Кем была Ариадна в жизни Цветаевой?

Поэтический мир Марины Цветаевой

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой, этапами ее творческой эволюции;

закрепить навыки анализа стихотворения; закрепить основные теоретико-литературные понятия (антитеза, литературный процесс, морфологические и синтаксические средства выразительности и др.). Создать педагогические условия для формирования ценностных ориентаций через понимание любви как лейтмотива жизни и творчества М. И. Цветаевой. 

 

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Сегодня мы окунемся в мир поэзии М. Цветаевой, поэта великого дарования и необычайно трагической судьбы.

Из письма М.Цветаевой:

«Обращаюсь к Вам, потому что Вы любите мои стихи... Незнакомый человек - это тот, от кого все ждешь. Кого еще нет, он только завтра будет (завтра, когда меня не будет)»...

 

К тебе, имеющему быть рожденным,

Столетие спустя, как отдышу, -

Из самых недр, - как насмерть осужденный,

Своей рукой - пишу...

 

Значит, Цветаева обращалась к нам с вами. "Столетие спустя..." 26 сентября 2017 года – юбилейная дата - 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой.

 

2. Целеполагание

 

Чтобы определить цели урока, обратимся к цитатам из записных книжек Цветаевой. Подумайте над их значением и сделайте вывод - чем вам предстоит заниматься сегодня.

Равенство дара души и глагола - вот поэт.

Стихи мои – дневник.

Иногда я думаю, что я — вода... Можно зачерпнуть стаканом, но можно наполнить и море. Все дело во вместимости сосуда и еще — в размерах жажды...

Чтобы понимать стихи, то есть брать от них наибольшее, нужно воображение: быстрота и гибкость ассоциаций.

Чтение — есть соучастие в творчестве.

Слово учителя

В письме Борису Пастернаку Цветаева говорила, что её жизнь заключена и объяснена в стихах, от них следует идти не к быту, а к бытию. Такой подход требует от читателя серьёзного труда ума и души.

3. Изучите запись «М.Цветаева. Между любовью и любовью. Светлана Крючкова»

https://www.youtube.com/watch?v=_U9GitEgEVk

Запишите свой отзыв: нравится ли вам прочтение стихотворений актрисой? Какое стихотворение запомнилось, чем-то поразило вас? (Ответ пришлите в формате Word на почту Dan24@list.ru или ВКонтакте прикрепленным документом. Минимальный объем – 3-5 предложений, Times New Roman, 12).

 

4. Изучите биографию поэта, пользуясь презентацией, видеолекцией «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=3rdje7x_334

и ответьте на вопросы по теме.

Запишите ответы на тематические вопросы:

1) В какое время года родилась Цветаева?

2) Как называется первый опубликованный сборник стихов Марины Цветаевой?

3) Как звали мужа Цветаевой?

Кем была Ариадна в жизни Цветаевой?

5) В энциклопедических словарях рядом с Мариной Цветаевой вы всегда найдёте сведения об её отце. Кто были её родители?

6) «Спасибо тебе, Макс, за Серёжу – за 1911 год. Коктебель 1911 г. – счастливый год моей жизни». За что благодарила Марина Цветаева Максимилиана Волошина?

7) «Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми —

Яростными – как могила! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла».

О чём эти стихи?

8) Когда М. Цветаева эмигрировала за границу?

9) Что вам известно о конце жизни М. Цветаевой?

10) Каждый поэт в той или иной форме выражает любовь к родному городу. А.А.Ахматова писала о Петербурге, М.И.Цветаева -?

(Ответ пришлите в формате Word на почту Dan24@list.ru или ВКонтакте прикрепленным документом. Times New Roman, 12).

5. Анализ стихотворений: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", «Генералам 12 года», «Мне нравится, что Вы больны не мной». 1 стихотворение по выбору.

(Минимальный объем – 0,5 страницы А4 Times New Roman, 12).

(Письменный анализ выбранного стихотворения пришлите в формате Word на почту Dan24@list.ru или ВКонтакте прикрепленным документом. Times New Roman, 12).

На дополнительную оценку – выразительное чтение стихотворения М. Цветаевой прислать в аудиоформате на почту Dan24@list.ru или ВКонтакте.

Срок сдачи работы до 30 марта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: