Теоретический материал для самостоятельного изучения

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 50

Нравственная проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Характеристика основных элементов эпического произведения на примере повести Ю. Трифонова «Обмен»;

2. Городская прозе;

3. Оценка поступков героев, сравнение характеров с учётом исторического процесса.

Тезаурус

Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-х годах 20 века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.

Композиция – построение, расположение и соединение всех частей (образов, деталей, эпизодов и др.) произведения в одно целое. Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель с наибольшей глубиной воспринял идею произведения.

Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. 355 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Шитов А. Другая жизнь Ю. Трифонова. 2 ч. https://coollib.com/b/353692/read (дата обращения: 20.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Юрий Трифонов родился в 1925 году в Москве в семье революционеров. Его отец в 1904 году вступил в партию, был сослан в административную ссылку в Сибирь, прошёл каторгу. А в октябре 1917 стал членом Военно-революционного комитета, два года возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР. В 30-х годах отец и мать Трифонова были репрессированы.

Ещё во время войны Юрий Трифонов поступает в Литературный институт имени А. М. Горького. Во время учёбы он печатает рассказы в московских газетах и журналах. Его дипломная работа — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты». В 1950-ом году её печатает журнал «Новый мир» Александра Твардовского, а в 1951-ом автор получает за неё Сталинскую премию.

В 1965 году появляется документальная книга Юрия Трифонова «Отблеск костра», работая над которой он использует архив отца. В этом произведении писатель показывает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». Здесь автор впервые в качестве художественного приёма применяет принцип монтажа времени.

Проза Трифонова автобиографична. Писателя увлекает тема судьбы интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. В повести «Дом на набережной» Трифонов описывает быт и нравы жителей правительственного дома в 1930-х годах. Многие из них, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря.

Повести Трифонова почти ничего не говорят напрямую, открытым текстом. «Герой Трифонова — это, как и сам писатель, человек городской, интеллигентный, трудно, а то и трагически переживший сталинские времена. Если сам он и не сидел, не был в ГУЛАГе, так почти что нечаянно кого-нибудь туда посадил, если он жив, то и не знает — радоваться этому обстоятельству или огорчаться. Вместе с тем все эти люди, больше или меньше, но искренне склонны к анализу и своего прошлого и настоящего, и по этой именно причине они с трудом вписываются, а то и вовсе не вписываются в окружающую их действительность, в советское столь неискреннее общество» — так говорит о писателе Сергей Залыгин. Сам Трифонов утверждает: «Да не быт я пишу, а бытие».

В 1969-ом году писатель выпускает повесть «Обмен». Действие бытовой драмы происходит в конце 1960-х годов в Москве.

Жена Виктора Дмитриева настаивает на обмене их комнаты и комнаты смертельно больно матери героя на двухкомнатную квартиру. Мужчина понимает неоднозначность такого обмена, учитывая, что Лена и свекровь ладят плохо.

Автор изображает две семьи Дмитриевых и Лукьяновых, породнившиеся благодаря женитьбе своих детей. Эти семьи прямо противопоставлены друг другу. Родители Виктора Дмитриева — потомственные интеллигенты. Семья Лены Лукьяновой противоположна и по происхождению, и по культурному уровню. Для этой семьи чувство любви подменяет чувство долга. Но они практичные люди, «умеющие жить», в отличие от непрактичных, не умеющих приспосабливаться Дмитриевых. У одних «вся обстановка сверкает», другие, хоть и благородные, но живут в бедности.

Цель жизни Лены — организовать свой быт максимально удобно. Она получает работу в хорошем месте, где уже числятся «две идеально устроенные в этой жизни приятельницы». Её отец помогает устроиться на работу и Виктору.

В произведении мы видим противопоставление Лены и матери Виктора Ксении Фёдоровны. Женщину «любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и павлиновской даче, потому что она добродетельна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие». Ксения Фёдоровна привыкла всем помогать.

Таня, бывшая возлюбленная Виктора, тоже делает всё бескорыстно. Её образ воплощает собой искреннюю любовь. Она всё ещё испытывает чувства к Дмитриеву, но понимает, что никакой надежды на ответные чувства нет.

«Квартирный вопрос» становится испытанием для героев произведения. Обмен – сюжетный стержень повести (метафора, которую использует автор). В повести совершается «обмен нравственный. Лена со своей жизненной хваткой «…вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть».

Виктор, страдая от безволия, не может, не умеет противостоять своей жене. Он отлично понимает весь ужас происходящего, осознаёт цену обмена, но не находит в себе сил чем-то воспрепятствовать этому.

Ксения Фёдоровна болеет. После операции она чувствует себя лучше. Дмитриев не знает, как сказать ей об обмене. Лена с лёгкостью составляет для мужа план разговора с Ксенией Фёдоровной. «Вали всё на меня!» — советует она. От неё далеки переживания героя. Когда отец Лены лежит с инсультом, она думает только о том, что у неё горит путевка в Болгарию, и спокойно отправляется на отдых.

Человек может нравственно деградировать, следуя на поводу своих желаний. Суть названия повести, авторская позиция раскрываются в диалоге Ксении Фёдоровны с сыном об обмене: «— Есть ещё такой вариант: можно обменяться, поселиться с тобой в одной квартире — тогда Лора будет независима...

— Обменяться с тобой?

— Нет, не со мной, а с кем-то, чтобы жить со мной.

— Ах, так? Ну, конечно, понимаю. Я очень хотела жить с тобой и с Наташенькой... — Ксения Фёдоровна помолчала. — А сейчас — нет.

— Почему?

— Не знаю. Давно уже нет такого желания.

Он молчал, ошеломлённый.

Ксения Фёдоровна смотрела на него спокойно, закрыла глаза. Было похоже, что она засыпает. Потом сказала:

— Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошёл...— Вновь наступило молчание. С закрытыми глазами она шептала невнятицу: — Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя».

Обмен всё же совершается незадолго до смерти Ксении Фёдоровны. Виктор превращается в холодного, чёрствого человека, живущего самообманом. Его юношеские стремления и настоящие, искренние мечты превращаются в недоступные грёзы. Так герой деградирует как личность и утрачивает родственные связи. Всю вину он возлагает на стечение обстоятельств, которые он так и не смог победить. Виктор отступает от «совести»: по отношению к работе, к любимой женщине, к матери. Он «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его нужно беречь изо всех сил».

«Ещё не старик, но уже пожилой, с обмякшими щёчками дяденька», — таким видит Виктора в конце повести рассказчик. А ведь герою только тридцать семь лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: