Судебная система Японии

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми высокими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и для адвокатов. Его правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов Суда.

Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают главным образом в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из пяти судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд может в случае необходимости учредить еще одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел — все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов с учетом их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входят споры имущественного и неимущественного характера между супругами, дела о наследстве, а также дела о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья и лишь в отдельных случаях — коллегия из трех судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды — низшая судебная инстанция (их около 600) — рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи.

Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 году суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор согласно установленному правилу нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1947 года и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.

С 1947 года в Японии отсутствует система административной юстиции и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Все судьи независимы и «действуют, следуя голосу своей совести» (ч. 3 ст. 76 Конституции). Введён запрет на учреждение особых (чрезвычайных) судов.

Заключение

Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам:

Япония — унитарное демократическое государство, являющееся парламентской конституционной монархией.

Конституция Японии 1947 года провозгласила социальную обязанность государства прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также «народного здравия».

Конституция впервые в истории Японии декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. В соответствии с Конституцией был установлен потолок военных расходов — 1% валового национального продукта в год. Это позволило инвестировать денежные средства в промышленность. Беспрерывное обновление основного капитала привело к стабилизации и в политической жизни.

Также Конституция Японии содержит широкий перечень демократических прав и свобод, большинство из них напрямую заимствованы из американской Конституции.

Принципиально новым явлением стало закрепление автономии местных органов управления. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и довольно широким перечнем других дела. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. При этом население обладает инструментами отрешения от должности как местных органов власти, так и лиц, замещающих высшие государственные должности.

Всё вышеперечисленное позволило японскому государству после завершения Второй мировой войны совершить заметный скачок как в плане экономического развития, так и в отношении охраны прав и свобод собственных граждан. Во многом благодаря этому и менталитету своего населения Япония на данный момент считается одним из самых развитых государств мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: