Государственные праздники

Праздники, выражающие общественные идеалы, демократические, революционные или народные традиции государства. Эти праздники считаются верховной властью страны и вводятся в праздничный календарь. Они называются государственными или официальными.

Определены следующие группы праздников:

К 1 группе отнесены официальные праздники с выходным днём, выражающие демократические традиции. Их шесть:

12 июня - День принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

4 ноября - День народного единства.

9 мая - День победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 -1945 годов.

8 марта - Международный женский день.

1 мая - Праздник весны и труда.

Ко 2 группе праздников относятся те из них, которые, имея выходной день, связаны с народными традициями. Их всего два:

1 января - Новый год. 7 января - Рождество Христово.

В 3 группу праздников входят памятные дни, не имеющие выходного дня,

это:

• Праздники, сохранившиеся без изменения со времён СССР:

12 апреля - День авиации и космонавтики.

7 марта - День радио.

1 июня - День защиты детей.

27 августа - День кино.

1 сентября - День знаний.

• Памятные дни, поменявшие названия:

23 февраля - День защитников Отечества (ранее День Советской Армии и Военно- морского Флота).

•    Не упомянутые в указе, но отмечающиеся праздники (в основном праздники профессий).

• Даты появившиеся в современной России:

12 января - День работников прокуратуры.

- 13 января - День работников Российской печати.

- 25 марта день работников культуры

- 27 мая - День библиотек.

- 22 августа - День государственного флага.

4.           Юбилейные даты конкретного года, объявленные государственными праздниками.

5.     Дни Воинской Славы России.

Теперь мы остановимся подробнее на некоторых из праздников.

Дни воинской Славы России. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались и России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.

Возрождая одну из лучших российских традиций, 10.02.1995 года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который был 12.03.1995 года подписан Президентом. В список праздников

вошли наиболее выдающиеся события военной истории России. Например:

18 апреля - День победы русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

7 Ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год). Позднее этот праздник переименован в День народного единства и отмечается 4 ноября.

10 Июня - День победы русской армии под командованием Петра I подами в Полтавском сражении (1709 год.)

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией. (1812 год.)

23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками (1918 год), День защитников Отечества.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

27января - День снятия блокады города Ленинграда (1944).

9 мая - День победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов.

К сожалению, о Днях воинской Славы даже, календари не дают полной информации: или дни праздников пустуют, или дни указаны неверно, иная причина - элементарная неосведомлённость. Подавляющее большинство людей просто не знает о существовании этих праздников.

Народные праздники.

В празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений, его верования, история и поэзия. Значение народных праздников необычайно велико: они являют собой корни отечественной культуры. Из них выросли литература и искусство, наполнившие жизнь народа духовным содержанием.

Народный праздник - это проявление всех форм культуры коллектива, начиная от норм поведения, кончая демонстрацией нарядов.

Корни большинства народных праздников уходят во времена Язычества. Несмотря на тысячелетние усилия православной церкви по их искоренению, многие из языческих обрядов и ритуалов сохранились в народных праздниках и до наших дней, часто в форме игры и порой неся уже совершенно другую смысловую нагрузку. Часть языческих обрядов церковь приспособила к некоторым церковным праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных.

Главным организующим началом любого народного праздника является обряд, традиционно или по установившемуся обычаю присущий именно данному празднику и выражающий его специфику.

Обряд - это совокупность символических коллективных действий, сопровождающих важные моменты человеческой жизни. Сопровождение обряда различными символами и ритуальными действиями призвана придать празднику торжественность и создать определённое магическое воздействие на окружающих, побудить их к сопереживанию, ощущению сопричастности к отмечаемому событию.

Обрядовая символика народных праздников весьма разнообразна - это травы, цветы, колосья, ветви деревьев, числа, сверхъестественные существа.

Велика роль обряда как носителя коллективной памяти, фиксирующий познавательный, нравственный и эстетический опыт и способствующий социализации личности. Все участники обряда, воспроизводя зафиксированные в традиции социально- значимые формы поведения через обрядовые нормы, направляют, в соответствии с ними, свое индивидуальное творчество и проявление чувств. Тем самым осуществляется невольное морально-эстетическое воспитание личности.

Традиция - все то, что унаследовано от предшественников (ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды).

Народный календарь на Руси складывался из взаимодействия и слияния двух обрядово-праздничных систем - языческой и христианской.

Иногда это слияние было поверхностным (Святки, Масленица); иногда сущностным (Троица). Но в любом случае народная языческая вера, несмотря на тщательные попытки её искоренения, продолжила жить и живёт по сей день в народных праздниках и обрядах. Так. любимые народом зимние праздники - Святки и Масленица - представляют собой странную смесь стихий: суеверные языческие обычаи и христианские воспоминания о рождестве Спасителя Мира. К первым относятся гадания, ряжанье, игры, ко вторым - славление (хождение детей по домам с вертепом, звездою), сжигание соломенного чучела (олицетворение Масленицы). Один из самых ярких праздников лета - Иванов день (Купала), впадающий в христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи. Главные обряды здесь: очищение водное и огненное, песни и пляски, гадания. То же сплетение христианских и языческих элементов наблюдается и в других народных праздниках (Троица, Пасха, Юрьев день и др.).

На Руси существовало большое количество народных праздников. Подход к их классификации у разных авторов различен. Й.М. Снегирев подразделяет народные праздники на летние, зимние, весенние и осенние. Весенние праздники - Красная горка, Радуница. Юрьев день и др. Летние праздники - Семик, Ярило, Купала и Купальница, Русалии и др. К осенним - Обжинки, Бабье лето, Осенины и др. Зимние праздники - Коляда (Святки), Васильев Вечер, Масленица и др.

Кроме этих праздников, в течение года были братчины, посиделки, гостёвки и др., на которые «всем миром» готовилось угощенье и варилось пиво.

Известный исследователь народного быта А." Терещенко классифицировал народные праздники так: христианские, простонародные обряды,                                      семейно-бытовые и

земледельческие.

М.М. Громыко условно разделяет народные праздники на: календарные, трудовые, храмовые, семейные.

Многие праздники и обряды совпадают с земледельческими природными циклами, и это не случайно, ведь крестьянский быт прочно зависел от природы.

На протяжении веков народные праздники претерпевали некоторые изменения, связанные с определёнными историческими событиями, сменой эпох и т. д. Но в них запечатлены образ жизни русского человека, его верования и чаяния. Но неизменна была потребность людей в радостные дни собираться вместе, чтобы с помощью определённых условно-символических действий ознаменовать то или иное событие.

 

Народные праздники

 -Масленица (сырная неделя) — 7 дней (за 7 недель до Пасхи) -Красная горка - 1-е воскресенье после Пасхи (девичий праздник, сватовство).

-Святки - 12 дней от Рождества И. Христа до Крещения: христ. праздн. (колядование) + языческий (гадание, ряжение).

-Семик. Русальная И. Крестителя - неделя 1-я за Троицей (проводы весны

и встреча русалок) языческий праздник.

-Август:

1-й Спас - Медовый (происхождение честных древ Животворящего Креста Господня,

14 августа).

2-й Спас - Яблочный (Преображение Господне, 19 августа).

3-й Спас - На полотне (Перенесение из Едессы в Константинополь

нерукотворного Образа Господа И. Христа, 29 августа).

-Иванов день. Купало, 7 июля (смешение языч. и религиозных воззрений). -Петров день — праздник рыбаков, 12 июля (религ. + языч.). -Ильин день - 2 августа (поворот к осени), религ. + языч. -Бабье лето -1 неделя с Рождества Богородицы. -Семёнов день - 14 сентября (преп. Симеона Столпника)

Церковные праздники.

Среди церковных праздников выделяются несколько групп: великие, большие и малые.

К великим праздникам относятся Рождество, Пасха и Троица. Каждый из них сопровождается особым ритуалом и длится несколько дней. Они называются Господними, поскольку связаны с событиями из жизни Иисуса Христа.

Кроме них существуют Богородичные праздники. Вместе с некоторыми другими они составляют годовой круг - двенадцать главных праздников. Они так и называются - двунадесятые (двенадцать), среди них Благовещение, Крещение Господне, Успение Божией Матери, Введение но храм Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Покров Божией Матери, Рождество Пресвятой Богородицы и др. Двунадесятые праздники обычно отмечаются в течение двух, иногда трех дней.

Праздники могли быть подвижными и неподвижными. Многие праздники зависели от дня Пасхи, который каждый год приходится на разное число. Соответственно меняются и дни, на которые попадают праздники. Так, Троицу отмечают на пятидесятый, а Духов день - на пятьдесят первый день после Пасхи. Но большинство праздников являются неподвижными и всегда бывают в один и тот же день года.

Остальные праздники считались малыми, их количество и время проведения различались в разных районах. Обычно малые праздники были связаны с днями почитания наиболее известных в данной местности святых, икон и храмов. Так, во многих местностях 22 мая отмечали день Николы Вешнего.

В некоторых населенных пунктах отмечали собственные «заветные» праздники. Их день устанавливался «по обещанию», в зависимости от местных преданий. Чаще всего праздник устраивался в честь того святого, с которым связывали предотвращение каких- либо бедствий - эпидемии, засухи, пожара, падежа скота.

Как «заветный» праздник обычно отмечался в день, посвященный Параскеве Пятнице, которую считали главной народной заступницей после богородицы.

В том случае, когда складывался местный культ какого-нибудь святого то, наравне с другими праздниками ежегодно отмечались дни рождения и преставления данного святого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: