Оценка индивидуальных параметров внешнего дыхания
Цель занятия
Изучить особенности функционирования дыхательной системы человека
Учебные цели ознакомиться с методами определения жизненной ёмкости легких и экспериментальным способом установить влияние задержки дыхания на состояние респираторной системы.
Студент должен:
1. Знать особенности функционирования дыхательной системы человека;
2. Знать факторы, влияющие на жизненную ёмкость лёгких;
3. Уметь рассчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул;
4. Уметь оценить работу дыхательной системы с помощью доступных методик и анализировать полученные показатели
Оборудование таблицы, калькулятор, секундомер.
Учебные задания
Задание 1. Подсчет дыхательных движений в покое.
Подсчитать число дыхательных движений можно положив руку с расставленными пальцами на верхнюю часть груди испытуемого, в течение минуты в положении стоя. Норма 15 вдохов, после физической нагрузки не больше 30.Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 5.
Задание 2. Проба Штанге.
Необходимо сделать обычный выдох, потом глубокий вдох. Далее задерживают дыхание с зажатым носом. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов задерживают дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное время. В положении сидя выполняется вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80 % от максимального), закрывается рот и одновременно зажимается пальцами нос. Здоровые нетренированные люди способны задержать дыхание на 40 - 45 с, спортсмены на 60 - 90 с и более.
Чем лучше подготовлен человек, тем дольше он может задержать дыхание. При утомлении время задержки дыхания снижается. После проведения первой пробы необходим отдых 5-7 мин.
Оценку общего состояния и устойчивости к гипоксии проводят по следующей шкале:
>60 сек. – отличная устойчивость;
40-59 сек. – хорошая;
30-39 сек. – средняя;
<30 сек. – плохая устойчивость
Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 5.
Задание 3. Время задержки дыхания на глубоком выдохе (Проба Генче).
После обычного вдоха – глубокий выдох и максимальная задержка дыхания с зажатым носом. Норма 25-30 сек. Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 5.
Задание 4. Трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина
Необходимо определить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя. Далее определяют время максимальной задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Затем проделать 20 приседаний за 30 сек., далее определить время задержки дыхания на вдохе. Отдохните 1 мин. и повторите все действия сначала. Оцените результаты по таблице 1.
Таблица – 1 Время задержки дыхания в функциональной дыхательной
пробе Серкина
Состояние здоровья | 1 этап | 2 этап | 3 этап |
здоров, тренирован | 50-70 сек | более 50% 1-го этапа | более 100% 1-го этапа |
здоров, не тренирован | 45-50 сек | 30-50% 1-го этапа | 70-100% 1-го этапа |
скрытая сердечная недостаточность | 30-45 сек | менее 30% 1-го этапа | менее 70% 1-го этапа |
Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 5.
Задание 5. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ складывается из дыхательного объема и резервных объемов вдоха и выдоха. ЖЕЛ - один из важнейших показателей, позволяющих судить о подвижности легких и грудной клетки. ЖЕЛ зависит от возраста, пола, физической активности, размеров тела и т.д. После 40 лет ЖЕЛ уменьшается тем больше, чем меньше физическая активность человека. Как правило, у женщин ЖЕЛ на 20 - 25% меньше, чем у мужчин. Так, например, у среднего взрослого здорового мужчины в возрасте 20 - 30 лет ЖЕЛ составляет 4,8 л, у женщины - 3,6 л; в возрасте 50 - 60 лет соответственно 3,8 и 3,0 л. Фактическая жизненная ёмкость лёгких измеряется с помощью спирометра. Если нет возможности использовать прибор, можно воспользоваться формулами 1 и 2. Значения нормативной жизненной ёмкости лёгких представлены в таблицах 2 и 3.
Рассчитайте свою фактическую жизненную ёмкость лёгких в соответствии с полом и возрастом, используя следующие формулы:
Для юношей 13-16 лет:
ЖЕЛ=(рост(см)х0.052)-(возраст(лет)х0.022)-4.2 (1)
Для девушек 8-16 лет
ЖЕЛ=(рост(см)х0.041)-(возраст(лет)х0.018)-3.7 (2)
Для женщин по формуле Людвига:
ЖЕЛ=(рост(см)х0.041)-(возраст(лет)х0.018)-2.68 (3)
ЖЕЛ=(рост(см)х40)+(масса(кг)х10)-3800 (4)
Для мужчин по формуле Людвига
ЖЕЛ=(рост(см)х0.052)-(возраст(лет)х0.022)-3.60 (5)
ЖЕЛ=(рост(см)х40)+(масса(кг)х30)-4400 (6)
Оцените свои результаты по таблицам 2 и 3. Данные занесите в таблицу 5
Таблица - 2 Жизненная емкость легких для женщин (мл)
Рост, см | Масса тела, кг | ||||||
50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | |
155 | 2900 | 2950 | 3000 | 3050 | 3100 | 3150 | 3200 |
160 | 3100 | 3150 | 3200 | 3250 | 3300 | 3350 | 3400 |
165 | 3300 | 3350 | 3400 | 3450 | 3500 | 3550 | 3600 |
170 | 3500 | 3550 | 3600 | 3650 | 3700 | 3750 | 3800 |
175 | 3700 | 3750 | 3800 | 3850 | 3900 | 3950 | 4000 |
180 | 3900 | 3050 | 4000 | 4050 | 4100 | 4150 | 4200 |
Таблица - 3 Жизненная емкость легких для мужчин (мл)
Длина тела, см | Масса тела, кг | ||||||
60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | |
165 | 4000 | 4150 | 4300 | 4450 | 4600 | 4750 | 4900 |
170 | 4200 | 4350 | 4500 | 4650 | 4800 | 4950 | 5100 |
175 | 4400 | 4550 | 4700 | 4850 | 5000 | 5150 | 5300 |
180 | 4600 | 4750 | 4900 | 5050 | 5200 | 5350 | 5500 |
185 | 4800 | 4950 | 5100 | 5250 | 5400 | 5550 | 5700 |
190 | 5000 | 5150 | 5300 | 5450 | 5600 | 5750 | 5900 |
Используя рассчитанные и нормативные величины ЖЕЛ, определите величину отклонения фактической жизненной емкости легких от нормативной. Расчет отклонения ЖЕЛ производится по формуле 7:
Откл.=ЖЗЛ факт./ЖЗЛ норм.Х100% (7)
В норме у здоровых людей фактическая ЖЕЛ может отклоняться от нормативной в пределах ±15%. Если показатель отклонения свыше 15%, то необходимо проконсультироваться с врачом. Данные занесите в таблицу 5
Используя результаты определения ЖЕЛ, рассчитайте свой жизненный индекс (ЖИ) по формуле 8:
(8)
В норме для мужчин ЖИ равен 60 мл/кг, для женщин – 50 мл/кг. Если при расчете Выполучите меньшую величину, это будет свидетельствовать о недостаточности ЖЕЛ или об избыточной массе.Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод. Данные занесите в таблицу 5.
Задание 6. Определение индекса Скибинской.
Индекс Скибинской (ИС) отражает функциональные резервы дыхательной и сердечнососудистой систем: после 5-минутного отдыха в положении сидя определите ЧСС (по пульсу), ЖЕЛ (в мл); через 5 мин после этого задержите дыхание после спокойного вдоха и определите время задержки (ЗД); можно использовать величину ЖЕЛ, определенную в задании 5. Индекс Скибинской рассчитываем по формуле 9:
ИС=0,01ЖЕЛ*ЗД/ЧСС (9)
Знание индекса Скибинской позволяет оценить функцию не только системы дыхания, но и сердечно-сосудистой системы. Свои результаты оцените по таблице 4.
Таблица - 4 Основные показатели индекса Скибинской
Значение индекса Скибинской | Состояние дыхательной и сердечно-сосудистой системы |
<5 | очень плохо |
5-10 | Неудовлетворительно |
10-30 | Удовлетворительно |
30-60 | Хорошо |
>60 | очень хорошо |
Определите свой показатель, сравните с нормативными данными, сделайте вывод о состоянии кардиореспиратурной системы организма.
По окончании выполнения задания в тетради протоколов необходимо заполнить таблицу 5
Таблица 5- Характеристика состояния дыхательной системы по некоторым показателям
№ | Индексы | Показатели |
1 | Дыхательные движения в покое | |
2 | Проба Штенге | |
3 | Проба Генче | |
4 | Проба Серкина | |
5 | Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) | |
6 | Отклонение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) | |
7 | Жизненный индекс | |
8 | Индекс Скибинской | |
Вывод |
Контрольные вопросы
1. Как называется часть дыхательной системы, в которой происходит газообмен?
2. Какие органы участвуют в акте внешнего дыхания?
3. Какой тип дыхания характерен для мужчин?
4. Из каких стадий состоит дыхательный цикл?
5. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?
6. Каков механизм газообмена в легких и тканях?
7. Какие процессы включает дыхание?
8. Есть ли в легких мышечные волокна?
9. За счет работы каких мышц происходит вдох и выдох
10. Что такое жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)?
11. Какой объем воздуха человек может выдохнуть после спокойного вдоха?
12. Какие виды объемов воздуха вам известны?
13. Какие показатели необходимо знать, чтобы рассчитать жизненный индекс человека?
14. Какой тип дыхания характерен для женщин?
15. Что такое частота дыхания? Как она изменяется с возрастом?
16. Как называется приём возвращения к жизни с помощью искусственного дыхания?
17. Какая частота дыхания должна быть в норме у здорового человека?
18. Как называется объем воздуха, который поступает в легкие при спокойном дыхании?
19. Как называется объем воздуха, который остаётся остается в легких после самого глубокого выдоха?
20. Назовите заболевания дыхательных путей, причины их вызывающие, методы профилактики.
Литератрура
1. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, Т 1 304 с. Т 2 - 292 с.
2. Физиология человека и валеология: практикум/ сост. В. К. Федулов, А. И. Жилкин. Ульяновск УВАУГА, 2004 – 143 с.
3. Нотова С.В., Барышева Е.С., Абдулгазизов Н.А. Н 85 Методика ведения практических занятий по дисциплине “Основы медицинских знаний”: Методические указания для преподавателей. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 35с.