерами вагонов.)
Основная часть 25 минут
Первая остановка «Город Геометрический».
Воспитатель: На этой остановке живут геометрические фигуры. Угадайте, как они называются.
У геометрических фигур случилась беда. Сильный ветер разорвал их на кусочки. Давайте им поможем и правильно соберём. (Раздаточный материал выполнен из плотной цветной бумаги, для каждого стола — свой цвет.)
Молодцы! Все помогли геометрическим фигурам. Показываем, где у вас получился овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. (Дети указывают на соответствующие фигуры.) Все собрали правильно!
Но ветер разрушил и их жильё. Нашим фигурам негде жить. Давайте нарисуем им много красивых домов, чтобы город «Геометрический» стал самым лучшим. (Воспитатель раздаёт бумагу в клеточку, карандаши и задания для графической работы.) На своих листочках отсчитываем семь клеток слева и девять сверху, ставим точку. Затем выполняем задание. Домики мы построили. А теперь раскрасим их в разные цвета.
Геометрические фигуры нам очень благодарны. И чтобы нас развеселить, они придумали задачки — головоломки со счётными палочками:
Из пяти палочек нужно сложить два треугольника.
У нас есть прямоугольник. Добавь одну палочку так, чтобы получилось два квадрата.
Нужно посчитать, сколько здесь квадратов. А сколько прямоугольников?
Построено два квадрата. Положи ещё две палочки так, чтобы получились три квадрата.
Следующая остановка «Город Спортивный».
Любой математик знает: «И смекалка нужна, и закалка важна». Чтоб задачи и примеры у нас легко решались, надо помнить про зарядку.
Игра «Ручеёк». Детям раздаём карточки с числами от нуля до десяти в двойном экземпляре. Ребята разбиваются по парам так, чтобы сумма их чисел была десять. Пары встают лицом друг к другу и соединяют вверху руки, получаются ворота. Последняя пара пробегает под всеми воротами и встаёт впереди, потом следующая. Повторяем несколько раз.
Игра «Зеркало наоборот». Дети делятся на две шеренги. По правой руке воспитателя лицом к нему выстраиваются номера от одного до десяти по возрастанию, а по левой руке — с номерами от десяти до нуля. Играющие с правой шеренги повторяют движения воспитателя, а дети с левой шеренги делают наоборот. Если воспитатель поднимает руки вверх, то малыши справа повторяют движение, а дети слева опускают руки вниз. И так далее. Через две минуты шеренги меняются местами.
Остановка «Город Арифметический».
Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Арифметика». А вы, ребята, тоже любите арифметику? А считаете так же хорошо, как Настя из стихотворения, не ошибаетесь? Сейчас мы это проверим.
Упражнение «Расставь правильно арифметические знаки». Наши братья — близнецы, знаки «плюс» и «минус» так похожи, надо быть очень внимательными и поставить каждый знак на своё место. (Раздаётся несколько вариантов задания, так, чтобы за столом одинаковых заданий не было.) Все выполнили задания? Давайте проверим. Поменяйтесь с соседом карточкой и проверьте решение. Раз все примеры решены правильно, жители города будут рады таким гостям. А мы подарим им цветы.
|
|
Упражнение «Раскрась цветы». Цветы получились у всех замечательные. Но жители этого города больше всего на свете любят решать задачи. Давайте мы придумаем для них побольше задач.
Упражнение «Составь задачу». Дети вместе по подгруппам придумывают задачи и решают их. Затем каждая подгруппа рассказывает своё условие задачи.
Жители города благодарят вас за подарки и в ответ прислали несколько шуточных задач:
Два велосипедиста проехали четыре километра. Сколько проехал первый велосипедист?
Болотная цапля, стоя на одной ноге, весит пять килограмм. Сколько она будет весить, если станет на две ноги?
Что весит больше: один килограмм песка или один килограмм ваты?
Заключительная часть 5 минут
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Мы вернулись домой. Вот на этой карте показаны те места, которые мы посетили. Приколите красный флажок, если приключения в этом городе вам понравились. Если не понравилось — приколите чёрный флажок.
Как замечательно, что вам понравилось путешествие. Смотрите, сколько ещё интересных городов можно посетить в волшебной стране. И мы обязательно там побываем. Всем спасибо.
Таблица: загадки о двух помощниках
Он любит цифры отнимать
И всё на свете отрицать.
И чтобы в счёте мы не сбились,
Поможет знак с названьем… МИНУС!
Цифру к цифре мы прибавим,
Между ними крестик ставим.
Намотай себе на ус:
Этот знак зовётся… ПЛЮС!
Таблица: загадки о геометрических фигурах
Покатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура,
Лишь на одну фигуру.
Миша догадался вдруг,
Ну, конечно, это (круг).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
И на что же он похож
Или с чем-то очень схож?
Не кирпич, не треугольник,
Стал квадрат (прямоугольник).
На фигуру посмотри
И в тетрадке начерти.
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый (треугольник).
Я фигура — хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
|
|
И четыре стороны.
Кубик — мой любимый брат,
Потому что я (квадрат).
Он похожий на яйцо
Или на твоё лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг (овал).
Фотогалерея: раздаточный материал, применяемый в ходе занятия
Обратите внимание: так как занятие является итоговым, в него включено много индивидуальных упражнений. По скорости и правильности их выполнения воспитатель может определить уровень усвоения знаний по математике каждым ребёнком и далее скорректировать свою работу.