Задание 1. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?
Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Л. Н. Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»; «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, т. е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».
М. Горький: «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной страстной любви великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».
Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: "Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... и чтобы на всех она отражалась чтобы все они жили со мною вместе".
О. Уайлд: «Смысл жизни - самовыражение, проявить во всей полноте свою сушность - вот для чего мы живем».
А. Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».
Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».
Ф. Брукс: «Суть жизни - стремление к счастью, и оптимизм - лишь неотъемлемое ДЛЯ разумного человека условие такого стремления».
А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить творения, которые не стареют».
Омар Хайям: «О душа! Ты меня превратила в слугу. /Я твой гнев ощущаю на каждом шагу. /Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?»; «То, что Бог нам однажды отмерил, друзья, и увеличить нельзя уменьшить нельзя. Постараемся толком истратить наличность, на чужое не зарясь, взаймы не прося».
Августин Блаженный: «Нет великой заслуги том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно».
Д. Руми: «Не ищите после смерти могилу нашу земле - ищите ее сердцах провешенных людей».
Д. Мадзини: «Жизнь имеет смысл как задача или долг».
В. Г. Белинский: «Если бы вся цель нашей жизни состояла только в нашем личном счастье, а наше личное счастье заключалось бы только в одной любви, тогда жизнь была бы действительно мрачною пустынею... Но хвала вечному разуму, хвала попечительному промыслу! Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, - мир исторического созерцания общественной деятельности».
Задание 2. Прочитайте текст. чем автор видит смысл жизни? Что такое иерархия целей? чем, по мнению автора, заключается основная цель жизни? Как бы вы объяснили понятие «полнота жизни»?
Е. Трубецкой: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала до конца она представляется виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, ради чего-нибудь другого: например, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть такая цель, которая желательна сама по себе. каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой безусловно стоит жить.
Эта цель, или, что то же, жизненный смысл, сеть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью, как таковой; вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество искании этого смысла. Полное разочарование выразилось бы даже не самоубийстве, а в смерти, полной остановке жизни: ибо самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направленный цели и, стало быть, предполагающий цель. Акт этот свидетельствует не прекращении стремления смыслу, а, наоборот, силе этого стремления об отчаянии, проистекающем из неудачи его достижении.
Надеждой на смысл сознательно или бессознательно приводится движение все человеческое - воля, чувство, мысль. потому всякий неуспех на этом пути является лишь новым толчком самопознанию вместе тем - сознанию того смысла, которого мы ищем которым мы, сами того не ведая, живем. Волей-неволей вся жизнь строится расчете на какую-то безусловную цель; свидетельство совести говорит нам том, что эта цель, ради которой стоит жить, есть не которая объективная правда, безусловная всеобщая, которая бесконечно возвышается над. всяким субъективным желанием мнением.
В чем же заключается эта цель, ради которой стоит жить, эта объективная правда жизни, которая должна ней осуществляться? - чем заключается искомое нами содержание смысла жизни? В этом вопросе выражается основной мотив религиозного искания всех веков. Различные религиозные философские учения дают на него различные ответы; но есть и общее, что сближает между собою искателей правды всех веков. Это - самый предмет их исканий. Чтобы разобраться в особенностях отдельных решений, необходимо прежде всего внимательно всмотреться это общее, что сближает всех.
Уже давно замечено, что искание истины было бы невозможно без не которого предварительного ней знания, ибо отыскать что-либо можно только по тем или другим признакам искомого, которые должны быть заранее известны искателю. Это верно относительно искомого нами смысла жизни. В предыдущем изложении мы уже выяснили те заранее известные его признаки, которые предполагаются всяким его исканием. Это - признаки полноты всеединства.
Полнота жизни как единая цель для всего живущего - таков предмет искания всякого жизненного стремления; единая истина для всех - таково предположение всякого сознания вообще, и, наконец, единая правда для всех - таково предположение нравственного сознания. Тоска по всеединству - вот что лежит основе всего нашего страдания о суете и бессмыслице в жизни; и поскольку мы возвышаемся сознанием над этой суетой, этот мысленный подъем уже представляет собою некоторый предварительный выход из того порочного круга, в котором мы томимся».
Задание 3. Проблема смысла жизни занимала людей глубокой древности. Прочитайте выдержку из произведения «Эпос о Гильгамеше». Какой смысл жизни провозглашается этом произведении? Согласны ли вы ним? Обоснуйте свое мнение.
Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Боги, когда создавали человека, -
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днем и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно.
Днем и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу -
Только в этом дело человека!
Задание 4. Прочитайте высказывание. Как временный характер бытия и необратимость человеческого существования связаны с поиском смысла жизни? Как вы поняли последнюю фразу цитаты?
В. Франкл: «Перед лицом смерти - как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей - мы должны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни единой из возможностей, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла.
Конечность, временный характер, таким образом, не просто являются характерными чертами бытия, но и помогают сделать его осмысленным. В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
Жизнь превосходит себя не в "длину" - в смысле самовоспроизводства, а в"высоту" - путем реализации ценностей - или в "ширину" - воздействуя на общество».
Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие вопросы поднимает автор? Почему его взгляд столь пессимистичен? Можно ли считать это мнение справедливым? Почему? Как необходимо строить свою жизнь, чтобы не было оснований жалеть о прошлом?
М. Горький: «Вы лежите в могиле, в тесном гробу, и передвами проходит, вращаясь, как колесо, бедная жизнь ваша. Она движется мучительно медленно и вся проходит - от первого сознательного шага до последней минуты жизни вашей. Вы увидите все, что скрывали от себя при жизни, всю ложь и мерзость вашего бытия, все мысли ваши вы вновь передумаете, вы увидите каждый неверный ваш шаг, вся жизнь ваша возобновится - вся до секунды! И для того чтоб усилить муки ваши, вы будете знать, что по той тесной и глупой дороге, по которой шли вы, идут другие, и толкают друг друга, торопятся, лгут... И вы понимаете, вы ясно видите - все это они делают лишь для того, чтоб со временем узнать, как позорно жить такой гнусной, бездушной жизнью».