III. Усвоение новых знаний

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

Работа с картой и атласами по вопросам учителя.

  • определите по карте, какие страны владели колониями в Латинской Америке?
  • показать на карте владения Испании и Португалии в Латинской Америке.
  • какие страны находились под властью Испании и Португалии?

Учитель сообщает тему. Порабощение латиноамериканских народов началось сразу же после открытия Колумбом Америки в 1492 году. Сообщает задачу урока:

- почему к началу XIX века в Латинской Америке было только одно независимое государство?

III. Усвоение новых знаний.

I. 1) Учитель дает задание: по рассказу учителя из предложенных слов составить схему “Управление Латинской Америкой”.

- завоевав обширные колониальные владения, испанцы создали там систему управления такую же, как у себя на родине. В Испании существовала абсолютная монархия. Вот и в каждой колонии высшая власть принадлежала вице-королю. Ему подчинялись губернаторы провинций, назначаемые королем Испании. Городами и сельскими округами правили коррехидоры (королевские чиновники) и алькальды (судьи). Вице-короли имели широкие права – назначали губернаторов и других чиновников, ведали казной и вооруженными силами, издавали различные распоряжения. Кроме того, вице-король испанских колоний от имени испанского монарха утверждал назначение священников.

Учитель проверяет схему и задает вопрос: Кому принадлежала политическая власть в колониях?

Схема “Управление Латинской Америкой” (в готовом виде)

2) Вопрос объясняется с помощью приема “оживление” карты и устного заполнения таблицы. Вопрос: “Каким образом Испания и Португалия мешали развитию хозяйственной жизни своих колоний в Латинской Америке?”.

Таблица “Хозяйственная жизнь колоний в Латинской Америке”

развернуть таблицу

Ограничения в области сельского хозяйства и промышленности Ограничения в области торговли
Строительство мануфактур Продажа спиртных напитков
Возделывать виноград и оливы Продажа табачных изделий
Разводить шелковичных червей Продажа соли, бумаги, пороха
Налоги в пользу короля Торговля между колониями
Налоги в пользу церкви Торговля только с Испанией

развернуть таблицу

Все экономическое развитие колоний было подчинено интересам Испании и Португалии. Из колоний метрополии вывозили сахар, кофе, какао, хлопок, кожи, золото, серебро, драгоценные металлы. Считают, что за триста лет колониального господства Испания вывезла из Америки только золота и серебра на огромную по тем временам сумму – 6 миллиардов долларов. А ведь эти деньги можно было вложить в развитие стран Латинской Америки. Но колониальные власти не создавали условий для развития местной промышленности, мешали строительству мануфактур.

В колониях стеснялось или запрещалось развитие тех отраслей хозяйства, которые могли угрожать соперничеству Испании. Так, испанские власти запретили возделывать в колониях виноград и оливы, разводить шелковичных червей, кормом для которых служили листья тутового дерева. Дело дошло до того, что по приказу властей виноградники уничтожались, а оливковые и тутовые рощи вырубались.

Основная масса населения в колониях была очень бедна. Многочисленные налоги в пользу короля, церкви не оставляли денег для покупки самых необходимых товаров. А если нет денег, чтобы купить товар, то и мануфактуры не строят. Кроме того, в колониях нельзя было без разрешения Испании продавать спиртные напитки, табачные изделия, соль, бумагу, порох.

Колониям не разрешалось торговать ни с одной страной кроме Испании. Короли Испании в течение трех столетий пытались закрыть свои колонии на замок перед иностранцами, чтобы ни с кем не делиться и малой долей колониальной добычи. До конца XVIII века запрещалась торговля между колониями. Обмениваться товарами они могли только через испанские порты. В результате сложился такой порядок, когда товары из Бразилии, предназначенные для Мексики, направлялись в Испанию, а затем из Испании доставлялись в Мексику, и их дважды перевозили через океан.

Затем учитель проверяет правильность выполнения поставленного задания: “Каким образом Испания и Португалия мешали развитию хозяйственной жизни своих колоний в Латинской Америке?”. Задает вопрос: что нужно было предпринять народам Латинской Америки для развития торговли и промышленности?

3) Перед объяснением материала учитель ставит задачу учащимся, на какие группы делилось население в латиноамериканском обществе, какое положение занимала каждая группа?

Расположите на лестнице представителей колониального общества в XVI-XVIII веках.

Схема “Латиноамериканское общество” (в готовом виде).

Слово учителя. Привилегированную верхушку колониального общества составляли белые уроженцы Испании – представители родовитого дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками. Это была самая малочисленная группа населения.

Ступенькой ниже находились креолы – так называли родившихся в колониях потомков европейцев. Они были крупными землевладельцами, занимали второстепенные должности в администрации и армии, занимались торговлей, владели мануфактурами. На высшие посты в системе управления креолов не допускали.

Еще более низкое положение занимала многочисленная группа населения, возникшая в результате смешанных браков: метисы, мулаты, самбо. А так же коренные жители Америки индейцы. Они были лишены гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров.

Самая многочисленная и самая угнетаемая группа населения в колониях это были рабы- негры, привезенные из Африки. Они работали на плантациях сахарного тростника и хлопка по 18-20 часов. Для того чтобы они не убежали их заковывали в кандалы. За провинности жестоко наказывали. Заставляли считать удары плетью. Для особо провинившихся применялась смертная казнь.

После своего рассказа учитель проверяет правильность заполнения схемы и задает вопросы: кто были самые привилегированные, самые угнетаемые, кто будет выражать протест против своего положения?

4) Рабы не хотели мириться со своим бесправным положением и, начиная с XVI века, поднимались на борьбу за независимость, за свободу.

Одно из крупных восстаний рабов произошло на Гаити в 1791 году. На Гаити (французская колония) проживало 500 тысяч рабов на 4 тысячи плантаторов. Во главе восстания встал Туссен Лувертюр (далее сообщение ученика о Туссене).

Туссен создал прекрасную армию, сражавшуюся под лозунгом “Свобода для всех!”. Восставшим удалось разгромить колониальные французские войска. Рабы получили свободу и землю плантаторов.

В 1801 году на острове была принята Конституция, подтверждавшая отмену рабства и равноправие всех граждан колоний перед законом. Туссен Лувертюр был объявлен пожизненным правителем Гаити. Но Франция не хотела мириться с потерей одной из самых богатых колоний. Французам удалось обманом заманить Туссена в ловушку, он был схвачен и умер во Франции в 1803 году. Несмотря на смерть Туссена Лувертюра Гаити остался независимым.

Далее по вышеизложенному учитель задает вопросы: Какими были цели восставших, удалось ли им добиться поставленных целей?

IV) Закрепление новых знаний.

Учитель дает задание составить схему, расположив в правильной последовательности выражения.

Схема в готовом виде

V) Домашнее задание.

Читать конспект. Просмотр Видеоурока. Заполнить рабочий лист.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: