Тема: Духовная сфера общества

"Духовный мир человека"

 

Сколько раз Вы слышали фразу: «Каждый человек уникален»? В основе этого определения латинское слово «unicus» - единственный, исключительный. Уникальный - значит, единственный в своём роде, неповторимый, существующий в одном экземпляре. Вдумайтесь только: вы - уникальное существо.

Другого такого никогда не было и никогда больше не будет. Может быть, стоит более бережно относиться к себе? И к окружающим нас людям тоже: ведь каждый, кого мы встречаем на жизненном пути - единственный в своём роде, неповторимый.

Но чем определяется наша уникальность? Каждый, кто имеет хотя бы общее представление о биологии, знает о хромосомах, ДНК, генах.

В наследство от наших родителей, а через них - от более далёких предков, мы получаем определённый набор генов. Другого такого ни у кого не будет. Разумеется, если вы - не один из однояйцевых близнецов. Не случайно их называют также идентичными. Генотип таких близнецов абсолютно одинаков. Но даже они рождаются чуть-чуть отличающимися.

Исследования свидетельствуют: их отпечатки пальцев похожи, но в деталях не совпадают. Оказывается, на формирование арок, петель и завитков на подушечках наших пальцев влияют особенности внутриутробного развития. Ещё не родившись, люди попадают в разные условия. На них по-разному воздействуют внешняя среда.

После рождения эта внешняя среда из маленького и уютного маминого мирка превращается в огромный мир человеческого общества и природы. Число факторов, оказывающих воздействие на развитие человека, возрастает многократно. Семья, друзья, школа, государство. Люди, которые нам встречаются. Обстоятельства, в которые мы попадаем. Всё это оставляет след в нашей жизни, влияет на наш характер, интересы, мировоззрение. На наш внутренний мир. Он - у каждого свой. Именно это делает нас уникальными.

Подправить что-то во внешнем облике - сейчас не проблема. Покрасить волосы в другой цвет, подкорректировать форму носа, укрепить здоровье. Превратит ли это вас в другого человека? Не факт! Вы станете добрее или умнее? Возможно, добавится уверенности в себе, откроются какие-то новые возможности. Но как вы ими воспользуетесь, зависит не от цвета волос и формы носа, а от вашей целеустремлённости, настойчивости и других внутренних качеств.

Внутренний мир человека часто называют духовным миром. Его развитие связано с усвоением духовной культуры общества. Именно это делает нас личностью. Духо вный мир человека может быть сложным или простым, поверхностным или глубоким. Это зависит от того, что именно человек усвоил. Культура общества не появляется сама по себе, ниоткуда, её творят люди. От того, насколько развит духовный мир каждого из нас, зависит, что мы добавим в общую культурную копилку. Останется ли после нас что-то, способное повлиять на духовный мир следующих поколений. Задумайтесь над этим и помните: мы не пассивные наблюдатели за тем, как внешние условия влияют на нас. Мы сами может влиять на себя. Исследователи выделяют 4 основных фактора формирования духовного мира личности.

Первый - обстоятельства, в которых растёт и развивается человек. Объективные, не зависящие от него условия, в которых он живёт. Сложившиеся общественные отношения, государственный строй, социальное окружение, уровень благосостояния семьи и многое другое.

Второй фактор - целенаправленное воздействие. Школа, средства массовой информации, семейное воспитание, воздействие друзей. Будь таким! Веди себя прилично! Это - хорошо! Это - плохо! Мир развивается по вот этим законам.

Третий фактор - участие в деятельности различного рода. Человек приобретает собственный жизненный опыт. Проверяет, насколько точны его знания о мире. Осознаёт свои потребности. Оценивает свои способности.

И четвёртый фактор, который выходит на первый план по мере взросления - самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самоконтроль. Человек становится творцом самого себя. Или не становится. Тогда его духовный мир не развивается, не обогащается. Но перестав расти, ставить перед собой новые, более высокие планки, которые нужно преодолеть, мы можем начать деградировать.

Что включает в себя духовный мир человека? Потребности. Способности. Цели. Стремления. Переживания. Чувства. Ценности. Знания. Веру. Убеждения. Содержание большинства из этих терминов, а может быть, и всех, вам уже известно. Вы ещё не один раз будете их разбирать на уроках обществознания. Поясним лишь некоторые из них.

Ценностью является не какой-то предмет или явление, а значимость, которую они имеют для нас. В обычных условиях глоток воды не представляет особой ценности. Но если вы умираете от жажды, вы готовы отдать за него всё свое состояние. Для испанских конкистадоров золото представлялось огромной ценностью. Ради него они готовы были рисковать своей жизнью, переплывая океан.

Пойти на преступление, нарушить практически любую нравственную или религиозную норму. А для индейцев золото было всего лишь удобным материалом для изготовления красивых вещей. Франсиско Писарро потребовал невиданный выкуп за жизнь Атауальпы, верховного Инки, которого испанцы захватили в плен. Комната, в которой содержался пленник, должна была быть наполнена золотом на высоту поднятой руки. Её площадь составляла тридцать 5 квадратных метров. Можете подсчитать на досуге, сколько драгоценного металла требовали от индейцев конкистадоры.

И выкуп был собран. Но Атауальпу Писарро всё равно приказал казнить.

Кроме материальных ценностей, существуют и иные - духовные. Их невозможно взвесить или измерить.

Мировоззренческие ценности: жизнь и смерть, время, судьба, память…

Нравственные ценности: добро и зло, счастье, смысл жизни, свобода, ответственность, долг, совесть, патриотизм, честь и достоинство.

Эстетические ценности: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

Религиозные ценности: вера, милосердие, терпение и смирение.

Список духовных ценностей далеко не исчерпан, вы может продолжить его. Что для вас - ценность? Это не праздный вопрос. У каждого человека складывается собственная иерархия ценностей. То есть он сам определят для себя, что в жизни является главным, а что второстепенным. Эта иерархия может совпадать с той, что преобладает в общественном сознании, а может и отличаться от неё. Именно представления о приоритетных ценностях влияют на выбор целей деятельности и средств их достижения. Если же у человека нет этой внутренней опоры, выбор может стать для него мучительным, а для окружающих - непредсказуемым.

Пожалуй, можно согласиться с мнением, что процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания - это информация об окружающем мире и о самом человеке, которая отражена в его сознании и закреплена памятью. То, что в памяти не сохранилось, знанием не является. Если мы чего-то не помним, значит, мы этого не знаем. И не можем этим руководствоваться в своей деятельности. Известны уникумы, которые запоминали всю, или почти всю, информацию, которая им встречалась. Приведём несколько примеров.

Исключительной памятью обладал французский император Наполеон Бонапарт. Он знал в лицо многих солдат своей армии. И не просто узнавал, он помнил их личностные качества: кто храбр, кто сообразителен, а кто любит выпить.

Однажды, когда он только начинал свою карьеру офицера, за какое-то нарушение его отправили на гауптвахту. От скуки Наполеон прочитал книгу по римскому праву, которую кто-то оставил в помещении. Спустя 20 лет он ещё мог цитировать её по памяти.

Феноменальная память Льва Сергеевича Пушкина, брата классика русской литературы, помогла спасти пятую главу поэмы «Евгений Онегин». Александр Сергеевич, рассеянный, как многие творческие личности, потерял рукопись этой главы по дороге в Петербург.

Там он собирался отдать её в печать. Черновик к тому времени был уничтожен. И хотя брат поэта всего один раз слышал и один раз читал этот текст, он смог его вспомнить с точностью до запятой. Чего не смог сделать автор.

Но у большинства людей память избирательна. Фиксируется, в первую очередь, то, что вызвало чувственно-эмоциональную реакцию. При этом не столь важно, положительную или отрицательную. Хотя иногда срабатывает психологическая защита. То, что нас расстраивает, вызывает негативные эмоции, забывается. Также длительное время в памяти сохраняется та информация, которая имеет значение для деятельности человека.

На основе знаний формируется способность к самостоятельному логическому мышлению. Это и есть интеллект, ум. Иметь много знаний - ещё не значит быть умным. Разумный, интеллектуальный человек способен проникнуть в суть вещей и явлений, проанализировать их. Но личностной характеристикой знания становятся лишь тогда, когда человек вырабатывает способность определять своё отношение к этим вещам и явлениям. И к окружающему миру в целом. Когда он оценивает поступки окружающих и свои собственные. Когда может предвидеть последствия своих действий с точки зрения собственных и общественных интересов.

Со знаниями человека связана вера. Иногда говорят, что вера и знания не совместимы. Но ведь люди верят не вообще, а во что-то. Знания - это система закреплённых памятью сведений об окружающем мире. Вера - отношение к знанию, способ и характер его восприятия. Под определенным углом зрения: признание и непризнание его истинности или ложности, его полезности или бесполезности. Поэтому неправильно связывать веру лишь с религией. Верить или не верить можно не только в Бога, в сверхъестественное. Во что, например, верите вы? Или кому?

Веру характеризуют несколько признаков. Главный из них - восприятие знаний как истинных, независимо от того, являются ли они действительно истинными. Или это ошибка, заблуждение. Вера не требует доказательств. Как только истинность знаний начинает вызывать сомнения, вера отступает. Способность сомневаться у разных людей развита в разной степени.

Вы, вероятно, встречали тех, кто готов поверить во что угодно. Про таких людей обычно говорят, что их мышление не критично. А есть скептики, которые должны во всём сами убедиться. Которым требуются доказательства. Фома Неверующий был из их числа.

Поверив во что-то, человек начинает руководствоваться этим в своих действиях, в отношении к людям. На основе веры формируется определённое мировоззрение, жизненные установки и ценности. Чаще всего вера приводит к оптимистическому отношению человека к миру. Человек переживает желаемое как возможное и даже должное. Если же он видит реальные предпосылки для достижения желаемого, вера превращается в надежду. Надеждой называют чувство ожидания лучшего, осознание возможности осуществления того, к чему стремишься.

Необходимо различать веру и убеждения. Убеждение - также не само знание, а отношение к нему. Но истинность знаний при этом признаётся лишь в случае их подтверждения. Практикой: мы убеждаемся в том, что горячие предметы обжигают, если к ним прикоснуться. Или логическими аргументами, которые опираются на конкретные факты и теоретические обоснования.

Часто, особенно у молодых людей, убеждения формируются на основе распространённых в обществе представлений, взглядов, традиций. Они не подкреплены личным опытом активного участия в общественной жизни. Такие убеждения обычно не очень устойчивы.

Они могут разрушиться при тесном контакте с действительностью. Это достаточно болезненно переживается человеком. Убеждения составляют основу его мировоззрения. Если покачнулась или рушится привычная картина мира, человеку кажется, что он теряет почву под ногами.

Вдумчивое, осознанное отношение к своему духовному миру, постоянная работа над ним, конечно, вещь не простая. Она требует серьёзных усилий, самоконтроля. Но и результат стоит того. Вы не утратите жизненных ориентиров в постоянно меняющемся мире. Научитесь черпать главные радости в творчестве, познании, бескорыстной любви к другим людям. Находить счастье внутри себя. Ведь счастье - это не условия нашей жизни, а наше отношение к ним. Чувство глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.

"Мораль"

 

Поведение любого животного определяется преимущественно биологическими потребностями и инстинктами. И мы тоже ими руководствуемся. От удовлетворения биологических потребностей зависит наше выживание. Но, в отличие от животных, люди выработали и иные механизмы регуляции поведения. Для большинства из нас существуют некие «высшие соображения», ради которых можно и пренебречь сытостью, комфортом. И даже безопасностью. Рискнуть собственной жизнью.

Именно это выделяет нас из мира природы, делает собственно людьми. Что может услышать человек, поступающий непорядочно? «Ты ведёшь себя, как свинья!» Это не очень корректно в отношении этих милых животных. Как, впрочем, и всех остальных. Их поведение нельзя оценивать с точки зрения порядочности или непорядочности, благородства или подлости. Они ведут себя так, как требует их биологическая программа. А для нас этого недостаточно. «Будь человеком!» - обращаемся мы к окружающим. И они к нам тоже. Мы ждём друг от друга нравственного поведения.

В повседневной жизни мы играем множество социальных ролей. Каждый из нас - член семьи, ученик или работник, водитель или пешеход, гражданин… Мы можем быть двоечниками или отличниками, хорошими специалистами или так себе. Можем скрупулёзно выполнять правила дорожного движения. Считать, что участие в парламентских выборах бессмысленная трата времени. Всё этого отражает лишь часть нашего «Я». В нравственном же поведении человек выступает как целостная личность. В нём концентрируются наши представления о добре и зле, о главном и второстепенном, о гуманности.

Принципиальное отличие человека от животных не только в том, что он одевается, пользуется вилкой и умеет выходить в Интернет. Но и в том, что свои мысли и поступки, а также действия других людей он оценивает с точки зрения соответствия нравственному идеалу. Именно в этом заключается роль морали для каждого отдельного человека и человеческого общества в целом. Она выполняет гуманизирующую функцию: превращает нас из животных в Людей.

Но что такое мораль? Чаще всего под этим термином понимают совокупность правил поведения, норм, принятых в обществе. Есть и другие нормы. Религиозные, правовые, правила этикета… Специфика нравственных норм заключается в том, что они основаны на представлении о добре и зле, долге и совести.

Добро - одно из тех понятий, которым невозможно дать чёткое, конкретное определение.

- Дождь - это добро? - спрашивал древнегреческий философ Сократ у людей на рынке.

- Да, - отвечали ему крестьяне. - Без дождя мы не сможем вырастить урожай.

- А если дождь идёт во время уборки? - уточнял ситуацию Сократ.

- Тогда это зло.

­- Так что же такое дождь: добро или зло?

То есть добро - это не совокупность каких-то предметов или явлений. Это оценка их влияния на нашу жизнь. Нормативно-оценочная категория. Добро - всё положительное, хорошее, полезное. То, что способно принести счастье максимально возможному количеству людей. Зло - то, что разрушает счастье. Намеренное, умышленное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Сущность всех нравственных норм сводится к одной очень простой вещи. Совершай добро и никому не причиняй зла. Проблема в том, что каждый раз нам самим приходится решать, что есть добро и зло в данной конкретной ситуации. «Мораль - не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами», - писал американский философ и педагог Джон Дьюи. Вот бы было здорово, если бы это было не так. Вызубрил все нормы, как правила дорожного движения, сдал зачёт и получил сертификат: «Нравственный человек». Увы! Не получится. Этот экзамен придётся сдавать всю жизнь. Каждым поступком, каждой мыслью доказывать, что ты знаешь, что такое добро и что такое зло.

Благодаря своему обобщённому характеру, моральные нормы всепроницающи. Негодяи и подлецы иногда не получают заслуженного наказания со стороны правосудия, потому что формально не нарушают никаких законов.

Религиозные нормы регулируют поведение верующих той или иной конфессии. Правила этикета также не годятся на все случаи жизни. То, что прилично на пляже, неприлично на похоронах. Но золотое правило нравственности всегда остаётся неизменным. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Соблюдение правовых норм, обычных житейских правил поведения для человека полезно. Он может достичь целей, которые ставит перед собой, избежать наказания за «неправильное» поведение. Добрые дела часто не только не вознаграждаются, но и приносят неудобства или даже страдания тем, кто их совершает. Нравственные поступки совершаются не для того, чтобы получить что-то взамен. Мы совершаем их ради самих себя, потому что только такое поведение считаем приемлемым. Можно ли считать нравственным человека, который совершает добрые дела ради того, чтобы его похвалили? «Когда, содеяв зло, человек боится, что о том узнают люди, он ещё может найти путь к добру. Когда сделав добро, человека старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло». Так выразил отличительную черту морального выбора китайский философ 17 века Хун Цзычен: его мотивы бескорыстны.

Главным регулятором нравственного поведения выступают убеждения человека. Он должен принять моральные ценности как внутреннюю необходимость для себя. Это и есть долг. Принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию. Нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.

С понятием нравственного долга тесно связаны понятия о чести и достоинстве. Честь - это осознание человеком своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Честь достаточно часто связывается с тем или иным социальным статусом. Честь офицера, честь девушки… Оценка того, насколько поведение индивида этому статусу соответствует. Достоинство же - нравственное отношение к самому себе, которое исходит из признания собственной ценности как нравственной личности.

Соблюдение правовых норм оценивается государством. Оно наказывает нарушителя закона. Разумеется, внешний контроль присутствует и в сфере нравственных отношений. Это общественное мнение. Осуждение, отчуждённость со стороны окружающих - серьёзная вещь. Если они отворачиваются от нас, это может переживаться гораздо тяжелее, чем штраф или тюремный срок. Не случайно многие безнравственные люди ищут общества себе подобных. Чтобы был кто-то, считающий их поведение нормальным, оправданным. Но всё же главную роль в нравственной оценке поведения играет внутренний контроль - совесть, стыд. Чем отличаются эти понятия?

Совесть - способность человека критически оценивать свои действия, сравнивая их с моральным идеалом. Образцом нравственного поведения, который сложился у самого человека. Под влиянием общественного, конечно. Но, в общем, совесть - это внутреннее свойство, работающее независимо от мнения окружающих. Люди судят наши поступки, а мы оцениваем также и мотивы, которые подталкивают нас к этим поступкам. Стыд - это осознание вины. Переживание несоответствия того, что мы делаем, тому, что ожидают от нас окружающие. Стыдно может быть не только за себя, но и за других.

Выделим ещё одну особенность моральной регуляции поведения. Она - неинституциональна. То есть не существует специальных учреждений, которые разрабатывают моральные нормы и следят за их исполнением. Эти нормы формируются стихийно, вырабатываются в процессе развития общества. Если происходят кардинальные изменения в общественной жизни, рано или поздно это приводит к изменению нравственного идеала. Со временем могут существенно измениться и основные нравственные принципы общества.

Исторически первым универсальным моральным принципом был принцип талиона. Это название происходит от латинского «талио», «талионис» - «наказание, равное по силе преступлению». Или проще: «око за око, зуб за зуб». Эта идея играла определённую положительную роль. Человек мог отказаться от насилия из страха перед возмездием. Правда, принцип талиона распространялся лишь на «своих». Насилие по отношению к «чужакам» не наказывалось.

Золотое правило нравственности было сформулировано, независимо друг от друга, большинством первых цивилизаций. В буддизме, конфуцианстве, христианстве, исламе присутствует идея, о которой мы уже вспоминали: «Не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это требование уже опирается не на страх перед местью, а на собственные нравственные убеждения человека. И деление на «своих» и «чужих» тоже отсутствует.

Принцип золотой середины Аристотеля: избегай крайностей, во всём соблюдай меру. Отступление от добродетели в ту или иную сторону превращает её в порок. Если мужество совсем не развито - человек поступает как трус. Слишком мужественный человек безрассуден. Неэкономный индивид - транжира. Супер экономный - скупец и жадина. То, что слишком хорошо - также плохо, как и недостаточно хорошо.

Немецкий философ 18 века Иммануил Кант сформулировал категорический императив нравственности. Поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом. То есть поступай так, чтобы твои поступки могли стать образцом для других.

Чуть позже Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль предложили в качестве универсального принцип наибольшего счастья. Чем больше счастья как можно большему количеству людей приносят наши поступки, тем они нравственнее.

И вот здесь мы подходим к одной серьёзной проблеме. У разных народов в разные исторические периоды преобладают разные моральные принципы. У каждого человека свой собственный моральный идеал, которым он руководствуется, делая выбор. То, что для одного добро, для другого зло. То, что обязательно для одних, неприемлемо для других. Если у каждого своя мораль, то, может быть, она вообще не нужна? Чтобы разрешить эти сомнения, вспомним и некоторые другие вещи. Есть разные нравственные принципы, но они являются универсальными. То есть признаются основными представителями самых разных цивилизаций. Существуют универсальные нравственные нормы: не убий, не укради, не лги… Порядочность, честность, справедливость, благородство, великодушие, мужество, мудрость - нравственные качества, которые высоко ценятся, независимо от национальности и религиозной принадлежности человека. Для всех народов высшие ценности - добро, свобода, счастье. Каждый человек решает для себя вопрос о смысле жизни. Это то, что объединяет нас всех. То, что заставляет стремиться к достижению нравственного идеала.

Назовём основные функции морали. Гуманизирующая. Усваивая нравственные нормы, человек выделяется из мира животных. Мораль создаёт ориентир человечности, стремиться сделать мир добрым для человека.

Регулятивная. Моральные нормы регулируют поведение людей. Опираясь на нравственные убеждения, человек осуществляет саморегуляцию.

Ценностно-ориентирующая. Мораль помогает сформировать те ценности, на которые человек опирается, определяя смысл своей жизни, решая, как поступать в той или иной ситуации.

Оценочная. Мы даём оценку собственным поступкам и действиям других людей, сравнивая их с нравственным идеалом.

Познавательная. Человек учиться самостоятельно различать добро и зло, нравственное и безнравственное.

Воспитательная. Усваивая моральные ценности и нормы, человек формирует свою нравственную культуру. Он учится реализовать свои нравственные установки на практике, не ожидая подсказок со стороны окружающих.

Ну, и напоследок об основных понятиях.

Мораль - это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.

Нравственность - внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.

"Наука"

 

Какие определения можно дать термину «наука»?

Во-первых, это специализированная познавательная деятельность, цель которой - получение знаний о мире и человеке. Знаний объективно истинных, обоснованных, системно организованных.

Во-вторых, это система знаний об определённой области действительности. Физика - это наука о свойствах и строении материи, о формах её движения и изменения. Биология - наука о живой природе. Экономика - наука, изучающая способы наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов.

И в-третьих, наука - это особый социальный институт. Он включает в себя широкую сеть специальных организаций и учреждений. И играет очень важную роль в жизни общества.

Это если конспективно. Ну а теперь более подробно ответим на следующие вопросы:

В чём заключается особенность научного познания мира?

Какие критерии используют для классификации научных дисциплин?

Каковы социальные функции науки?

Понятие «познание» гораздо шире, чем «наука». Для того чтобы приобретать знания об окружающем мире, совсем не обязательно быть учёным. Для ориентации в окружающей действительности большинству людей вполне достаточно так называемых обыденных знаний. Тех, которые мы получаем благодаря собственному жизненному опыту. Или жизненному опыту других людей, которые нам о нём рассказывают. Вы уже знаете о том, что информацию о мире мы получаем с помощью органов чувств. А затем «перевариваем» её разумом.

Рациональные знания - это знания о том, как нечто можно сделать, осуществить. Чтобы вода кипела, нужно нагреть её до ста градусов Цельсия и поддерживать эту температуру. Образующий пар стремиться занять гораздо больший объём, чем занимает вода. Он с силой вырывается через носик чайника, заставляет свистеть свисток, надетый на носик. Или подпрыгивать крышку чайника. А потом кто-то додумывается, как преобразовать энергию пара в механическую работу. Расширяющийся пар поднимает цилиндр в поршне, который, в свою очередь, вращает вал паровой машины. Это - практические (или инструментальные) знания.

Специфика науки заключается в том, что она вырабатывает также и теоретические (фундаментальные) знания. То есть знания о том, что собой представляет та или иная вещь. Из каких элементов она состоит. Как эти элементы влияют друг на друга. Почему некий процесс, явление развиваются именно так, а не иначе. Что происходит с водой при нагревании? Почему жидкость переходит в газообразное состояние? А если эта жидкость не вода? Она тоже будет кипеть? При какой температуре? От чего зависит температура кипения жидкостей?

Принято выделять 2 уровня научного познания - эмпирический и теоретический. Цель первого из них - установление фактов, а второго - их объяснение. Для каждого из уровней характерны особые способы и методы исследования.

К эмпирическим методам научного познания относят наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение, систематизацию полученных результатов. Научное наблюдение отличается от обычного чёткой направленностью. Перед его началом исследователь ставит конкретную цель, определяет, на что именно он будет обращать особое внимание. То есть я, например, не просто буду смотреть на звёздное небо, а отслеживать, как изо дня в день меняется положение конкретного небесного тела относительно остальных. А для того, чтобы компенсировать ограниченность своих органов чувств - в данном случае зрения - создам и буду использовать специальные приборы. В частности, телескоп.

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что учёный активно воздействует на исследуемый объект. Создаёт какие-то новые условия для его существования. Устраняет воздействие тех или иных факторов. Что произойдёт, если одну половинку корня одуванчика посадить в горах, а другую на равнине? Будут ли эти цветки развиваться одинаково?Английский философ 16-17 века Фрэнсис Бэкон называл эксперимент «пыткой, с помощью которой человек заставляет природу выдать свои секреты».

К универсальным теоретическим методам научного познания, относят анализ и синтез. Анализ - это процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части для их подробного изучения. Синтез - мысленное или фактическое воссоединение целого из частей, свед е ние в единое целое данных, добытых анализом. Для теоретического осмысления полученных данных используется также дедукция и индукция. Первый термин означает переход от общих положений к частным выводам. А второй - установление закономерностей на основе наблюдаемых частных фактов. Назовем и некоторые другие методы теоретического уровня научного познания.

Аналогия - вывод о сходстве объектов по какому-либо признаку на основе сходства других их признаков.

Моделирование - создание для удобства изучения заместителя (модели) объекта. В качестве примера можно привести компьютерную модель генома человека. Или макет проектируемого самолёта, который обладает теми же аэродинамическими свойствами, что и оригинал.

Абстрагирование - отвлечение от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Например, один и тот же предмет может изучаться физиками, и математиками. Для физики существенны одни его свойства (твердость, теплопроводность, электропроводимость), для математики же эти свойства несущественны, она изучает лишь форму, размеры, расположение предмета.

Идеализация - создание понятий для объектов, реально не существующих, но имеющих прообраз в окружающей действительности: геометрическая точка, идеальный газ, абсолютно твёрдое тело.

Формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде. Например, через математические формулы или химических символы.

Результатом теоретического познания является выведение законов. Закон - это объективная, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Система законов и есть теория. Теория не только описывает объект и объясняет, как он действует. Она также позволяет предсказать возможные его изменения.

Уровни научного познания существуют в единстве, дополняют друг друга. И тем не менее, одни науки больше сосредоточены на том, как можно сделать ту или иную вещь. Их называют прикладными. А другие предлагают объяснение того, что представляет собой вещь. Это - фундаментальные науки. Например, генетика - фундаментальная наука, а селекция - прикладная. Её цель - выведение новых сортов растений или новых пород животных, используя в том числе законы, открытые генетикой.

Науки классифицирует также по объекту исследования.

К естественным относят науки о природе. О космосе: астрономия, астрофизика. О Земле: геология. О неорганической и органической природе: физика, химия, биология. О человеке, как природном существе: анатомия, антропология.

Точные науки изучают абстракции: числа, знаковые системы. Это, к примеру, математика и информатика.

Объектом исследования социальных наук - социологии, экономики, политологии - является общество. Педагогика, психология и другие науки, изучающие человека как личность, его духовный мир, принято относить к гуманитарным. Так как человек и общество - вещи трудно разделимые, две последние группы наук часто объединят в одну - социогуманитарные.

Есть ещё технические науки: агрономия, механика, электротехника. Они изучают закономерности «второй природы» - мира техники и технологий.

Число научных дисциплин постоянно растёт. Сейчас их насчитывается около 15 тысяч. Профессия учёного становится массовой. Если в начале двадцатого века в различных научных учреждениях мира трудилось около ста тысяч учёных, то в конце - уже более 5 миллионов. В 2015 году ЮНЕСКО - Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры - опубликовала новые данные. В мире никогда не было так много ученых.

Расходы на финансирование научных исследований в 2013 году достигли почти полутора триллионов долларов. Это 1,7% от мирового ВВП. В развитых странах эти расходы составляют от двух с половиной до четырёх процентов валового внутреннего продукта. Может быть именно поэтому они и развитые?

Вы часто слышите о том, что мы живём в условиях научно-технической революции. Её начало относят к середине 20 века. Первый этап НТР привёл к автоматизации производства. С конца 70 годов начался второй этап - компьютерная революция. Третий ознаменовался развитием революционного вида связи - глобальной сети Интернет и успехами биотехнологий и генной инженерии. Главная черта НТР - превращение науки в непосредственную производительную силу. Это означает, что научные открытия практически тотчас же внедряются в производство. Зачастую исследования и проводятся для того, чтобы создать новое поколение техники или разработать новую технологию.

Наука активно влияет на экономику, способствует повышению эффективности производства, освоению новых и экономии уже освоенных ранее ресурсов. В этом проявляется её производственная, или иначе говоря, технико-технологическая или преобразующая функция.

Но наука влияет не только на развитие производства. Научные знания широко внедряются в образование. Наука оказывает большое влияние на политику. Чтобы быть эффективным, государственное управление должно иметь научную основу. Возрастание роли науки изменяет и социальную жизнь общества. Меняется профессиональная структура населения: одни специальности отмирают, другие требуют всё большего притока квалицированных кадров.

Но, разумеется, основной функцией науки остаётся познавательная (гносеологическая): производство нового знания. Наука открывает объективные факты и законы, объясняет явления природы и общества. Получаемые знания позволяют уточнять, совершенствовать научную картину мира. То есть наука выполняет также и мировоззренческую функцию.

Кроме чисто познавательных проблем, современной науке приходится решать и другие - этические. Главная из них - противоречивость научно-технического прогресса. Его достижения могут быть использованы как во благо, так и во вред человеку. Последствия современных научных исследований часто очень сложно предсказать. Вы, вероятно, слышали, например, о спорах, связанных с широким распространением геномодифицированных продуктов. Насколько они безопасны для здоровья людей? Пожалуй, стопроцентно аргументированного ответа на этот вопрос сейчас не может дать никто.

Как повлияет возможное клонирование человека на физическое и психическое здоровье потомства? Успехи по пересадке органов с особой остротой поставили вопрос о том, как определить момент смерти их донора. Что может случиться с нашей планетой, если люди научатся управлять климатом?

Подобные вопросы можно задавать ещё очень долго. А ведь есть ещё и проблемы другого рода. Как сочетать идею о необходимости превращения научного знания в общее достояние человечества с национальной безопасностью государств? Каким образом учёный останется свободным от соображений личной выгоды? Будет бескорыстно искать истину, не думая о завоевании славы, получения денежного вознаграждения. Как сочетать необходимость настойчиво отстаивать свои научные убеждения, не взирая на заслуги оппонентов, с мужеством отказаться от них, если будет обнаружена их ошибочность?

«Учёный прежде всего - человек. И поэтому мораль, нравственные ценности важней всего - и в личной, и в общественной жизни, и в научной работе», - писал выдающийся физик и общественный деятель Андрей Дмитриевич Сахаров.

"Философия"

 

Греческое слово «филео» означает «любить, иметь склонность к чему-то». «София» - «мудрость, проницательность». Всё вместе - любовь к мудрости, философия. Мудрость - это не просто знания, это «способность грамотного применения знаний; большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Такое определение даёт Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова.

В общем-то, это можно сказать о любой науке. Научные знания - не просто набор фактов. Констатация: в окружающем мире происходит то-то и то-то. Это всегда объяснение причин, предвидение последствий, поиск возможностей применения в практической деятельности. Не случайно древние греки понимали под «философией» всю совокупность научных знаний о мире. Первым этот термин стал использовать древнегреческий философ Платон в 4 веке до нашей эры.

Но количество научных знаний росло. Они становились всё более многообразными. И из общей философии начали выделяться конкретные науки. Они специализировались на всё более узкой сфере деятельности. Чтобы исследования стали более глубокими. Вот, например, физика - наука о природе, а именно, о свойствах и строении материи, о формах её движения и изменения, об общих закономерностях явлений неорганической природы. Но постепенно в отдельные научные дисциплины «отпочковались» механика, оптика, электродинамика, ядерная физика, астрофизика, физика полимеров и многое другое.

Сейчас насчитывается около 15 тысяч конкретных наук. Естественные, точные, общественные, гуманитарные, технические. Каждая из них открывает закономерности развития той или иной части окружающей действительности. Но эти части не существуют сами по себе, изолированно друг от друга. Мир един. Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Её цель - придать мировоззрению человека целостность, а его деятельности - познавательной и практической - направленность.

Философия, как и любая другая наука, критична. То есть её утверждения опираются не на веру, а на доказательства. Она подвергает сомнению любую устоявшуюся истину, требует её обоснования. Особенностью философских положений и выводов является то, что они имеют предельно общий характер. Их невозможно проверить с помощью опыта, эксперимента. Они подтверждаются логикой теоретических рассуждений.

Философия не избежала участи других наук. В ней тоже выделись отдельные направления.

Онтология - учение о бытии, об основных принципах его устройства, формах и свойствах.

Гносеология - учение об общих законах и формах познания.

Логика - учение о нормах и законах мышления, выводном знании.

Диалектика - учение о развитии.

Аксиология - теория ценностей, которые задают направленность и мотивированность человеческой жизни.

Герменевтика - теория понимания и толкования знаний.

Этика - учение о нравственном отношении человека к миру.

Эстетика - учение о красоте и гармонии.

И это мы ещё не всё назвали. Да к чему человеку все эти знания, которые тем более не проверяются опытом?! Конкретные науки реально позволяют решать жизненные проблемы, облегчать жизнь человека, делать её более комфортной. А философы только языком болтают… Возможно, вы уже встречали людей с такой позицией?

Зачем нужна философия? Этот вопрос люди задают практически с того момента, как она появилась. То есть приблизительно 2,5 тысячи лет. Если бы она, в самом деле, ничего не давала людям, вероятно, за это время можно было разобраться. Но философы работают до сих пор. И вы, при желании, можете получить философское образование. С 2002 года по предложению ЮНЕСКО в каждый 3 четверг ноября проводится Международный день философии. Смысл праздника заключается в том, чтобы приобщить людей к философскому наследию человечества, открыть сферу обыденного мышления для новых идей.

Итак, какие функции выполняет философия в обществе?

Одну мы уже назвали - мировоззренческая. Мировоззрение, как вы помните, состоит из важнейших убеждений человека. На них он опирается, когда определяет смысл своей жизни, своё место в мире, делает выбор. Философское мировоззрение не догматично, оно требует доказательств и обоснований. А значит, побуждает нас уважительно и внимательно относиться к убеждениями других людей. Сравнивать свои и чужие аргументы, вести дискуссию, быть терпимыми к иным взглядам.

А это уже свидетельствует о выполнении философией другой функции - критической. Постоянно анализировать то, с чем сталкиваешься. Не только знания, идеи, но и действительность в целом. Видеть противоречия, то негативное, что мешает развитию. И искать пути устранения этого негатива из своей жизни и из жизни общества.

Неотъемлемой частью философии является теория познания. Она снабжает человека теми средствами, с помощью которых он имеет возможность получать истинные знания о мире. А также методами - нормами и правилами - других видов человеческой деятельности: общественной, эстетической. В этом проявляются гносеологическая и методологическая функции философии.

Философия предлагает также систему оценок явлений действительности, помогает ориентироваться в окружающем мире, выстраивать иерархии ценностей. То есть выполняет ценностно-ориентировочную, аксиологическую функцию.

Важную роль играет воспитательная функция философии. Она воздействует на интеллект человека.

Формирование убеждений, навыков деятельности побуждает человека быть активным, творческим, результативным. Это если речь идёт о гуманистической философии. В противном случае человек может сознательно отдалиться от людей, достижений культуры, занять пассивную позицию.

Философия объединяет, интегрирует всё накопленное человечеством знание в единую систему. Кроме того, она способна объединить тех людей, у которых сформировались схожие представления об устройстве мира и направлении его развития.

Объясняя причины возникновения и пути совершенствования человеческого общества, философия выполняет социальную функцию. Она вырабатывает концепцию идеального общества и государства. Стремясь воплотить её в жизнь, люди могут преобразовать общественный строй, общественные отношения. Принципы, на которых сейчас строится демократическое государство - теория естественного права, народного суверенитета и разделения властей - ещё в 18 веке были всего лишь идеей. Представлениями просветителей об идеальном устройстве общества и государства.

Философия учит предельно обобщать действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. И опираясь на них прогнозировать развитие природы, общества, познавательных процессов. Предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в будущем. В данном случае речь идёт о мыслительно-теоретической и прогностической функции философии.

Возможно, вам приходилось слышать об основном вопросе философии. Разные учёные формулировали его по-разному. Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза считали, что это вопрос о завоевании человеком господства над природой. Клод Гельвеций основным называл вопрос о сущности человеческого счастья. Жан-Жак Руссо призывал философов найти пути преодоления социального неравенства. А один из представителей философии экзистенциализма Альбер Камю спрашивал: «Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?» Экзистенциалисты считают, что жизнь не имеет смысла до тех пор, пока человек сам не определит его для себя.

Многие философы, вслед за Фридрихом Энгельсом, основной вопрос формулируют так: «Каково отношения мышления к бытию?» Или по-другому: «Что первично: материя или сознание?» Давайте и мы с вами остановимся на этой формулировке.

В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на материалистов и идеалистов. И это разделение появилось ещё в колыбели философии - Древней Греции.

«Первично сознание», - заявлял Платон. И пояснял. Представьте себе, как появляется прекрасная ваза.

Вначале ремесленник представляет себе, какой она должна быть. А затем воплощает замысел. Вначале образ, идея, затем вещь. Так и мир, гармоничный Космос, вначале возник в сознании творца - Демиурга. А затем был создан им.

«Мир не создан никем из богов и никем из людей», - утверждал его оппонент Гераклит. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты», - поддерживал его другой представитель древнегреческого материализма Демокрит. Атомы неделимы и вечны. Они постоянно движутся в пустоте, сталкиваются, соединяются друг с другом. Затем, в результате новых столкновений, их соединения распадаются. Именно с этим связано многообразие мира и его изменчивость. Целое, состоящее из частей, может прекратить своё существование, но части - атомы - неуничтожимы. Видные представители более позднего материализма - Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин.

Разновидностями идеализма являются объективный и субъективный идеализм. Платон, а также Готфрид Лейбниц, Георг Вильгельм Гегель и многие другие философы - объективные идеалисты. Они считают, что окружающий нас материальный мир реально существует. Но кроме человеческого сознания, человеческого разума существует и гораздо более высокоорганизованный «мировой разум». Именно он и определят, как будут проходить те или иные материальные процессы. Направляет развитие мира.

Для субъективных идеалистов реально существует лишь познающий мир субъект. А окружающие его предметы - комбинации его ощущений. Всё, что мы видим, слышим, осязаем, существует таковым лишь в нашем сознании. Видными представителями субъективного идеализма были Джордж Беркли, Дэвид Юм и Иммануил Кант.

Когда существуют противоположные точки зрения, всегда есть те, кто ищут «золотую середину». Философов, признающих материю и сознание равнозначными основаниями всего существующего, называют дуалистами. Это Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Вольтер, Исаак Ньютон и другие.

Из основного вопроса философии вытекает ещё один: «Познаваем ли мир?»

Большинство философов настроены оптимистично: «Да, человек может познать мир. И его знания могут быть истинными, то есть соответствовать объективной реальности». Так считают материалисты. И объективные идеалисты. Творец создал окружающий мир, в том числе и человека с его познавательными возможностями. Значит, предусмотрел возможность познания человеком мира.

А вот большинство субъективных идеалистов - агностики. Они отрицают возможность получения истинных знаний. Если окружающий мир - лишь то, что существует в сознании субъекта, то как его познать? В моём сознании - он один, в вашем - другой.

Среди гносеологических оптимистов достаточно долго выделялись группы эмпириков и рационалистов. Каждое из этих направлений абсолютизировало один из уровней познания: чувственный или рациональный.

Ещё один важный вопрос, на который по-разному отвечают философы - есть ли в мире нечто постоянное, или он постоянно изменяется?

Метафизики считают, что основы, первоначала бытия неизменны. Все предметы и явления они рассматривают в состоянии покоя. Основателем этого направления в философии является Аристотель.

Первым диалектиком тоже был представитель древнегреческой философии - Гераклит. «Нельзя дважды войти в одну реку, - говорил он. - Вода в ней уже в следующее мгновение будет другой». Немецкий философ Георг Гегель, живший на рубеже 18-19 веков, сформулировал основные законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. И закон отрицания. Они объясняют, почему, как и в каком направлении развивается мир. Но в том, что они собой представляют, попробуйте разобраться самостоятельно. Диалектика - мощная вещь. Она заставляет несколько по-другому взглянуть на окружающую действительность.

 

"Религия"

 

«Случись, что Бога нет, его б пришлось создать», - читаем мы в одном из стихотворений знаменитого французского философа Вольтера. Эту же идею, только в прозаической форме, веком раньше высказал архиепископ Кентерберийский Джон Тил­-лотсон. «Существование Бога настолько удобно, настолько полезно, настолько необходимо для счастья человечества, что, если бы существование Бога не было необходимо само по себе, его, если позволено так выразиться, следовало бы создать ради пользы и блага людей».

Оба автора, скорее всего, имели в виду ту роль, которую играет религия в обществе. Те социальные функции, которые она выполняет. Давайте попробуем их назвать.

Религия предлагает целостную картину мира. Как возник мир, по каким законам он развивается, какое место занимает в нём человек. Чётко определяется смысл жизни, цели, к которым нужно стремиться, главные ценности. Вы уже знаете, как важно для человека ответить самому себе на эти «вечные» вопросы.

Религия предъявляет определённые, достаточно жёсткие требования к верующим. Её заповеди фиксируют основные нормы поведения, в большей или меньшей степени регламентируют повседневную жизнь людей. Сколько раз в день молиться, какую пищу принимать, когда воздерживаться от обычных занятий, работы. Иногда религиозные нормы содержат указания о распоряжении доходами и имуществом. «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня». «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: сыну достается доля, равная доле двух дочерей».

Религиозные нормы и правила поддерживаются авторитетом высшей силы. Судьи, от которого не укроется ничто. Перед которым придётся держать ответ, если не в земной жизни, то после её окончания.

Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный судия: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь…

Такое предупреждение бросал Михаил Лермонтов в лицо тем, кого винил в смерти Александра Пушкина.

Религия гарантирует, что человек никогда не будет один. Если даже у него не будет возможности общаться с единоверцами, он всегда может обратиться к Богу, ангелам, душам умерших. Общие религиозные убеждения - важнейший фактор объединения, сплочения людей. Разумеется, религия может выступать и как разъединяющий, дезинтегрирующий фактор. Если речь идёт о разных религиях. Увы! История человечества переполнена конфликтами на религиозной почве. Как на бытовом уровне, так и в отношениях между народами.

Религия вносит свой весомый вклад в сокровищницу мировой духовной культуры. Идеи, ценности, верования. Церковная архитектура, живопись, скульптура, музыка. Сюжеты религиозных преданий. Были периоды, скажем, европейское средневековье, когда церковь оставалась чуть ли не единственным очагом системного образования.

Итак, какие функции мы назвали? Мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая, культуротворческая. Но для человека, каждого отдельного верующего, пожалуй, наиболее значима ещё одна функция. Компенсаторная. Жизнь далеко не всегда справедлива к нам. Она приносит не только радости, но и проблемы, страдания. Бывает так, что человек не находит в себе сил противостоять им. И рядом может не быть никого, кто бы помог, поддержал, утешил. Вера часто даёт это утешение, надежду на справедливое воздаяние. Пусть даже и в ином мире.

«Религия есть опиум народа», - писал в одной из своих работ Карл Маркс. Часто эту фразу толкуют таким образом, что, дескать, немецкий философ-материалист считал религию всего лишь одурманивающим сознание наркотиком. Но начинается это высказывание так: «Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира». Во времена Маркса опиум был популярен как обезболивающее средство. Никогда не вырывайте цитату из контекста и исторической обстановки.

Религия - это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил и зависимость от них человеческих действий и самой жизни человека. Центральное место в большинстве религий занимает Бог или боги. Но понятие сверхъестественного гораздо шире. Это то, что находится над физическим миром и действует вне влияния законов природы. То, что выпадает из цепи причинных связей и зависимостей. Поэтому доказать или опровергнуть существование сверхъестественного привычными для научного познания способами невозможно. В это можно либо верить, либо не верить.

Вообще, вера - основной элемент религиозного сознания. Она включает в себя следующее. Вера в двойственность мира. Реальность не только земного, материального, посюстороннего, но и сакрального (священного), небесного, сверхъестественного, потустороннего мира. Вера в приоритет, главенство сакрального мира. И вера в возможность взаимодействовать с ним, вступать в определённые отношения. Говоря проще, если вы обратитесь к Богу, он вас услышит. Может помочь или наказать. В этой, земной жизни.

Религиозное сознание включает в себя также религиозные представления людей, настроения, чувства. Представления, приведённые в систему - это уже религиозное учение. В его основе - Символ веры, совокупность главных догматов. Догматом (или догмой) принято называть утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению). Толкует догматы и защищает их от критики извне теология - богословие.

Не стоит путать теологию с религиоведением. Последнее изучает различные религии мира как часть духовной культуры человечества.

Кроме религиозного сознания в структуру религии входят также религиозные нормы, религиозные действия и религиозные организации. О нормах мы уже говорили.

Разделяют культовые и внекультовые религиозные действия. Культ - это символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, молитвы… Чаще всего они происходят по определённому, установленному образцу. Внекультовые действия можно разделить на духовные и практические. К первым относят выработку религиозных идей, создание и чтение богословских сочинений, самоуглубление, медитацию. Ко вторым - защиту религии и её пропаганду, например, миссионерскую деятельность.

Первой религиозной организацией стала община - объединение верующих, живущих на одной территории и совместно выполняющих религиозные обряды. Когда количество сторонников той или иной религии значительно возрастает, возникает церковь. Это иерархически организованное объединение верующих, которые разделяются на паству (мирян) и клир (жрецов, священнослужителей). Объединение верующих одного вероиспов е дания часто называют конфессией. Да и само вероиспов е дание тоже так называют.

Существует и такая разновидность религиозной организации, как секта. Секта - религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.

Многие современные религии, в том числе и мировые, первоначально возникали как секты. Буддизм был оппозиционен индуизму, христианство - иудаизму, протестантизм - католицизму. Из-за своей оппозиционности сектанты часто гонимы религиозным большинством, иногда и государством (если преобладающая религия является государственной). Поэтому среди них распространены тенденции к изоляции, противопоставления себя окружающему миру. Приверженцы секты верят в свою исключительность, особую роль в деле спасения. Очень высока роль религиозного лидера. Прежде всего, это связано с тем, что религиозное учение ещё только формируется, не существует устоявшегося культа, традиций.

Существуют секты тоталитарного типа. Религиозное объединение требует от своих приверженцев полного отказа от контакта с внешним миром, отказа следовать иным нормам и правилам, в том числе и государственным законам. Культовые действия направлены на установление полного контроля над сознанием верующих, манипуляцию им. Разрыв отношений с сектой становится практически невозможным. В случае, если он произойдёт, человеку требуется длительная психологическая реабилитация.

Вообще, религиозность может проявляться у верующих в разной степени.

Слепая, доведённая до крайней степени приверженность религиозным идеям, стремление неукоснительно следовать им в практической жизни - религиозный фанатизм. Фанатики нетерпимы и агрессивны к иноверцам. Часто это воплощается в насильственных действиях против них.

У религиозных подвижников вера также глубоко укоренена во все структуры сознания. Но в тоже время она нравственно регулирует их поведение. Они убеждены в истинности своей веры, но с уважением и терпимостью относятся к людям с другими взглядами.

Большинство современных верующих - это люди с умеренной религиозностью. Они верят в Бога, высший Разум, бессмертие души. Но в их мировоззрении религиозный элемент не является решающим. Он связан со сферой нравственности, определения смысла жизни. В обыденных действиях такие верующие руководствуются нерелигиозными нормами. О


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: