Государственное устройство римской республики 5-3 вв. до н.э

Подробно описал Полибий во 2 в. до н.э.

Государственное устройство начало складываться еще в царский период. В этот период собирались народные собрания, был сенат - совет старейшин (от senex - старик), царь (rex) выбирался на народном собрании по рекомендации сената. Царь обладал функциями военного вождя, судьи и жреца.

В 509 г. до н.э. последний царь Тарквиний Гордый был изгнан. Формирование республиканских органов правления, оно завершилось ко 2 пол. 4 в. до н.э.

Высшим органом считалось народное собрание - комиции (comitia - сходка). Оно принимало законы, объявляло войну, являлось верховной судебной инстанцией, избирало должностных лиц.

Было три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутные комиции. Куриатные комиции были самыми древними, собирались по куриям только патриции. Только на этих собраниях передавался командующему символ военной власти - империум. Здесь же решались вопросы наследства, усыновления.

Центуриатные комиции возникли в 6 в. до н.э. по реформе Сервия Туллия.[1] На них собирались и патриции, и плебеи по центуриям. Выбирались консулы, преторы и цензоры, решался вопрос о войне и мире. Собирались на Марсовом поле. Каждая центурия имела один голос, голоса подавали по порядку, начиная с первого разряда. Если набиралось 50% голосов, голосование прекращалось. Т.к. из 193 центурий 98 формировал 1 разряд, все решалось в угоду самым богатым гражданам. Т.о. этот вид народных собраний носил олигархический характер. Во 2 пол. 3 в. до н.э. произошла реформа - теперь каждый разряд формировал по 70 центурий. Произошла демократизация куриатных комиций.

Трибутные комиции. В начале были собрания плебеев по трибам – территориальным округам. Позднее могли участвовать и патриции. Эти комиции собирались на Форуме. На этих собраниях выбирались плебейские трибуны, эдилы, квесторы. После 287 г. этот вид народных собраний стал основным и решающим в государстве, там принимались все конституционные законы, разбирались все уголовные дела. Все 35 триб независимо от состава населения имели по 1 голосу – демократический характер трибутных комиций.

Народное собрание решало только те вопросы, которые были внесены магистрами и предварительно обсуждались в сенате, т.у. у него не было права законодательной инициативы. Магистрат, ведущий собрание, мог оказать моральное воздействие на итог голосования: только после оглашения (renuntiatio) избранный становился магистратом. Валерий Максим упоминает случай, относящийся к 66 г. до н.э. Консула Пизона спросили, объявит ли он консулом Паликана, если его выберут, и тот ответил твердо:«Не объявлю». Палликан не стал объявлять свою кандидатуру.

Обсуждение вопросов происходило на особых сходках – концио. Не было разграничения функций между собраниями. До середины 2 в. голоса подавали открыто: каждый голосующий проходил через узкий коридор и опрашивался контролером, который отмечал его голос на особой таблице. Затем стали бросать таблички в урну. Были случаи вброса в урну фальшивых табличек. Об одном из таких случаев (59 г. до н.э.) пишет Варрон «О сельском хозяйстве».

Сенат Сначала сенаторов назначал царь и потом консулы. С 4 в. до н.э. стал пополняться из отслуживших свой срок магистратов, где они оставались пожизненно. Цензоры могли исключить из членов сената за недостойное поведение. Число сенаторов в этот период – около 300. Созывать сенат могли только высшие магистраты: консулы, преторы, диктатор. Сенат самостоятельно распоряжался землей и финансами государства. Голоса подавались строго по списку, который составляли цензоры, первым голос подавал princes. Голосовали открыто. Сенат издавал senatusconsult. Сенаторы носили тогу с широкой каймой и определенные сандалии. Постепенно проходил процесс демократизации сената за счет пополнения его плебеями.

Сенат играл большую роль. Даже если закон был принят на народном собрании, он вступал в силу лишь после одобрения сенатом. Такой порядок действовал до 339 г. После требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых на собрание законопроектов и одобрение кандидатов на должность. Магистраты отчитывались перед сенатом и зависели от его воли.

Сенат мог объявлять чрезвычайное положение, которое требовало назначение диктатора.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, объявлял распределение легионов между командующими, роспуск войска, устанавливал бюджет военачальника, назначал триумфы.

Сенат отправлял посольства в другие страны, ведал дипломатическими делами. Сенат управлял финансами и государственным имуществом: составлял бюджет, устанавливал налоги, руководил чеканкой монеты. Сенат ведал религиозными делами: учреждал праздники, жертвоприношения, запрещал иностранные культы. Члены всех постоянных судебных комиссий до реформ Гракхов были сенаторы.

Система магистратур (должностных лиц) складывалась постепенно.

Все магистратуры делились на ординарные и экстраординарные.

Ординарные: Консулы (от consulo – совещаюсь). Было 2, обладали одинаковой властью и должны были советоваться друг с другом. Именами консулов обозначался год. Имели высшую гражданскую и военную власть. Они являлись главнокомандующими римским войском, производили набор, комплектовали легионы. Созывали сенат и народные собрания, председательствовали в них, вносили законопроект, являлись главными исполнителями постановлений сената и народных собраний. Обычно один консул шел на войну, другой оставался в городе. Если воевали оба, распределяли театр военных действий путем жребия, соглашения или по решению сената. Если оба консула были при одной армии, командовали через день. Консулов сопровождали ликторы (без топоров).

Цензоры. Должность цензора учреждена в 443 г. до н.э. Избирались сначала только патриции, плебеи получили доступ в 351 г. до н.э. Выбирали из бывших консулов, были в должности 1,5 года, вели перепись граждан и распределяли их по имущественным цензам. Для этого цензоры вызывали на форум отцов семейств и они под присягой рассказывали о членах своей семьи. После переписи проводили очистительные обряды – люструм. Цензоры составляли новый список сенаторов, осуществляли высший надзор за государственным хозяйством: сдавали на откуп сбор налогов, подрядчикам общественные работы. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ (могли издать закон против роскоши, обложить виновного налогом).

Преторы (2. к сер. 1 в. до н.э. - 16) обладали высшей судебной властью. Один назывался praetor urbanus разбирал дела между гражданами, второй – praetor peregrinus – ведал делами между римлянами и иностранцами, живущими в Риме. В гражданских делах преторы назначали судей и давали им указания, как поступить в случае подтверждения улик. Вступая в должность, преторы опубликовывали эдикт, в котором указывали те основные правовые нормы, которых они будут придерживаться. Так зарождалось римское право.

Народные трибуны (10) 494 г. до н.э. - должность народного (плебейского) трибуна. Имел право veto, т.е. мог приостанавливать решение любого должностного лица (кроме цензора), даже решения сената. Избирались только из плебеев и должны были защищать их интересы. Тот, кто искал защиты у трибуна, мог во всякое время дня и ночи обращаться к их помощи. Поэтому трибуны не имели права отлучаться из Рима, двери их дома должны были оставаться открытыми даже ночью.

Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вызвать к себе любого гражданина, даже консула. Трибуны могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников. Постепенно трибуны приобрели право созыва народных собраний (но не центуриатных, т.к. трибуны не обладали военной властью). Трибуны могли противодействовать друг другу.

Имели право законодательной инициативы.

Эдилы (4) Первоначально избирались из плебеев, но потом и из патрициев. Следили за порядком в городе, чистотой улиц, исправностью дорог, мостов, за благоустройством, правильностью мер и весов, продовольствием. На них лежало выполнение полицейских функций, налагали штрафы за нарушение общественного порядка, следили за общественными банями и туалетами. Они устраивали игры, зрелища и празднества. Часто для этого использовали свои личные деньги, чтобы добиться расположения избирателей.

Квесторы (4, с 267 г. – 8, при Цезаре – до 40) Сначала назначались консулами, потом стали избираться. Заведовали казной, хранившейся в храме Сатурна, хранили военные значки и государственный архив, вели финансовые книги, сопровождали консулов в походах, делили добычу, продавали в рабство пленников.

Послужной список cursus honorum – от квестора до цензора.

Консулы, преторы и квесторы обладали империум – высшей военной властью. Только они могли вести войны.

Все магистраты были коллегиальными, избирались на 1 год. Должности не оплачивались, наоборот, требовали расходов. Можно было избираться 2, 3 раза подряд. Магистраты издавали эдикты. Во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к суду.

Экстраординарные магистраты избирались только в экстренных случаях (опасность для государства).

Диктатор Время учреждения этой должности неизвестно. Назначался консулом (одобрялся сенатом) на 6 месяцев и обладал всей полнотой власти, его помощник – начальник конницы. Все магистраты находились в его подчинении. По отношению к его распоряжениям было недействительно вето. Его сопровождали 24 ликтора.

Интеррекс – если выборы консулов прошли с нарушениями, если консулы погибли или умерли, избирался на ограниченный срок – 5 дней для организации выборов. Децемвиры.

Римские магистратуры возникли в том числе и под влиянием италийских народов. Цензор – кенстур у осков. А они, в свою очередь что-то заимствовали у римлян.

Т.о. правление в Риме было республикой (выборные должности). Но республика носила олигархический характер, т.к. богатые имели больше прав. Народное собрание было ограничено: нельзя было вступить любому, повестку дня определял сенат, он же утверждал решения народного собрания, должностные лица не отчитывались перед народным собранием.

Самое важное значение в государстве имел сенат, а он пополнялся за счет должностных лиц. Ими могли стать только богатые люди, т.к. должности не оплачивались. Срок пребывания у власти не был ограничен.

Но римская система государственного управления оказала большое влияние на дальнейшее политическое развитие Европы и США.

 


[1] Все мужское население Рима (и плебеев, и патрициев) Сервий Туллий поделил на 6 имущественных разрядов.

1 разряд - более 100 тыс. ассов - 98 центурий пеших и всадников

2 разряд - 75 тыс. ассов - 92 центурии

3 разряд - 50 тыс. ассов - 20 центурий

4 разряд - 25 тыс. ассов - 22 центурии

5 разряд - 11,5 тыс. ассов - 30 центурий

Те, кто имели меньше, составляли 6 разряд - пролетарии (proles - потомство). Каждый разряд выставлял определенное число боевых единиц - центурий. 6 разряд высталял 1 центурию. Всего было 193 центурии.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: