План конспект открытого урока по рисунку в 1 классе
Дата проведения 06.04.20
Преподаватель: Херувимов И.В.
Тема: «Натюрморт из 2ух предметов быта светлых по тону на сером фоне»
Цель: Закрепить знания полученные знания в первом полугодии. Формирование умений передавать в натюрморте тональные и цветовые отношения двух – трех предметов, образующих смысловую группу на нейтральном фоне при прямом освещении.
Задачи:
1. Удачное размещение изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции).
2. Передача в рисунке пропорций предметов, используя в работе вспомогательные построения.
3. Конструктивное построение предметов с передачей линейной перспективы.
4. Дальнейшее развитее художественного вкуса, различных графических умений («штрих по форме», штриховка с «растяжкой»).
5. Закрепление умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно.
6. Тональная проработка предметов
Ход урока: Сегодня мы попробуем нарисовать натюрморт из предметов быта в карандаше. Любое изображение начинается с композиции и размещения ее на листе бумаги.
|
|
Лёгкими движениями карандаша мы намечаем плоскость стола, на которой будут располагаться предметы. Затем определяем границы будущего изображения, отмечая высшую точку натюрморта, крайнюю слева и справа, а затем — на плоскости стола. Далее зрительно намечаем пропорции предметов и, начиная с самого большого предмета, вытянутого по вертикали, приступаем к построению. Проводим ось симметрии, определяем высоту предмета (крынки) и соразмерно ей находим по горизонтали ширину (самое широкое место). Выстраивает по горизонтальным осям овалы. Края овалов мягкие, скругленные. Только после этого плавной линией по форме соединяем овалы и получаем контур крынки.
Переходим к тыкве. Овощи сами по себе имеют более произвольную форму и не требуют слишком сложного построения. Намечаем овальную форму тыквы, но при этом ее ширина и высота измеряются соразмерно крынки. Завершает построение рисунок луковицы и белой ткани.
Теперь можно приступить к введению тона. Начинают с собственных и падающих теней, создавая тем самым начальный объём.
Затем формируется тоном пространство третьего, второго и первого плана. Штрих распределяется либо по направлению плоскости, горизонтально, вертикально либо под наклоном, но не в ущерб определению и подчёркивания плоскости — горизонтальной либо вертикальной.
Переходим к предметам, постепенно набирая силу тона на всех. Для чего это нужно? Чтобы работа велась равномерно.
После того как мы ввели тон можно приступить к его разбору, постепенно усиливая тональность более тёмных предметов относительно светлых. Мы определили, что белая ткань — самая светлая, а тень на крынке — самая тёмная. Штрих на предметах распределяется по форме. При этом не надо забывать, что любой предмет имеет изначально геометрическую форму (цилиндр, куб, шар, конус).
|
|
Усиливаем контраст перегиба плоскости стола первого плана. Тем самым мы показываем пространство, его глубину и распределение света от источника света. Не забываем про световоздушную перспективу. Чем ближе к источнику света — тем светлее, чем дальше — тем темнее. Штрих распределяется по растяжению тона по вертикали, горизонтали и диагонали. Постепенно набирая силу тона на предметах, двигаемся к завершению. Определяем яркость бликов на предметах.
Последний этап — это обобщение, подчинение второстепенного главному и анализ работы. Советы: при измерении предметов всегда держите карандаш в полностью вытянутой руке — так измерения будут наиболее точными. Мыслите и изображайте предметы большими тональными пятнами, подчиняя второстепенное главному.
Подведение итогов.
1.Проведен анализ работ учащихся (учащийся анализирует свою работу, а одноклассники дополняют)
2.Проверка домашнего задания. По итогам просмотра работ учащихся 1 класса мы пришли к выводу, что с поставленной задачей основная масса учащихся справилась хорошо. Некоторые учащихся не успели закончить работу. С поставленной целью класс, справился.